Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 08:31, курсовая работа
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами данного раздела учета являются: формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 5
1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2 Основные формы расчетных взаимоотношений на промышленных предприятиях 7
1.3 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 13
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНОНЬ-АГРО» 16
2.1 Особенности документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками 16
2.2 Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 17
2.3 Приобретение материалов у поставщиков – нерезидентов (выполнение работ подрядчиками – нерезидентами): порядок оформления, учет, налогообложение 22
2.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками 26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Источник: [2, с. 114]
На выполненные работы и услуги кроме акта выполненных работ подрядными организациями должен быть выписан также счет-фактура по НДС, утвержденный постановлением Минфина РБ от 05.06.2003 № 91 (с учетом изменений).
По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы исполнения обязательств (оплата кредиторской задолженности), включая авансы и предварительную оплату, корреспондируя со счетами учета денежных средств (51, 52, 55) и др.
При невозможности расчетов с поставщиками и подрядчиками денежными средствами сельскохозяйственные организации могут осуществлять расчеты посредством неденежной формы, т.е. поставкой своей продукции либо осуществлением перевода кредиторской задолженности на своих дебиторов (покупателей). При этом составляются акты взаимозачета и акты сверки расчетов. Обращаем внимание, что такие операции с 1 августа 2005 г. в связи с принятием Указа Президента РБ от 15.08.2005 № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» ограничиваются, так как неденежная форма расчетов может использоваться, только если товары (работы, услуги) потребляются в собственном производстве.
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов таможенного союза взимание налога на добавленную стоимость осуществляют налоговые органы.
Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость, взимаемого налоговыми органами, производятся комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом-плательщиком при:
- ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов таможенного союза на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров;
- передаче на
территории Республики
Освобождаются от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь:
- транспортные
средства, посредством которых
- товары, перемещаемые транзитом;
- товары, подлежащие
обращению в собственность
- белорусские рубли, иностранная валюта, в частности банкноты и монеты, являющиеся законным средством платежа, а также ценные бумаги, акцизные марки, марки таможенного контроля, марки пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством;
- транспортные
средства в порядке, определяемом
Президентом Республики
- технические средства, материалы, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные (ветеринарные) средства, изделия медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье и материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь [11].
Порядок инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 [20].
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:
- долгосрочные кредиты и займы;
- краткосрочные кредиты и займы;
- кредиторская задолженность;
- задолженность перед учредителями;
- резервы предстоящих расходов;
- прочие виды обязательств.
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем:
- сопоставления
с данными бухгалтерского
- выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;
- выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;
- проверки обязательств
с целью правильного
- проверки образования
и использования источников
Инвентаризация проводится:
- обязательно в случаях, установленных частью третьей статьи 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности";
- по решению руководителя организации;
- по решению
контролирующих органов или
- при коллективной
(бригадной) материальной ответственности,
в случае смены руководителя (бригадира),
выбытии из коллектива (бригады)
более пятидесяти процентов
- в иных случаях,
установленных
Инвентаризации подлежат обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).
Инвентаризация проводится:
- на дату, определенную
принимающей и передающей
- на дату, установленную
соответствующим решением
- на день приема-передачи
дел в случае смены
- перед составлением
разделительного (ликвидационного) баланса,
в случае реорганизации или
ликвидации организации, если иное
не установлено
При реорганизации организации по результатам инвентаризации составляется передаточный акт и баланс. При реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации.
При ликвидации организации по результатам инвентаризации активов и обязательств определяется достоверность учетной стоимости активов, объем возможной к требованию дебиторской задолженности, размер кредиторской
Периодичность проведения инвентаризаций обязательств и других активов - не менее одного раза в год.
По решению руководителя организации установленное настоящей Инструкцией количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено.
Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года) перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.
Рассмотрим порядок проведения инвентаризации обязательств в ОАО «Банонь-агро».
На первом этапе руководитель ОАО «Банонь-агро» издает приказ о проведении инвентаризации.
Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии. В ее состав входят: председатель – нач. отдела Белицкая Е.С. члены:гл бухгалтер Чепик А.М., вед.бухгалтер Теляк А.С.
Инвентаризационная комиссия:
Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Инвентаризация обязательств в части расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации.
В ходе инвентаризации обязательств проверяется:
- правильность расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм;
- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
- правильность
и обоснованность сумм
При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками.
Инвентаризации должны быть подвергнуты данные по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Этот счет проверяется по имеющимся документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
Если поставщик, получив от покупателя деньги в счет предстоящей поставки, не осуществит отгрузку в оговоренные договором сроки, то у покупателя возникнет дебиторская задолженность. По истечении срока исковой давности или при наступлении иных обстоятельств (например, ликвидации поставщика) задолженность превращается в безнадежный долг.
Дебиторская задолженность поставщика списывается покупателем за счет финансовых результатов или сумм созданного резерва по сомнительным долгам. Бухгалтерские записи по списанию суммы безнадежной задолженности поставщика у покупателя будут аналогичны записям по закрытию кредиторской задолженности.
Списание нереальной для взыскания дебиторской задолженности поставщика не сопровождается исчислением налога на добавленную стоимость, поскольку оплата поставщику денежных средств в счет будущей поставки реализацией не является. Поэтому при списании безнадежной дебиторской задолженности поставщика, который не произвел отгрузку в счет полученного аванса, у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС. Но покупатель не сможет зачесть тот налог, который был уплачен поставщику в составе аванса. Сумма НДС вместе с остальной суммой оплаты превращается в безнадежную дебиторскую задолженность.
По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.
В настоящее время в нашей стране действуют нормативно-правовые документы, принятые в развитие государственной программы перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в Республике Беларусь. Согласно данному проекту в обществе произошло осознание необходимости повышения темпов адаптации белорусской системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО, поскольку профессиональное и бизнес-сообщество заинтересовано в повышении прозрачности бухгалтерской отчетности отечественных компаний [21]
Информация о работе Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками