Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 18:37, курсовая работа
В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.
При освещении теоретических вопросов управления издержками производства были использованы различные учебные пособия, законодательные акты, статьи периодических изданий.
Введение
1.Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции
1.1 Понятие и состав издержек производства и обращения
1.2. Классификация затрат на производство
1.3. Управление затратами на производство и реализацию продукции
2.Анализ себестоимости продукции на базе данных АО «Ульяновскцемент»
2.1. Характеристика предприятия и задачи анализа
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции
2.3. Анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям
2.4 Анализ прямых материальных затрат
2.5 Анализ прямых трудовых затрат
2.6. Анализ косвенных затрат
2.7. Резервы возможного снижения себестоимости цемента
3.Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции
3.1. Значение и содержание методики управления затратами на основе маржинального анализа
3.2. Группировка затрат в системе маржинального анализа
3.3. Анализ функциональной связи между затратами, объемом производства и прибылью. Определение порогов рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Необходимость управления затратами очевидна. Основа любого эффективного управления – четкое представление об управляемом объекте. Для этой цели применяется широкая классификация затрат на производство и реализацию продукции. Необходимо сделать некоторые пояснения. Затраты по экономическим элементам классифицируются на материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизацию и прочие затраты.
Прямыми затратами называются затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на то или иное изделие, группу изделий. Непрямые (косвенные) затраты, соответственно, – затраты, которые не могут быть соответственно отнесены на то или иное изделие, а нуждаются в распределении.
1) сметный: смета разрабатывается на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов газового плана
2) сводный метод: смета
составляется путем
3) калькуляционный метод:
смета составляется на основе
плановых расчетов по всей
номенклатуре продукции, работ, услуг
с разложением комплексных
Необходимо отметить, что сметы затрат разрабатываются как для всего предприятия в целом, так и для отдельных подразделений предприятия и служат одним из инструментов контроля за затратами. На основе смет затрат определяется производственная и полная себестоимости всей производимой на предприятии продукции (валовой, товарной, реализованной).
Другим направлением планирования затрат на отечественных предприятиях выступает калькулирование себестоимости единицы продукции, группы изделий. С точки зрения планирования затрат различают плановую и нормативную калькуляции себестоимости. Нормативная себестоимость представляет собой затраты на производство продукции, рассчитанные в соответствии с прогрессивными нормами и нормативами расходования ресурсов предприятия (на предприятиях она, к сожалению, рассчитывается крайне редко). Плановая себестоимость калькулируется на основе принятых за план объемов затрат и в идеале должна отражать предельно допустимые затраты на производство и реализацию продукции.
Плановые калькуляции обычно составляются для всех видов продукции, предусмотренных в газовом плане производства и реализации. Калькулирование производится по статьям калькуляции. Важным моментом является то, что на отечественных предприятиях до настоящего времени калькулируется полная себестоимость единицы продукции. Это значит, что все косвенные затраты подлежат обязательному распределению между отдельными видами продукции (при многономенклатурном производстве).
Система учета затрат, применяемая на отечественных предприятиях, является неотъемлемой частью бухгалтерского учета на предприятии, который, выражаясь языком современной терминологии, называют по ряду признаков финансовым учетом (что обуславливает некоторую ограниченность его применения ля создания эффективной системы управления затратами.
При таком учете применяются две стандартные группировки по их видам: по элементам затрат и по статьям калькуляции Первая группировка в большей степени соответствует нуждам внешних пользователей (о чем свидетельствует необходимость обязательного их отражения в форме бухгалтерского учета №2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», в разделе III). Но с помощью данных, полученных в результате такой группировки, определяют финансовые результаты, рассчитывают некоторые экономические показатели (например, трудоемкость и прочие «емкости»), характеризующие производство в целом.
Другая группировка (по статьям калькуляции) позволяет несколько детализировать содержание элементов затрат, хотя и большая часть статей калькуляции являются комплексными. Группировка затрат по статьям калькуляции раскрывает большие возможности для анализа затрат, создает условия для определения полной себестоимости единицы продукции и установления цен.
Учет ведется также и в разрезе видов продукции и мест возникновения затрат: цехов, участков, служб и других структурных подразделений предприятия. Затраты в течение месяца учитываются на соответствующих схемах. После необходимых перегруппировок и распределения общехозяйственных расходов определяется себестоимость произведенной продукции.
На основании учета, плановых смет и плановых нормативных калькуляций, как правило, ежемесячно проводится анализ затрат на производство.
Традиционно основными направлениями анализа затрат на производство и реализацию являются три следующие:
а) анализ затрат на производство по экономическим элементам;
б) анализ затрат на одну денежную единицу;
в) анализ себестоимости отдельных изделий.
Анализ себестоимости по экономическим элементам проводится по трем направлениям:
а) определяются абсолютные отклонения фактических значений каждого элемента сметы от плановых (или базисных);
б) определяется удельный вес каждого элемента затрат в общей сумме затрат (т.е. устанавливается структура затрат);
в) определяется отклонение фактического значения доли того или иного элемента в общей сумме затрат от планового (если надо – от базисного).
Такой анализ преследует две основные цели:
а) определить результаты исполнения сметы (смет) затрат и изменение их долей в общей сумме затрат;
б) определить характер производства (материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое) и основные направления поиска резервов снижения себестоимости.
Поиск – постоянный и систематический – путей снижения как общего уровня затрат, так и отдельных их видов является одним из важнейших элементов управления затратами. Контроль затрат и их эффективное (т.е. без негативных последствий) снижения – вот конечная цель любой системы управления текущими затратами.
Важным, определяющим моментом для построения системы управления затратами является определение стратегии предприятия. Важность стратегии и стратегического планирования для успешного функционирования и конкурирования предприятия сегодня очевидна для большинства специалистов. Однако многие предприятия рассматривают стратегию как нечто оторванное от практики управления, и управления затратами в частности. Особенно это касается, так называемых базовых конкурентных стратегий, которые определяют способ поведения предприятий во внешней среде. Важность этих стратегий заключается в том, что они являются не только основой стратегического управления затратами, но и обуславливают выбор необходимой системы для эффективного текущего управления затратами. При этом большая опасность сокрыта в стремлении предприятия использовать несколько базовых конкурентных стратегий.
Базовые конкурентные стратегии:
1. Стратегия дифференциации.
Целью стратегии является
2. Стратегия лидерства
по издержкам. В центре внимания
стратегии – низкие издержки
по сравнению с конкурентами.
Преимущество в отношении
3. Стратегия фокусирования.
Специализация на нуждах
– фокусированная дифференциация
– фокусирование лидерство по издержкам