Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами данного раздела учета являются: формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 5
1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2 Основные формы расчетных взаимоотношений на промышленных предприятиях 7
1.3 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 13
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНОНЬ-АГРО» 16
2.1 Особенности документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками 16
2.2 Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 17
2.3 Приобретение материалов у поставщиков – нерезидентов (выполнение работ подрядчиками – нерезидентами): порядок оформления, учет, налогообложение 22
2.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками 26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

 Источник: [2, с. 114]

 

На выполненные работы и услуги кроме акта выполненных работ подрядными организациями должен быть выписан также счет-фактура по НДС, утвержденный постановлением Минфина РБ от 05.06.2003 № 91 (с учетом изменений).

По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы исполнения обязательств (оплата кредиторской задолженности), включая авансы и предварительную оплату, корреспондируя со счетами учета денежных средств (51, 52, 55) и др.

При невозможности расчетов с поставщиками и подрядчиками денежными средствами сельскохозяйственные организации могут осуществлять расчеты посредством неденежной формы, т.е. поставкой своей продукции либо осуществлением перевода кредиторской задолженности на своих дебиторов (покупателей). При этом составляются акты взаимозачета и акты сверки расчетов. Обращаем внимание, что такие операции с 1 августа 2005 г. в связи с принятием Указа Президента РБ от 15.08.2005 № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» ограничиваются, так как неденежная форма расчетов может использоваться, только если товары (работы, услуги) потребляются в собственном производстве.

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов таможенного союза взимание налога на добавленную стоимость осуществляют налоговые органы.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость, взимаемого налоговыми органами, производятся комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом-плательщиком при:

- ввозе товаров  на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов таможенного союза на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров;

- передаче на  территории Республики Беларусь  комитентом, доверителем или иным  аналогичным лицом, являющимся налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, товаров, ранее ввезенных с территории государств – членов таможенного союза, по которым налог на добавленную стоимость не был уплачен (если такие товары будут реализованы через комиссионера, поверенного или иное аналогичное лицо).

Освобождаются от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь:

- транспортные  средства, посредством которых осуществляются  международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также  предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

- товары, перемещаемые  транзитом;

- товары, подлежащие  обращению в собственность государства  в соответствии с законодательством;

- белорусские  рубли, иностранная валюта, в частности  банкноты и монеты, являющиеся законным средством платежа, а также ценные бумаги, акцизные марки, марки таможенного контроля, марки пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством;

- транспортные  средства в порядке, определяемом  Президентом Республики Беларусь;

- технические средства, материалы, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные (ветеринарные) средства, изделия медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье и материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь [11].

 

 

2.4 Инвентаризация  расчетов с поставщиками и  подрядчиками

 

Порядок инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 [20].

К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:

- долгосрочные кредиты и займы;

- краткосрочные кредиты и займы;

- кредиторская задолженность;

- задолженность перед учредителями;

- резервы предстоящих расходов;

- прочие виды обязательств.

В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем:

- сопоставления  с данными бухгалтерского учета;

- выявления активов  и обязательств, частично потерявших  свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших  морально;

- выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;

- проверки обязательств  с целью правильного формирования  доходов и расходов будущих  периодов, резервов предстоящих  расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.;

- проверки образования  и использования источников собственных  средств, средств целевого финансирования  и др.

Инвентаризация проводится:

- обязательно  в случаях, установленных частью  третьей статьи 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности";

- по решению  руководителя организации;

- по решению  контролирующих органов или ревизионной  группы в ходе проведения проверки (ревизии) в порядке, установленном законодательством;

- при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его  членов, а также по требованию  одного или нескольких членов  коллектива (бригады);

- в иных случаях, установленных законодательством.

Инвентаризации подлежат обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).

Инвентаризация проводится:

- на дату, определенную  принимающей и передающей сторонами  в договоре (решении), в случае: купли-продажи  активов в виде имущественных комплексов; передачи активов организации в аренду (лизинг), безвозмездное пользование; передачи активов по решению уполномоченных органов управления;

- на дату, установленную  соответствующим решением собственников  или уполномоченных органов управления, в случае передачи предприятий в виде имущественных комплексов. При этом инвентаризация может проводиться в два этапа - предварительно и непосредственно при передаче имущественных комплексов;

- на день приема-передачи  дел в случае смены руководителя  и (или) материально ответственных лиц;

- перед составлением  разделительного (ликвидационного) баланса, в случае реорганизации или  ликвидации организации, если иное  не установлено законодательством.

При реорганизации организации по результатам инвентаризации составляется передаточный акт и баланс. При реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации.

При ликвидации организации по результатам инвентаризации активов и обязательств определяется достоверность учетной стоимости активов, объем возможной к требованию дебиторской задолженности, размер кредиторской

Периодичность проведения инвентаризаций обязательств и других активов - не менее одного раза в год.

По решению руководителя организации установленное настоящей Инструкцией количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено.

Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года) перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.

Рассмотрим порядок проведения инвентаризации обязательств в ОАО «Банонь-агро».

На первом этапе руководитель ОАО «Банонь-агро» издает приказ о проведении инвентаризации.

Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии. В ее состав входят: председатель – нач. отдела Белицкая Е.С. члены:гл бухгалтер Чепик А.М., вед.бухгалтер Теляк А.С.

Инвентаризационная комиссия:

  • осуществляет инвентаризацию активов и обязательств организации;
  • оформляет результаты инвентаризации необходимыми документами;
  • получает от материально ответственных лиц объяснительные записки о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач, порчи ценностей;
  • принимает решение по регулированию выявленных ими результатов инвентаризации и представляют его вместе с материалами инвентаризаций на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Инвентаризация обязательств в части расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации.

В ходе инвентаризации обязательств проверяется:

- правильность  расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм;

- правильность  и обоснованность числящейся  в бухгалтерском учете суммы  задолженности по недостачам  и хищениям;

- правильность  и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской  задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками.

Инвентаризации должны быть подвергнуты данные по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Этот счет проверяется по имеющимся документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

Если поставщик, получив от покупателя деньги в счет предстоящей поставки, не осуществит отгрузку в оговоренные договором сроки, то у покупателя возникнет дебиторская задолженность. По истечении срока исковой давности или при наступлении иных обстоятельств (например, ликвидации поставщика) задолженность превращается в безнадежный долг.

Дебиторская задолженность поставщика списывается покупателем за счет финансовых результатов или сумм созданного резерва по сомнительным долгам. Бухгалтерские записи по списанию суммы безнадежной задолженности поставщика у покупателя будут аналогичны записям по закрытию кредиторской задолженности.

Списание нереальной для взыскания дебиторской задолженности поставщика не сопровождается исчислением налога на добавленную стоимость, поскольку оплата поставщику денежных средств в счет будущей поставки реализацией не является. Поэтому при списании безнадежной дебиторской задолженности поставщика, который не произвел отгрузку в счет полученного аванса, у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС. Но покупатель не сможет зачесть тот налог, который был уплачен поставщику в составе аванса. Сумма НДС вместе с остальной суммой оплаты превращается в безнадежную дебиторскую задолженность.

По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА  РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

 

В настоящее время в нашей стране действуют нормативно-правовые документы, принятые в развитие государственной программы перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в Республике Беларусь. Согласно данному проекту в обществе произошло осознание необходимости повышения темпов адаптации белорусской системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО, поскольку профессиональное и бизнес-сообщество заинтересовано в повышении прозрачности бухгалтерской отчетности отечественных компаний [21]

Информация о работе Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками