- организацию и проведение
оперативного контроля за исполнением
федерального бюджета в отчетном
году;
- проведение комплексных
ревизий и тематических проверок
по отдельным разделам и статьям
федерального бюджета, бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
- экспертизу проектов
федерального бюджета, законов
и иных нормативных правовых
актов, международных договоров
Российской Федерации, федеральных
программ и иных документов, затрагивающих
вопросы федерального бюджета и финансов
Российской Федерации;
- анализ и исследование
нарушений и отклонений в бюджетном
процессе, подготовку и внесение
в Совет Федерации и Государственную
Думу предложений по их устранению,
а также по совершенствованию
бюджетного законодательства в
целом;
- подготовку и представление
заключений в Совет Федерации
и Государственную Думу по
исполнению федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов в отчетном году;
- подготовку и представление
заключений и ответов на запросы
органов государственной власти
Российской Федерации.
Таким образом, хотя Счетная
палата РФ является специализированным
контрольным органом, она вправе
осуществлять и другие виды деятельности.
Однако, основным видом деятельности
Счетной палаты РФ является именно
контрольно-ревизионная деятельность.
Подобное заключение можно
сделать из определения финансового
контроля и поставленных перед Счетной
палатой РФ задач. Финансовый контроль
- это основанная на нормах финансового
права, система мероприятий по контролю
за экономической обоснованностью использования
государственных финансовых средств,
соблюдением финансовой дисциплины, законностью
и достоверностью финансовых операций,
порядком и формирования и использования
федерального и регионального бюджета,
эффективностью использования налоговых
льгот, соблюдением финансового законодательства,
исполнением международных финансовых
обязательств РФ, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга. Профессор
А.Н. Козырин, в свою очередь определяет
финансовый контроль как «осуществляемую
с использованием специфических организационных
форм и методов деятельность государственных
(а в ряде случаев и негосударственных)
органов, наделенных законом соответствующими
полномочиями, в целях установления законности
и достоверности финансовых операций,
объективной оценки экономической эффективности
финансово-хозяйственной деятельности
и выявления новых резервов ее повышения,
увеличения доходных поступлений в бюджет
и сохранности государственной собственности».
Таким образом, финансовый контроль по
своей сути является очередностью действий
(или совокупностью мероприятий) ориентированной
на результат - предотвращение нарушений
при осуществлении государством финансовой
деятельности. Какие предусмотренные
законом виды деятельности контрольных
органов при этом будут произведены, является
уже скорее второстепенным вопросом. Иными
словами, экспертно-аналитическая, информационная
и все иные виды деятельности Счетной
палаты РФ являются дополнительными и
вспомогательными по отношению к деятельности
контрольно-ревизионной.
Кроме того, является очевидным,
что для представления заключения
по исполнению федерального бюджета
в палаты Федерального Собрания РФ
необходимо вначале это исполнение
проверить. Аналогично анализ и исследование
нарушений и отклонений в бюджетном процессе
нельзя провести, предварительно не выявив
эти нарушения в результате контрольно-ревизионных
действий. Экспертизу проектов федерального
бюджета невозможно провести без информации
о выявленных в предыдущие годы нарушениях.
В материалах, размещенных на официальном
сайте Счетной палаты РФ, указывается,
что именно проверки, объединенные в единый
комплекс на основе общей тематики, позволили
всесторонне изучить различные вопросы
и проблемы формирования и исполнения
федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, финансово-хозяйственной
деятельности проверяемых объектов.
Таким образом, все виды деятельности,
осуществляемые Счетной палатой
РФ, тесно связаны между собой
и являются по своей сути контрольными,
так как направлены на решение
и достижение задач и целей
финансового контроля, поставленных
перед Счетной палаты РФ, как специализированным
государственным контрольным органом.
Однако именно такой вид деятельности
Счетной палаты РФ как контрольно-ревизионная
деятельность обеспечивает непосредственное
выполнение этим органом, возложенных
на него функций.
Состав и структура Счетной палаты.
Счетная палата состоит из
Председателя Счетной палаты, заместителя
председателя, аудиторов, аппарата.
Структуру и штатное расписание
аппарата счетной палаты утверждает
Коллегия Счетной палаты по представлению
председателя счетной палаты в пределах
средств на содержание Счетной палаты.
Общая сумма
бюджетных средств, направляемых ежегодно
на содержание Счетной палаты, составляет
около двух процентов от суммы
выявленного в течение года нецелевого
расходования бюджетных средств.
Председатель Счетной палаты Российской
Федерации и заместитель Председателя
Счетной палаты Российской Федерации
назначаются и освобождаются от должности,
соответственно, Государственной Думой
и Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по представлению
Президента Российской Федерации. Половина
состава аудиторов Счетной палаты назначается
и освобождается от должности Государственной
Думой, а другая половина состава аудиторов
Счетной палаты - Советом Федерации по
представлению Президента Российской
Федерации.
Срок
полномочий Председателя Счетной палаты,
заместителя Председателя Счетной
палаты и аудиторов Счетной палаты
составляет 6 лет. Деятельность Счетной
палаты не приостанавливается в связи
с роспуском Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации.
Председатель счетной
палаты:
- осуществляет руководство
деятельностью счетной палаты
и организует ее работу в соответствии
с регламентом Счетной палаты;
- представляет Совету
Федерации и Государственной
думе совместно с заместителем
Председателя Счетной палаты
отчеты о работе Счетной палаты;
- представляет Счетную
палату в органах государственной
власти Российской Федерации
и за рубежом.
Заместитель председателя Счетной
палаты выполняет должностные обязанности
в соответствии с Регламентом
Счетной палаты, исполняет в отсутствие
Председателя счетной палаты его функции,
по поручению Председателя с четной палаты,
представляет счетную палату в органах
государственной власти Российской Федерации
и за рубежом.
Аудиторы Счетной палаты
– должностные лица, возглавляющие
определенные направления деятельности
Счетной палаты, которые охватывают
комплекс, группу и совокупность ряда
доходных или расходных статей федерального
бюджета, объединенных единством назначения
Для рассмотрения вопросов
планирования и организации работы
Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной
деятельности, отчетов и информационных
сообщений, направляемых Совету Федерации
и Государственной Думе, образуется
Коллегия Счетной палаты. В состав
Коллегии Счетной палаты входят Председатель
Счетной палаты, заместитель Председателя
Счетной палаты и аудиторы Счетной
палаты. По совместному предложению
Председателя Счетной палаты и заместителя
председателя Счетной палаты Коллегия
принимает регламент счетной палаты, утверждает
содержание направлений деятельности,
возглавляемых аудиторами Счетной палаты.
Основу аппарата составляют инспекции,
которые специализируются на определенных
функциональных задачах и непосредственно
осуществляют контрольные и экспертно-аналитические
мероприятия. Согласно Федеральному закону
"О Счетной палате Российской Федерации"
инспекторы Счетной палаты, при выполнении
своих служебных обязанностей по проведению
бюджетно-финансового контроля, имеют
право беспрепятственно посещать государственные
органы, предприятия, учреждения и организации,
банки и иные кредитно-финансовые учреждения
независимо от форм собственности, воинские
части и подразделения, входить в любые
производственные, складские, торговые
и канцелярские помещения, если иное не
предусмотрено законом; а также инспекторы
Счетной палаты несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации за достоверность результатов
проводимых ими проверок и ревизий, представляемых
в государственные органы или предаваемые
гласности, а также за разглашение государственной
и иной охраняемой законом тайны.
Сегодня
в аппарате работает чуть более тысячи
сотрудников. Средний возраст сотрудников
аппарата - 45,2 года. Формирование коллектива
осуществляется под непосредственным
руководством Председателя Счетной палаты
по представлениям аудиторов, а также
руководителей соответствующих подразделений
аппарата. Основными критериями подбора
кадров служат профильное образование
и опыт контрольно-ревизионной работы.
Высшее образование имеют 97 процентов
сотрудников. Повышенные требования к
квалификации сотрудников предопределили
необходимость эффективной системы профессиональной
подготовки и переподготовки, которая
охватывает все категории сотрудников
и осуществляется как непосредственно
на рабочих местах, так и в учебных заведениях:
Российской академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации,
Финансовой академии при Правительстве
Российской Федерации, Академии народного
хозяйства при Правительстве Российской
Федерации, Московской государственной
юридической академии и др.
2.4. Задачи и контрольные
полномочия Счетной палаты
Согласно
закону Счетная палата Российской Федерации
осуществляет:
- контроль
за своевременным исполнением
доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
- определение
эффективности и целесообразности
расходов государственных средств
и использования федеральной
собственности;
- оценку
обоснованности доходных и расходных
статей проектов федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
- финансовую
экспертизу проектов федеральных
законов, а также нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы федерального бюджета
или влияющих на формирование
и исполнение федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов.
Контрольные
полномочия Счетной палаты распространяются
на все государственные органы и
учреждения в Российской Федерации,
на федеральные внебюджетные фонды,
на органы местного самоуправления, предприятия,
организации, банки, страховые компании
и другие финансово-кредитные учреждения,
их союзы, ассоциации и иные объединения
независимо от видов и форм собственности,
если они:
- получают,
перечисляют, используют средства
из федерального бюджета;
- используют
федеральную собственность либо
управляют ею;
- имеют
предоставленные федеральным законодательством
или федеральными органами государственной
власти налоговые, таможенные
и иные льготы и преимущества.
Все органы государственной власти в Российской
Федерации, органы местного самоуправления,
Центральный банк Российской Федерации,
предприятия, учреждения, организации
независимо от форм собственности обязаны
предоставлять по запросам Счетной палаты
информацию, необходимую для обеспечения
ее деятельности. Неправомерный отказ
в предоставлении или уклонение от предоставления
информации (документов, материалов), а
также предоставление заведомо неполной
либо ложной информации влечет за собой
уголовную ответственность, предусмотренную
Уголовным кодексом Российской Федерации.
Контрольные
органы Президента и Правительства
Российской Федерации, министерств
и ведомств, иные государственные
контрольные органы обязаны оказывать
содействие деятельности Счетной палаты.
2.5 Организация и планирование
работы Счетной палаты
Счетная
палата осуществляет годовое и текущее
планирование своей деятельности. План
работы Счетной палаты представляет
собой совокупность контрольных
мероприятий, экспертно-аналитических
и других работ.
Проект
годового плана работы рассматривается
и утверждается Коллегией Счетной
палаты, после чего становится обязательным
для исполнения всеми должностными
лицами и сотрудниками аппарата. Любые
изменения, дополнения, уточнения могут
быть внесены в план работы Счетной
палаты не иначе как по решению
Коллегии Счетной палаты.
Текущее
планирование реализуется в ежеквартальных
планах работы Коллегии. Эти планы
определяют конкретные сроки (месяц, число)
представления и рассмотрения на
заседаниях Коллегии отчетных материалов
по контрольным мероприятиям.
В соответствии
с законом обязательному включению
в планы и программы работы
Счетной палаты подлежат поручения
Совета Федерации и Государственной
Думы, обращения не менее одной
пятой от общего числа членов Совета
Федерации или депутатов Государственной
Думы. Обязательному рассмотрению при
формировании планов работы Счетной
палаты подлежат запросы Президента
Российской Федерации, комитетов и
комиссий палат Федерального Собрания,
членов Совета Федерации и Государственной
Думы, Правительства Российской Федерации,
органов власти субъектов Российской
Федерации.