Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.
При освещении теоретических вопросов управления издержками производства были использованы различные учебные пособия, законодательные акты, статьи периодических изданий.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции
1.1 Понятие и состав издержек производства и обращения
1.2. Классификация затрат на производство
1.3. Управление затратами на производство и реализацию продукции
2.Анализ себестоимости продукции на базе данных АО «Ульяновскцемент»
2.1. Характеристика предприятия и задачи анализа
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции
2.3. Анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям
2.4 Анализ прямых материальных затрат
2.5 Анализ прямых трудовых затрат
2.6. Анализ косвенных затрат
2.7. Резервы возможного снижения себестоимости цемента
3.Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции
3.1. Значение и содержание методики управления затратами на основе маржинального анализа
3.2. Группировка затрат в системе маржинального анализа
3.3. Анализ функциональной связи между затратами, объемом производства и прибылью. Определение порогов рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовач.docx

— 96.59 Кб (Скачать файл)
  1. Сырье и материалы.
  2. Возвратные отходы (вычитаются).
  3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
  4. Топливо и энергия на технологические цели.
  5. Заработная плата производственных рабочих.
  6. Отчисления на социальные нужды.
  7. Расходы на подготовку и освоение производства.
  8. Общепроизводственные расходы.

а) содержание оборудования и машин внутри цеха;

б) содержание администрации цеха;

в) отопление, освещение.

  1. Общехозяйственные расходы.
  2. Потери от брака.
  3. Прочие производственные расходы.
  4. Коммерческие расходы.

Первые восемь статей в итоге дают цеховую себестоимость, сумма первых одиннадцати статей образует производственную себестоимость продукции, и, наконец, итог всех двенадцати статей – полную себестоимость продукции.

Министерства (ведомства) могут вносить изменения в типовую номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологий и организации процесса производства.

Помимо указанных группировок, затраты на производство классифицируются по ряду других признаков:

а) Степени их прослеживаемости

  • прямые затраты – те, движения которых прослеживаются непосредственно до объекта, подлежащего калькуляции – изделию, работам, подразделениям, территориям реализации. Например, если рассматриваемым объектом калькуляции является определенный вид продукции, то тогда материалы и труд, участвующие в производстве, являются прямыми затратами.
  • непрямые затраты (косвенные) – затраты, представляющие собой все составляющие заводских накладных расходов, поскольку их невозможно непосредственно отождествить с какой-то одной линией. Затраты, которые одновременно относятся к разным подразделениям, называют затратами совместного или комплексного производства и включают в категорию непрямых затрат.

Размещение рекламы на общественных каналах, с целью расширения сбыта продукции, тоже являет собой пример косвенных затрат.

б) Времени их дебетования относительно поступлений от реализации.

  • затраты, включаемые в производственную себестоимость, которая включает в себя затраты, определяемые стоимостью товароматериальных запасов, и учитывается как часть запасов, имеющихся в наличие.

Такие затраты рассматриваются в качестве активов до тех пор, пока товары, к которым они относятся, не будут проданы. В этот момент они становятся себестоимостью реализованной продукции или торговыми расходами. Все производственные затраты представляют собой затраты, входящие в состав производственной себестоимости.

  • затраты периода – это текущие затраты, не являющиеся необходимыми для производства, и поэтому не дебетующиеся относительно поступлений от реализации в тот период, когда эти поступления приходят. Расходы по сбыту, общие и административные расходы являются затратами периода.

в) Их динамики, соответствующей их функциональным изменениям.

С точки зрения планирования и контроля наиболее важным признаком для классификации затрат является то, как изменяется их динамика в зависимости от изменений объема производства или иных показателей деятельности.

