Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами данного раздела учета являются: формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 5
1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2 Основные формы расчетных взаимоотношений на промышленных предприятиях 7
1.3 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 13
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНОНЬ-АГРО» 16
2.1 Особенности документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками 16
2.2 Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 17
2.3 Приобретение материалов у поставщиков – нерезидентов (выполнение работ подрядчиками – нерезидентами): порядок оформления, учет, налогообложение 22
2.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками 26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

5) Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета от 29 июня 2011 г. № 50 (с изменениями и дополнениями). Согласно данному документу учет расчетов с подотчетными лицами ведут на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», учет расчетов с персоналом по прочим операциям на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Определен порядок синтетического и аналитического учета. В табличной форме приведен перечень корреспондирующих счетов [14].

6) Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 29.03.2012 № 107 устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях, а также организацию контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций в белорусских рублях. Глава 2 Инструкции определяет порядок приема и выдачи наличных денег, оформления кассовых документов [15].

7) Правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка РБ от 28.06.2004 № 98, с учетом последних изменений от 29 марта 2013 г. № 185 определяет порядок ведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями кассовых операций в наличной иностранной валюте; сроков сдачи в банк наличной иностранной валюты, поступающей в кассу юридического лица, предпринимателя; порядок осуществления банками контроля за ведением клиентами кассовых операций в наличной иностранной валюте. Глава 2 Правил устанавливает порядок приема и выдачи наличной иностранной валюты и оформления кассовых документов [16].

8) Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка РБ от 30.04.2004 № 72 с изменениями от 24 мая 2013 г. № 169 определяют единый порядок осуществления юридическими лицами, в том числе банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами валютных операций [17].

9) Инструкция о банковском переводе, утвержденная Постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (с изменениями и дополнениями от 19 ноября 2012 г. № 583) определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода и обязательна для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  и физическими лицами [18].

10) Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (с изменениями и дополнениями от 24 октября 2012 г. № 482) распространяется на расчеты, которые осуществляются на территории Республики Беларусь юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями.

Порядком расчетов утверждена очередность платежей. Также определяется форма расчетов между юридическими лицами [19].

11) Локально-нормативные акты (учетная политика, рабочий план счетов, график документооборота, приказы по предприятию) устанавливают правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

 

Таким образом, можно сделать выводы:

- под дебиторской  задолженностью понимают задолженность  организаций и физических лиц  данной организации (например, задолженность  покупателей за приобретенный  товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.).

- кредиторской называют  задолженность данной организации  другим организациям, работникам  и лицам, которые возникают в  ходе различных фактов хозяйственной  деятельности.

- расчеты организации  всех форм собственности по  своим обязательствам с другими  хозяйствующими субъектами за  полученные товарно-материальные  ценности, услуги и работы производят, как правило, в безналичном порядке  через учреждения банков.

- вопросам правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками в Республике Беларусь посвящена достаточно обширная нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

 

2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ  И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНОНЬ-АГРО»

 

2.1 Особенности  документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Основными документами по расчетным взаимоотношениям с поставщиками являются договор и товарно-транспортная накладная, которая служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.

Поставка товаров в ОАО «Банонь-агро» осуществляется на основе договора поставки (приложение А). По договору поставки предприятие обязуется в период действия договора производить поставку товаров по заявке покупателя, а покупатель гарантирует их получение и оплату.

В договоре поставки оговариваются предмет договора, порядок поставки, качество и порядок приемки товара, цена и порядок расчетов, тара и упаковка, ответственность сторон и другие существенные условия.

Товарно-транспортная накладная (приложение Б) является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем.

Грузоотправителям запрещается предъявлять, перевозчикам - принимать к перевозке, а грузополучателям - принимать грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными.

Товарная накладная подлежит применению всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями республики, которые исходя из вида экономической деятельности заполняют в накладных только необходимые для них реквизиты, предусмотренные законодательством.

В подтверждение факта выполнения работ и оказания услуг сторонним организациям или отдельным лицам составляется акт о выполненных работах произвольной формы в двух экземплярах. В акте содержится информация о наименовании, объемах работ, о сроках их выполнения, соответствии качеству, оговоренному в договоре.

Счет-фактура по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1 является первичным учетным документом, подтверждающим выполнение работ (оказание услуг), и относится к бланкам строгой отчетности. Счет-фактура выписывается и предъявляется в ОАО «Банонь-агро»  - плательщиком налога на добавленную стоимость, зарегистрированным в качестве налогоплательщика в налоговых органах Республики Беларусь, их покупателю одновременно с другими документами, которыми оформляются выполненные работы или оказанные услуги.

На основании счета-фактуры покупателем осуществляется принятие к вычету сумм НДС по приобретенным на территории Республики Беларусь работам (услугам).  Стоимостные показатели счета-фактуры заполняются в белорусских рублях. Если стоимость выполненных работ (оказанных услуг) выражена в иностранной валюте, то показатели счета-фактуры могут быть заполнены в иностранной валюте. Если стоимость работ (услуг) подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, то показатели счета-фактуры могут быть заполнены в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

При безналичных расчетах документами, подтверждающими поступление денежных средств на расчетный счет являются платежные инструкции, приложенные к выписке по расчетному счету (приложение В) [2, c.145-147].

Не реже чем один раз в квартал производится сверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.

При наличии разногласий каждая сторона оставляет на своем балансе те суммы, которые вытекают из ее бухгалтерских записей и признаются ею правильными. Заинтересованная сторона немедленно передает разногласия на разрешение суда или арбитража. Акт сверки расчетов представлен в приложении Г.

 

 

2.2 Аналитический  и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Соласно типовому плану счетов на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками:

- за товарно-материальные  ценности, выполненные работы и  оказанные услуги, включая предоставление  электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а равно по доставке или переработке материальных ценностей, по которым расчетные документы акцептованы и подлежат оплате через банк;

- за полученные  товарно-материальные ценности, принятые  работы и потребленные услуги, по которым расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

- за излишки  товарно-материальных ценностей, выявленные  при их приемке;

- за полученные  товарно-материальные ценности, принятые  работы и потребленные услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;

- за полученные  услуги по перевозкам, в том  числе расчеты по недоборам  и переборам тарифа (фрахта);

- за все виды  услуг связи и другие;

- по выданным  авансам под поставку материальных  ценностей либо выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, находят отражение на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.

В рабочем плане счетов ОАО “Банонь-агро” (приложение Д) не предусмотрено деление счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"  по субсчетам.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, принятых работ, услуг в корреспонденции непосредственно с дебетом счетов учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а равно по переработке материалов на стороне, записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" также производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство, расходов на реализацию и т.п.

Независимо от принятого порядка оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете производятся согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта исходя из фактически поступившего количества ценностей.

В случаях, когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке поступивших товарно-материальных ценностей на складе обнаружилась недостача против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) были обнаружены несоответствия цен, обусловленных договором, или арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на соответствующую сумму кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет 76-3 "Расчеты по претензиям").

За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

На суммы НДС, подлежащие последующей оплате поставщикам материальных ценностей, работ, услуг, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется согласно первичным учетным документам поставщика в корреспонденции с дебетом счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам".

При изменении суммы задолженности за приобретенные товарно-материальные ценности в случаях пересмотра условий договора или возникновения суммовых разниц на сумму увеличения (уменьшения) задолженности (включая налог на добавленную стоимость), подлежащей уплате за поступившие товарно-материальные ценности, производятся записи по дебету счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (в случае пересмотра условий договора), дебету счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам", дебету счета 92 "Внереализационные доходы и расходы" (при возникновении суммовых разниц) и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или сторнировочные записи в указанной корреспонденции счетов.

При приобретении организацией материальных ценностей, работ, услуг, стоимость которых выражена в иностранной валюте, возникающие на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" курсовые разницы отражаются в учете в соответствии с законодательством.

Информация о работе Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками