Состояние бухгалтерского учета издержек обращения в ИП Василенко Н.В.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение анализа издержек обращения в торговых организациях.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена экономическая сущность, состав, классификация, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством.

Файлы: 1 файл

Издержки обращения.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.

Повышение рентабельности деятельности торгового предприятия возможно как за счёт роста его доходов, в том числе и основного вида доходов - реализованных торговых надбавок так и за счёт оптимизации расходов предприятия. В современных условиях жёсткой конкуренции на потребительском рынке при одновременном падении покупательской способности населения, предприятия торговли не имеют возможности существенного увеличения торговой надбавки, а, следовательно, и величины валовой прибыли, так как это приводит к росту розничных цен и снижению конкурентоспособности предприятия. Другие же виды доходов (операционные, внереализационные) занимают, как правило, незначительный удельный вес в структуре доходов торгового предприятия и поэтому не оказывают существенного влияния на общую сумму его доходов. Поэтому в современных условиях деятельности предприятия торговли все большее значение приобретает оптимизация расходов предприятия торговли (издержек обращения). Изучение издержек обращения в сфере торговли имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня производственных затрат.

Необходимость качественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития, выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач системы управления предприятием. Особую специальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией об издержках обращения.

Правильная организация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.

Экономический анализ издержек обращения торговой организации позволяет выявить полезные и бесполезные расходы, резервы их снижения (абсолютного и относительного) и разработать на этой основе экономическое обоснование расходов на будущий период с целью и повышения рентабельности деятельности торгового предприятия в целом.

Чтобы усилить контроль за издержками обращения предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергий и материалов.

Актуальность вышерассмотренных проблем и определила выбор темы курсовой работы.

Целью написания курсовой работы является рассмотрение анализа издержек обращения в торговых организациях.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были определены и решены следующие задачи:

Рассмотрена экономическая сущность, состав, классификация, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством.

Подробно изучены методики анализа издержек обращения. Осуществлён подробный экономический анализ издержек обращения торговой организации, проведена оценка влияния факторов на их изменение.

Проведено экономическое обоснование издержек обращения предприятия. Предложены мероприятия по оптимизации издержек обращения в торговых организациях.

Теоретической основой написания курсовой работы являются законодательные и нормативные документы по вопросам формирования затрат и формирования финансовых результатов, налогообложению; труды отечественных и зарубежных экономистов по изучаемому вопросу и проблеме, материалы периодической печати по теме исследования, бухгалтерская отчётность, материалы собственных исследований.

Предметом анализа в данной курсовой работе являются издержки обращения торговой организации.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
    1. Методологические аспекты учета издержек обращения

 

Расходы на осуществление торговой деятельности, т. е. выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов, связанные с движением товаров от производства до потребителя, называются издержками обращения. Их можно рассматривать как себестоимость закупки, транспортировки, хранения и реализации товаров. Но особенностью издержек обращения является то, что в их состав не включается стоимость закупаемых товаров [8, с. 80].

Издержки обращения представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач. К ним относятся: затраты на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и организаций. В экономической литературе даются различные определения издержек обращения. Так, в учебнике "Экономика торгового предприятия", авторы Р.П. Валевич и Г.А. Давыдова, под издержками обращения понимаются "выраженные в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие и задач" [5, с.367].

В учебнике "Экономика торгового предприятия" авторским коллективом под руководством А.И. Гребнева дано следующее определение издержек обращения: "под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров" [6, с.238].

Следует различать категории "себестоимость" и "издержки обращения". Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) материальный, трудовых ресурсов, а также затраты на производство и реализацию. Издержки обращения представляют собой денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей.

Следовательно, основным отличием издержек обращения от себестоимости является то, что в издержках торгового предприятия не учитывается стоимость закупаемых товаров[12, с.5-10].

Коллектив авторов под руководством Ю.Л. Александров в своём учебном пособии "Экономика торгового предприятия", под издержками обращения как экономической категорией понимают "денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей"[4, с.220].

В учебнике Л.И. Кравченко "Анализ хозяйственной деятельности в торговле" дано следующее определение, что "расходы на продажу организаций, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, возникающие в процессе движения товаров от продавца к потребителю, представляют собой издержки обращения" [7, с.285].

В утвержденных в 1995 г. Комитетом Российской Федерации по торговле по согласованию с Минфином России Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания рекомендовано применять следующую номенклатуру статей издержек обращения и производства (на предприятиях торговли — издержек обращения, на предприятиях общественного питания — издержек обращения и производства) [3]:

  1. Транспортные расходы.
  2. Расходы по оплате труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
  5. Амортизация основных средств.
  6. Расходы на ремонт основных средств.
  7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстро изнашиваемых предметов.
  8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
  9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
  10. Расходы на рекламу.
  11. Расходы по оплате процентов за пользование займом.
  12. Потери товаров и технологические отходы.
  13. Расходы на тару.
  14. Прочие расходы. [8, с.83-84]

Торговые организации, с учетом специфики своего производства, могут использовать сокращенную или увеличенную номенклатуру статей издержек обращения [3, с.35].

Например, разделить статью "Транспортные расходы" на две самостоятельные статьи: "Транспортные расходы по приобретению товаров" и "Транспортные расходы по отгрузке товаров". Последняя статья особенно необходима для крупных оптовых торговых организаций.

Организация в соответствии с учетной политикой может списывать издержки обращения на себестоимость проданных товаров в полном размере либо частично. При полном списании издержек обращения их сумма ежемесячно списывается с кредита счета 44 в дебет счета 90 "Продажи".

При частичном списании издержек обращения в торговых и иных посреднических организациях их сумма распределяется:

  • в части расходов на транспортировку - между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца;
  • в остальной части - ежемесячно списывается организацией на себестоимость проданных товаров в дебет счета 90 "Продажи".

Организация ежемесячно определяет сумму издержек обращения, приходящуюся на проданные товары, как разницу между суммой издержек, числящихся на конец месяца и образованных за месяц, и их стоимостью, приходящейся на остаток непроданных товаров [7, с.286].

Значение расходов торгового предприятия определяется их ролью в формировании и распределении прибыли: различные виды расходов предприятия прямо влияют на виды прибыли. Так, величина издержек обращения торгового предприятия (коммерческие расходы) определяет сумму прибыли от продаж; операционные и внереализационные расходы, а также проценты к уплате оказывают прямое влияние на прибыль до налогообложения; а налог на прибыль и аналогичные ему платежи непосредственно определяют размер прибыли от обычной деятельности. Таким образом, от размера затрат предприятия торговли непосредственно зависит и величина финансовых результатов его деятельности.

Экономия издержек - существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребительские товары.

В экономике любого производства реализация продукции, товаров, работ, и услуг связана с определёнными затратами финансовых, трудовых и материальных ресурсов. В связи с этим все издержки подразделяются на два основных вида:

Издержки производства (себестоимость), формируемые в сфере производства;

Издержки обращения, формируемые в сфере обращения.

Кроме того, в сфере потребления выделяют такой вид издержек, как издержки потребления, представляющие собой затраты на поиск товаров, их покупку, доставку домой, подготовку к потреблению (эксплуатации).

В экономической литературе выделяют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический [14, с.13].

При первом подходе в отчётах предприятия торговли отражаются только явные (бухгалтерские) издержки обращения. При втором подходе учитываются как явные, так и неявные (экономические) издержки обращения, которые часто называют "затратами упущенных возможностей".

Неявные издержки - альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести те платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей).

Совокупная сумма явных (бухгалтерских) и неявных издержек представляет собой экономические издержки:

 

ЭИ = БИ + ЯИn + НИ, (1.1)

 

где ЭИ - экономические издержки, руб.;

БИ - бухгалтерские издержки (явные), отнесённые на соответствующие статьи издержек обращения, тыс. руб.;

ЯИn - явные издержки, оплачиваемые за счет прибыли предприятия, тыс. руб.;

НИ - неявные издержки, тыс. руб.

В рыночной экономике экономические издержки являются альтернативными, т.е. у предприятия всегда возникает потребность и возможность в выборе того или иного направления использования ресурсов. В связи с этим издержки рассматриваются как издержки утраченных возможностей. Согласно действующему законодательству в отчётности предприятий торговли учитываются только явные (бухгалтерские) издержки обращения.

Издержки обращения характеризуются абсолютным показателем - суммой и относительными величинами - уровнем и структурой.

Абсолютная сумма издержек характеризует сумму затрат торговых предприятий в денежном исчислении, а стоимостная оценка сама по себе не дает полного представления о размере издержек. Поэтому торговые организации абсолютную величину своих издержек сопоставляют с объемом товарооборота, то есть исчисляют уровень издержек обращения в процентах. Уровень издержек обращения является их обобщающим показателем и основным ориентиром для предприятий торговли при установлении величины торговой надбавки в составе продажной цены товара. Иными словами, издержки обращения являются ценообразующим показателем, поэтому их снижение служит экономической предпосылкой снижения цен на товары.

Таким образом, уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей деятельности торговли. Он может быть отнесен и к показателю экономической эффективности предприятий торговли. Уровень издержек обращения используется для учета и планирования расходов в целом и по их видам для качественной оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий, для изучения динамики затрат торгового предприятия.

Информация о работе Состояние бухгалтерского учета издержек обращения в ИП Василенко Н.В.