Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 05:54, курсовая работа
Одной из задач промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка.
В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖ
1.1 Нормативное регулирование учета готовой продукции
1.2 Понятие готовой продукции, работ, услуг. Оценка готовой продукции
1.3 Учет выпуска продукции по фактической себестоимости
1.4 Особенности учета выпуска продукции при использовании
счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
1.5 Сравнительная характеристика учета готовой продукции в соответствии с МСФО и РСБУ
1.6 Учет и оценка отгруженной продукции
1.7 Особенности учета продукции (работ, услуг) при использовании
счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»
1.8 Учет продажи продукции
1.9 Раскрытие информации о готовой продукции в бухгалтерской отчетности
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ООО «Лидер»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Лидер»
2.2 Организация учета выпуска готовой продукции на ООО «Лидер»
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.6 Особенности учета продукции (работ, услуг) при использовании
счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»
Организации, производящие продукцию с длительным циклом изготовления или оказывающие комплексную услугу (строительные, научные, проектные, геологические и др.), могут признавать продажу продукции, работ и услуг (следовательно, и прибыль):
-в целом за законченную и сданную заказчику работу;
-по отдельным этапам выполненной работы.
Первый вариант является традиционным, и учет продажи продукции осуществляется в соответствии с одним из уже изложенных методов учета продажи продукции, работ, услуг.
При втором варианте расчет осуществляется по законченным этапам или комплексам, имеющим самостоятельное значение, или осуществляется авансирование заказчиком организации до полного окончания работ в размере договорной стоимости. При втором варианте используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
По дебету этого счета учитывают стоимость оплаченных заказчиком законченных организацией этапов работ, принятых в установленном порядке и отражаемых по кредиту счета 90. Одновременно затраты по законченным и принятым этапам работ списываются с кредита счета 20 на дебет счета 90. Суммы поступившей оплаты отражают по дебету счетов учета денежных средств с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
По окончании всех этапов работы в целом оплаченную заказчиком стоимость этапов списывают со счета 46 в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Стоимость полностью законченных работ, учтенных на счете 62, списывают на сумму полученных авансов в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и сумму, полученную в окончательный расчет в дебет счетов по учету денежных средств.
Следует отметить, что сальдо счета 46 принимают во внимание при расчете налога на имущество.
Нужно также иметь в виду, что, согласно п. 14 ПБУ 9/99, если выручка от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы и оказанию этой услуги. Из этого следует, что в составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
-о порядке признания выручки организации (по отдельным этапам работ или по всем этапам сразу);
-о способе определения готовности продукции, работ, услуг.
1.8 Учет продажи продукции
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.
Продажа продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:
-по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
-по государственным
регулируемым оптовым ценам и
тарифам, увеличенным на сумму
НДС (продукция топливно-
-по государственным
регулируемым розничным ценам (за
вычетом в соответствующих
Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об экономическом сотрудничестве, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.
При установлении отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т.д.) должны оплачиваться покупателем.
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации.
На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежные поручения или платежные требования для расчетов с покупателями через банк.
В платежном поручении или требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям (если это предусмотрено договором), сумму НДС, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения по НДС, расчетные документы и реестры выписывают без выделения сумм НДС и на них делают надпись или ставят штамп «Без налога (НДС)».
Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а № 16а — при определении выручки по оплате.
Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга (сбыта) в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ — в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции.
Для вывоза готовой продукции с территории организации представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия товарно-материальных ценностей. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или уполномоченные им лица. Пропуском могут служить копии товарно-транспортных накладных или фактур, на которых делаются специальные разрешительные надписи.
Если готовая продукция отпускается покупателю непосредственно со склада поставщика или другого места хранения готовой продукции, то получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза.
Порядок синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.
В соответствии со ст. 167 Налогового кодекса РФ дата продажи товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения определяется:
-для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке», — как наиболее ранняя из следующих дат:
-день отгрузки товара (работ, услуг) или передача права собственности на товар;
-день оплаты товаров (работ, услуг)
-для организаций, выбравших метод продажи «по оплате», — по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).
При этом оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретения указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).
Именно поэтому при обоих методах продажи продукции для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».
Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция».
С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость и акцизный налог (по установленному перечню товаров).
При методе продажи «по отгрузке» сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этой проводкой отражается задолженность организации перед бюджетом по НДС, которая потом погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит счетов денежных средств).
При методе продажи «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. Поэтому после отгрузки продукции покупателям организации отражают сумму НДС по реализованной продукции по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступившие платежи за проданную продукцию отражают по дебету счета 51 «Расчетные счета» и других счетов с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После поступления платежей организации, применяющие метод продажи «по оплате», отражают задолженности по НДС перед бюджетом:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Погашение задолженности перед бюджетом по НДС оформляют следующей проводкой:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.
Таким образом, разница в методах продажи продукции для целей налогообложения заключается в следующем. При методе продажи «по отгрузке» задолженность перед бюджетом по НДС оформляется сразу одной проводкой: дебет счета 90 «Продажи», кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При методе продажи «по оплате» по НДС составляют две проводки:
а) дебет счета 90 «Продажи»,
кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (отражена сумма НДС по проданной продукции);
б) дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (отражена задолженность по НДС перед бюджетом).
Особенности бухгалтерских записей по обоим методам продажи продукции представлены в таблице 2.
Следует отметить, что метод продажи продукции «по отгрузке» пока не получил широкого распространения в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя повсеместно используется в международной практике. Основными причинами этого факта являются неплатежеспособность многих организаций, по существу отсутствие вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания и др. В перспективе эти недостатки будут устранены и второй метод учета реализации продукции найдет широкое применение.
Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то для учета такой отгруженной продукции используют счет 45 «Товары отгруженные». При отгрузке указанной продукции она списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
После получения извещения о признании выручки от продажи продукции поставщик списывает ее с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи». Одновременно стоимость продукции по цене реализации (включая НДС и акцизы) отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Исчисленная по реализуемой продукции сумма НДС отражается по дебету счета 90 «Продажи» в зависимости от применяемого организацией метода продажи по кредиту счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При использовании счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» после оплаты проданной продукции покупателями начисленная сумма НДС списывается с дебета счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Далее в таблице 3 приведен порядок бухгалтерских записей по продаже продукции при условии, что выручка от продажи продукции в течение определенного времени не может быть признана в бухгалтерском учете.
Таблица 3
На счете 45 «Товары отгруженные» указываются также готовые изделия и товары, переданные другим предприятиям для продажи на комиссионных и иных подобных началах. При отпуске таких изделий и товаров они списываются с кредита счетов 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные». При поступлении извещения от комиссионера о продаже переданных ему изделий и товаров они списываются с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи» с одновременным отражением по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».
Информация о работе Совершенствование учета готовой продукции