Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:57, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение анализа издержек обращения в торговых организациях.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена экономическая сущность, состав, классификация, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством.
Абсолютная сумма издержек обращения отражает объём текущих расходов по реализации товаров за определённый период и показывает необходимый размер финансовых ресурсов для покрытия затрат на воспроизводство. Рост реализации товаров, изменение материально-технической базы вызывают прямо пропорциональное изменение этой суммы. Однако абсолютная сумма издержек обращения не отражает эффективности производимых затрат.
Закономерностью формирования издержек обращения, как в целом по торговле, так и на отдельных предприятиях, является снижение их уровня при росте объёма товарооборота. Это не исключает того, что в отдельные периоды наблюдается рост издержек обращения, который вызван определёнными экономическими процессами (ростом цен, тарифов, заработной платы и т.д.).
Уровень издержек обращения колеблется в различных регионах страны и типах торговых предприятий, что объясняется особенностями покупательной способности населения и транспортных коммуникаций, размером, объёмом и структурой товарооборота. Различен уровень издержек обращения и по подотраслям торговли: более высок он в общественном питании и в розничной торговле, в оптовой торговле он существенно ниже. В зависимости от групп реализуемых товаров уровень издержек обращения значительно выше в торговле продовольственными товарами. Это объясняется большими расходами по хранению товаров, транспортировке, расходами по таре.
Различается уровень издержек обращения и по отдельным статьям затрат. Наибольший уровень расходов в предприятиях торговли наблюдаются по таким статьям, как расходы на оплату труда, расходы по содержанию зданий и т.д. Также, относительным показателем, характеризующим издержки обращения, являются их структура. Она показывает долю отдельных статей затрат в их общей сумме и используется для выявления закономерностей развития отдельных видов затрат и их влияния на формирование общего уровня затрат [4, с.15].
В настоящее время учет издержек обращения занимает одно из главных мест в общей системе бухгалтерского учета. Показатель издержек обращения является одним из главных при формировании прибыли от хозяйственной деятельности предприятия. Проанализировав показатель издержек обращения, можно узнать, насколько рентабельна и эффективна деятельность предприятия, т. е. его финансовую устойчивость.
Учет издержек обращения - это внутренняя система подведения итогов, которая должна правильно отражать итог производственной деятельности, с тем, чтобы оказывать воздействие на систему внешней отчетности (низкая прибыль, низкие налоги). В месте с тем надо отметить такой фактор, что оптимизация издержек обращения может повлиять на прирост прибыли и снижения общего количества затрат, но надо не забывать и то, что издержки неразрывно связаны с производством и уменьшение (экономия) издержек может отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность предприятия. По мнению многих экономистов надо ввести грамотную и просчитанную оптимизацию издержек обращения в противном случае получится эффект "замкнутого круга". Для многих предприятия издержки обращения являются не только показателем, при котором уменьшается денежные средства, но и стимулом к дальнейшей работе.
Значение издержек обращения заключается в следующем:
В результате анализа статей издержек обращения должны быть выявлены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения их суммы и уровня. Это необходимо знать для грамотного управления процессом формирования издержек и поиска резервов их сокращения.
Классификация предполагает упорядоченное изучение сложных экономических явлений по определенным важнейшим признакам. Общеизвестно, что расходы на продажу (издержки обращения) являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий. Деление издержек обращения по основным признакам (их классификация) позволяет улучшить учет, углубить анализ, повысить обоснованность плановых показателей и сделать более действенным контроль за их состоянием.
Классификация видов затрат имеет важное значение для анализа и учёта издержек обращения.
Все многообразие видов издержек обращения можно классифицировать по ряду основных признаков: по отношению к объёму товарооборота, по способу отнесения затрат на себестоимость, по составу, по периодичности возникновения, по месту формирования, по степени управляемости, по экономической природе и т.д.[4, с. 20].
Более детальное изучение, анализ затрат предприятия торговли и возможности управления ими, издержки обращения группируются по признакам, которые приведены в таблице П.1.1 (Приложение 1) [4, с.21-23].
В настоящее время издержки обращения по видам затрат подразделяются на статьи и элементы затрат. Градация затрат по элементам позволяет выделить затраты живого и овеществлённого труда и поэтому важна при оценке результатов деятельности предприятий торговли [4, с.24].
Деление издержек обращения по статьям затрат, согласно рекомендуемой номенклатуре, позволяет выявить целевое назначение затрат, более детально вести их учёт и осуществлять контроль за исполнением всех видов ресурсов.
Все затраты, относимые на издержки обращения, по характеру образования подразделяются на обязательные и необязательные. К обязательным затратам относятся налоги и отчисления, включаемые в издержки предприятия торговли.
Постоянные издержки - затраты, сумма которых в данный период времени не зависит от объёма и структуры товарооборота.
Остаточные издержки часть постоянных затрат, которые предприятие продолжает нести несмотря на временную приостановку деятельности (аренда, коммунальные платежи, амортизация основных средств).
Стартовые издержки часть постоянных затрат, которые возникают в связи с возобновлением деятельности предприятия (оплата труда, реклама и т.д.). Полезные стартовые издержки - это часть постоянных, связанных со скачкообразным изменением стоимости большинства ресурсов. Бесполезные стартовые издержки - часть постоянных расходов, которые предприятие может нести или не нести без существенного изменения в результатах своей деятельности.
Переменные издержки - затраты, общая величина которых в данный период времени непосредственно зависит от объёма и структуры товарооборота.
Пропорциональные издержки - часть переменных затрат сумма которых изменяется пропорционально объёму товарооборота.
Дигрессивные издержки - часть переменных затрат, которые изменяются относительно в меньшей пропорции чем объём товарооборота.
Прогрессивные издержки - часть переменных затрат размер которых возрастает больше, чем объём товарооборота.
Смешанные издержки - издержки, часть которых является постоянной, а часть переменной затратой (расходы на оплату труда).
Преобладание постоянных затрат над переменными увеличивает финансовый риск предприятия, так как данные затраты являются в основном неуправляемыми.
По способу отнесения на затраты издержки подразделяются на два вида: прямые и косвенные.
1) Прямые издержки - затраты которые находятся в прямой зависимости от объёма производства (реализации) или объёма времени затраченного на реализацию.
Прямые затраты включают в себя:
прямые затраты сырья и материалов - это затраты тех материалов которые включает в себя реализуемая продукция;
прямые затраты труда - это заработная плата штатных работников за фактически выполненную работу по реализации товаров;
прямые накладные расходы - это расходы, величина которых находится в прямой зависимости от объёма реализации, но являющихся дополнительными для процесса реализации товаров.
2) Косвенные издержки включают в себя:
косвенные затраты материалов - это затраты побочных, но необходимых для реализации материалов;
косвенные затраты труда - заработную плату подсобных работников, заработную плату работников занятых обслуживанием оборудования, время вынужденного простоя и стоимость сверх урочных работ;
косвенные накладные расходы - это побочные для процесса реализации не находящиеся в прямой зависимости от объёма реализации и прямых затрат рабочего времени [11, с.423-434].
Рассмотренная в данной главе классификация издержек обращения позволяет предприятиям торговли постоянно осуществлять детальный анализ издержек обращения, следить за их динамикой, контролировать и управлять изменениями издержек обращения.
В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:
· Гражданский кодекс РФ;
· Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года (вступающим в силу с 01.01.2013). Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.
К ним относятся:
· Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
· Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли;
· Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н;
· Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций"
· Приказ Минфина РФ от 06 июля 2001 г. № 50н «Об уточнении норм расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц»;
· Приказ Минфина РФ от 06 июля 2001 г. «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ»;
· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
· Отраслевые методические рекомендации (инструкции) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг);
· Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания;
· «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль». Закон РФ от 27.12.1991 г. №2116-1;
· Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения;
· Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства.
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
· документ по учетной политике предприятия;
· утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
· графики документооборота;
· утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
· утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Информация о работе Состояние бухгалтерского учета издержек обращения в ИП Василенко Н.В.