  • переменные затраты – это затраты, которые изменяются в целом и прямо пропорционально функциональным изменениям в деятельности. Примером являются прямые материалы и расход бензина в зависимости от пробега автомобиля.
  • постоянные затраты – это затраты, которые остаются в целом неизменными, несмотря на функциональные изменения в деятельности предприятия или фирмы. Примерами служат расходы на аренду, страхование и выплату налогов.
  • смешанные (полупеременные или полупостоянные) затраты – это затраты, величина которых изменяется с изменением в объеме производства, но в отличие от переменных затрат – не в прямой пропорции. Другими словами, эти затраты собирают как постоянный, так и переменный аспект (компонент). Примерами является аренда грузового транспорта, где твердая постоянная арендной платы суммируется с переменным тарифом, в зависимости от пройденного расстояния, и плата за телефон, включающая фиксированную сумму, уплачиваемую ежемесячно, плюс начисления в зависимости от количества сделанных междугородних звонков.

г) Степени их усреднения.

  • удельная себестоимость – это средняя величина затрат, которая вычисляется путем деления полных затрат (о которых будет сказано ниже) на количество единиц продукции, составляющих общий объем производства.

С другой стороны, удельная себестоимость представляет собой сумму: 1) переменных затрат на единицу продукции

2) постоянных затрат на единицу  продукции.

Здесь важно уяснить, что удельная себестоимость понижается с увеличением объема производства, т.к. общие постоянные затраты, остающиеся неизменными при совершении ряда хозяйственных операций, распределяются по все большему числу единиц продукции.

  • полные затраты – это суммарные затраты на производство и реализацию продукции; включают все производственные затраты, а также расходы на маркетинг, содержание администрации, выплату процентов и другие централизованные корпоративные расходы.

д) Их значимости для планирования, контроля и принятия решений

– регулируемые – те затраты, величина которых устанавливается руководителем

функционального подразделения и их уровень в значительной степени подается влиянию менеджера.

  • нерегулируемые – затраты, которые не подлежат контролю на данном уровне планирования.

Все переменные затраты, такие как прямые материалы, прямой труд и переменные накладные расходы обычно рассматриваются как регулируемые руководителем функционального подразделения. С другой стороны, постоянные затраты, такие как расходы, на амортизацию заводского оборудования не могут быть регулируемыми руководителем функционального подразделения, т.к. он не обладает полномочиями по закупке оборудования.

  • нормативные затраты – это затраты, которые заранее установлены и выступают в качестве показателей, которые необходимо соблюдать. В основе их расчета лежит количество производственных ресурсов, необходимых для эффективного производства. Рассчитывают также удельные нормативные затраты как производные нормативной цены за единицу материала на норму расхода материала на единицу продукции.
  • приростные затраты – это затраты, которые определяются как разница в расходах при выборе из двух или более вариантов. Приростные затраты являются значимыми затратами для будущих периодов, это очевидно, т.к. расчет такого рода затрат есть ни что иное как планирование, ведущее в результате к выбору наиболее выгодного или наименее затратного варианта организации хозяйственной деятельности производственного процесса.
  • затраты прошлого периода – это затраты, которые представляют собой стоимость уже потребленных ресурсов на итоговую величину которых никак нельзя повлиять ни в настоящем, ни в будущем периоде. Такие затраты не считаются значимыми для принятия последующих решений, т.к. это затраты давно прошедшие или свершившиеся.
  • наличные выплаты (действительные затраты средств) – это затраты требующие последующего расходования денежных средств или производственных ресурсов. Не денежные начисления, как, например, износ и амортизация не являются действительными наличными затратами. Примером может служить осуществление какого-либо инвестиционного проекта.
  • значимые затраты – ожидаемые, будущие затраты, величина которых служит основанием при выборе того или иного варианта решения. Такой подход является ключевым для принятия краткосрочных и долгосрочных решений. Примером может служить стоимость нового делового предприятия, которая будет значимой при принятии такого рода решения.
  • альтернативная стоимость – есть чистая выгода, упущенная при отказе от альтернативного варианта. В процессе принятия решений всегда существует альтернативная стоимость, эта стоимость соответствует величине затрат, предлагавшихся по альтернативному проекту.

1.3. Управление затратами  на производство и реализацию  продукции

 

Управление – это целенаправленное при помощи определенных способов и методов воздействие на управляемую систему с целью достижения поставленных целей. Управление текущими затратами также имеет свои цели и осуществляется при помощи определенной системы. Необходимость управления затратами предприятия вытекает непосредственно из той роли, которую они играют в экономике предприятия, а именно из их прямого участия в формировании прибыли предприятия. Именно прибыль, в конечном итоге, выступает основным условием конкурентоспособности предприятия, позволяет предприятию осуществлять расширенное воспроизводство и реализовывать свою социальную функцию. Именно потенциал прибыльности, определяемый не в малой мере способностью предприятия контролировать свои затраты, характеризует ценность предприятия, эффективность его текущего управления.

Ясно, что предприятию необходимо управлять прибылью. Не пускаясь в долгие доказательства, скажем, что эффективное управление затратами в современных условиях становится действенным, а иногда чуть ли не единственным способом управления прибылью и повышения конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, цель управления затратами – поддержание, максимизация и оптимизация прибыльности предприятия.

Критерием, относительно которого можно было бы оценивать эффективность управления затратами, некоторые специалисты предлагают считать снижение издержкоемкости продукции (основной деятельности) предприятия.

По мнению специалистов, управление затратами на предприятии включает:

– знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;

– знание закономерностей поведения разных видов затрат;

– прогноз того, где, когда и в каких объемах необходимы дополнительные ресурсы;

– умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;

– систематическое выявление и использование резервов снижения затрат и себестоимости в целом;

– организацию системы управления производством, ориентированной на постоянный контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;

– сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учет;

– вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат.

При этом необходимо указать на трудности, с осуществлением и формализацией управления текущими затратами. Основными являются следующие:

1. Затраты характеризуются  многообразием, динамизмом и, естественно, трудностью их измерения, учета  и оценки. Необходимо хорошо представлять  себе их особенности и закономерности  поведения. Все это значительно  усложняет управление.

2. На уровень текущих  затрат и управление ими оказывают  влияние расходы и управленческие  решения прошлых периодов. Это  обуславливает в определенных  случаях слабую реализуемость  текущих затрат.

3. Есть мнение, что менеджмент  издержек не означает управление  издержками как таковыми. Это  управление деятельностью, в результате  которой возникают затраты. Это  делает крайне необходимым для  успешного управления затратами  обладание обширными знаниями  и опытом в области планирования, анализа, инвестирования, управления  производством, запасами, трудовыми  ресурсами, организацией труда и  производства и многих других  областях знаний. Таким образом, управление затратами, если оно  желает быть успешным, должно  быть комплексным и объединять  усилия всех служб и подразделений  предприятия, для чего может понадобиться  создание специального отдела  по контролю затрат и координации  работ по управлению ими (что  мы и наблюдаем сегодня на  западных фирмах).

4. Существует трудность  в составлении схемы путей  экономии ресурсов, общей для  всех предприятий. Все зависит  от характера производства, от  используемой технологии, от конкретных  условий, в которых протекает  производственный процесс. Это говорит  о том, что создание системы  управления затратами и управление  ими требуют творческого подхода, что выдвигает как необходимое условие высокий профессиональный потенциал управленческих кадров предприятия.

Как мы уже отмечали, управление – это целенаправленное воздействие. Основа же качественного управления заключается в определении объекта, направления и способов такого воздействия. Управление затратами должно включать следующие процедуры: планирование, учет затрат, анализ учетной информации, принятие решений на основе результатов анализа и осуществление необходимых воздействий на затраты с целью их оптимизации

Необходимо также отметить, что управление затратами должно быть текущим, или оперативным, – направленным на выявление и устранение текущих негативных изменений в затратах и их причин – и перспективным – направлено на поиск и использование резервов снижения затрат.

Традиционная система управления затратами.

Информация о работе Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции