Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами данного раздела учета являются: формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 5
1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2 Основные формы расчетных взаимоотношений на промышленных предприятиях 7
1.3 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 13
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНОНЬ-АГРО» 16
2.1 Особенности документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками 16
2.2 Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 17
2.3 Приобретение материалов у поставщиков – нерезидентов (выполнение работ подрядчиками – нерезидентами): порядок оформления, учет, налогообложение 22
2.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками 26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Одним из краеугольных камней отечественного законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности является проблема оценки объектов бухгалтерского учета для их адекватного экономическим реалиям представления в отчетности.

В современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получать товар или принять работу, а только потом расплачиваться. Чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов, все чаще используют коммерческое кредитование, отсрочки платежей и т.д. Если факт поставки товара не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика возникает дебиторская задолженность, которая, увы, может быть никогда не погашена, поэтому возникает необходимость принятия взвешенных решений, сопоставления риска непогашения дебиторской задолженности с риском потери контрагентов. А это в свою очередь порождает проблему ликвидности предприятия [21].

В связи с этим долги предприятий частью системы хозяйствования, обязательной и необходимой принадлежностью денежных расчетов, их составным элементом. Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одним из главных в перечне финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм, проблема управления дебиторской задолженности в значительной степени осложняет еще и несовершенством и законодательной базы в оценке задолженности.

Исследования законодательства, регламентирующего учет дебиторской и кредиторской задолженности, позволило выявить проблемы их оценки, не позволяющие руководству белорусских фирм представлять прозрачную отчетность контрагентам и иметь реальную информационную базу для управления задолженностью.

В соответствии с белорусским законодательством образование дебиторской и кредиторской задолженностей производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства и нормативных актов. Рассмотрим существующие подходы к оценке дебиторской и кредиторской задолженности согласно белорусским правилам, адаптированным к правилам международных стандартов [21].

МСФО регламентируют использование дисконтированной стоимости для оценки дебиторской задолженности: стандартом «Выручка» (§ 11) задекларировано требование дисконтирования номинальных величин при оценке дебиторской задолженности и определена применяемая для таких случаев процентная ставка.

МСФО регламентирует использование дисконтированной стоимости для оценки кредиторской задолженности: в МСФО 16 «Основные средства» (§ 23), МСФО 2 «Запасы» (§ 18), МСФО 38 «Нематериальные активы» (§ 32) указано требование для случаев отсрочки оплаты свыше обычных условий признавать в качестве процентного расхода в течение периода отсрочки разницы между дисконтированной и номинальной стоимости платежа.

В Республике Беларусь традиционным можно считать подход к оценке дебиторской и кредиторской задолженности, использующий фактическую стоимость. Альтернативным считается подход, доказывающий возможность применения дисконтированной стоимости.

Вопрос о том, какому подходу отдать предпочтение при составлении бухгалтерской отчетности белорусских компаний, является открытым на протяжении нескольких последних лет. Приведенная выше классификация подходов (деление их на основной и альтернативный) является весьма условной, поскольку обе точки зрения имеют право на существование. Для того, что бы сделать обособленный выбор метода оценки задолженности, необходим глубокий анализ нормативно-правовой базы бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженностей, заключающийся в поиске аргументов «за» и «против» применения дисконтированный стоимости и сопоставлении этих аргументов.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

В настоящее время сверка расчетов происходит вручную по каждому контрагенту на основании заключенных хозяйственных договоров и товаросопроводительных документов (актов выполненных и принятых заказчиком работ). Сверка осуществляется вручную, поскольку документооборот на предприятии небольшой, однако не стоит забывать, что предприятие динамично развивающееся, с каждым годом возрастает выручка от реализации, следовательно, увеличивается документооборот и сверка данных вручную будет отнимать много рабочего времени у бухгалтерских работников. Оценивая данную ситуацию руководству можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:

В части совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются следующие мероприятия:

  • создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью расчетов с поставщиками и подрядчиками, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;
  • необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести документооборот (табл. 3.6), так как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам – сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;
  • постоянно следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
  • контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
  • в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
  • на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.

Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится. Данные рекомендации позволят сделать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов.

Таким образом, белорусские правила оценки задолженности можно считать в большей степени приближенными к требованиям МСФО. Способ оценки по дисконтированной стоимости не является единственным. Для максимального сближения отечественных норм с международными необходимо ввести изменения в белорусское законодательство с тем, чтобы исключить вариантность оценки задолженностей и упростить процедуру применения норм отечественного законодательства по оценке дебиторской и кредиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как экономическая категория дебиторская и кредиторская задолженности определяют экономические отношения между поставщиками и заказчиками в процессе купли-продажи продукции, товаров и услуг.

Кредиторская задолженность - это сумма, которую должно уплатить предприятие (организация) в установленный срок юридическим или физическим лицам (кредиторам) вследствие получения им средств в денежной или иных формах.

Дебиторская задолженность - это имущество (материальные ресурсы), не оплаченные контрагентами, или наличность, изъятая из кругооборота оборотных средств.

Согласно  ст. 775 главы 46 Гражданского кодекса РБ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, проводятся в безналичном порядке

Вопросам правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками в Республике Беларусь посвящена достаточно обширная нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Учет расчетов   с поставщиками и подрядчиками рассмотрен на примере ОАО «Банонь-агро».

Поставка товаров в ОАО «Банонь-агро» осуществляется на основе договора поставки.

Товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Счет-фактура по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1 является первичным учетным документом, подтверждающим выполнение работ (оказание услуг), и относится к бланкам строгой отчетности.

При безналичных расчетах документами, подтверждающими поступление денежных средств на расчетный счет являются платежные инструкции, приложенные к выписке по расчетному счету.

При наличии разногласий составляется акт сверки расчетов.

Соласно типовому плану счетов учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на одноименном счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В рабочем плане счетов ОАО “Банонь-агро” не предусмотрено деление данного счета по субсчетам.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому отдельному предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.

В регистрах журнально-ордерной формы учета расчеты с поставщиками  учитывают в журнале-ордере № 6-АПК и реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

В конце месяца ОАО «Банонь-агро» обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер № 6-АПК, где на каждого поставщика отводят для этого одну строку. В журнале-ордере №6-АПК по дебету счета 60 отражают суммы, оплаченные поставщикам, по кредиту — суммы, причитающиеся к оплате поставщикам, а также по каждому корреспондирующему счету подсчитывают итоги и сверяют их с соответствующими данными ведомости аналитического учета расчетов с поставщиками в порядке плановых и авансовых платежей.

Организации могут приобретать материальные ценности за пределами Республики Беларусь. Договорная стоимость таких ценностей, как правило, выражается в иностранной валюте. При этом в учете необходимо отражать курсовые разницы.

Инвентаризации должны быть подвергнуты данные по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Этот счет проверяется по имеющимся документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

Основным направлением совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками является сближение с МСФО.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. О бухгалтерском учете и отчетности:  Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. N 3321-XII (в ред. от 29.12.2006 N 188-З)
  2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Г.В. Савицкая.¾6-е изд. ¾М.: ООО "Новое знание", 2009 г. ¾ 271с.
  3. Бухгалтерский учет: Учебно-методический комплекс. В 2 ч. Ч. 1 / Авт. иолл.; Под общ.ред. А.И. Балдиновой ¾ Мн.: Изд-воМИУ. 2006. ¾ 208 с.
  4. Чечеткин, А. С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учебник для студентоввысших учеб.заведений по неэкономическим специальностям /А. С. Чечеткин. ¾ Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. ¾ 608 с.
  5. Мельников, И.Бухгалтерский учет / И. Мельников. ¾  М.: Юнити, 2009. – 304 с.
  6. Ерофеева, В. А., Тимофеева, О. В. Бухгалтерский учет: конспект лекций. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 125 с.
  7. Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-3 (с изм. и доп.)
  8. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3(с изм. и доп.)
  9. Комментарий постатейный к главе 24 Банковского кодекса Республики Беларусь. Безналичные расчеты (часть 1) http://www.spravka-jurist.com/base/part-mz/tx_sssqxu.htm
  10. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
  11. Налоговый кодекс РБ от 29.12.2009 № 71-3: Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. ¾ 2003 г. ¾ № 8, 2/933.
  12. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, от 17.05.2004 № 278-З, от 29.12.06 № 188-3, от 26.12.2007 г. № 302-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. ¾ 2001 г. ¾ № 2/449.
  13. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. №3373-XII
  14. Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета:Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (с изм. от 05.01.2012 № 1) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.minfin.gov.by/rmenu/business-accounting/. ¾ Дата доступа: 20.04.2012г.
  15. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 29.03.2012 № 107
  16. Правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка РБ от 28.06.2004 № 98, с учетом последних изменений от 13.02.2008 № 24
  17. Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка РБ от 30.04.2004 № 72 [17].
  18. Инструкция о банковском переводе, утвержденная Постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (с изменениями и дополнениями)
  19. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (с изменениями и дополнениями)
  20. Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 http://www.systema-by.com/docs/bitp4/dk-vv40ra.html
  21. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 512 с.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Приложение А

 

                         ДОГОВОР ПОСТАВКИ

 

г.______________        N ________          "___" __________ ____ г.

 

     ______________________________________________________________,

         (наименование юридического лица, Ф.И.О. предпринимателя)

именуемое в дальнейшем "Поставщик", в лице _________________________

                                           (должность, Ф.И.О.)

___________________________________________________________________,

действующего на основании __________________________________________

                              (Устава, Положения, Доверенности,

___________________________________________________________________,

                   Свидетельства - их N, дата)

и _________________________________________________________________,

     (наименование  юридического лица, Ф.И.О. предпринимателя)

именуемое в дальнейшем "Покупатель", в лице ________________________

                                            (должность, Ф.И.О.)

___________________________________________________________________,

действующего на основании __________________________________________

                             (Устава, Положения, Доверенности,

___________________________________________________________________,

                   Свидетельства - их N, дата)

заключили настоящий договор о нижеследующем:

 

                       1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

 

     1.1. Поставщик  обязуется поставить,  а  Покупатель  принять  и

оплатить ______________________________________________ в количестве

                    (наименование товара)

___________ на сумму ____________________ руб.

 

     _______________________________________________________________

     Вариант II.   Поставщик  обязуется  поставить,   а   Покупатель

принять и  оплатить  товар  согласно спецификации,  которая является

неотъемлемой частью настоящего договора.

 

                   2. КАЧЕСТВО. КОМПЛЕКТНОСТЬ

 

     2.1. Поставляемые  товары по  качеству  должны  соответствовать

____________________________________________________________________

(наименование стандартов, ТУ, эталонов, образцов; указать номера  и

____________________________________________________________________

индексы стандартов  и  технических  условий или иной документации;

___________________________________________________________________.

указать иные, возможно повышенные, требования к качеству товара)

     2.2. Образцы _________________________________________ являются

                        (наименование товара)

эталоном  для   сторон  настоящего  договора.  Один  образец эталона

хранится  у   Поставщика,  два  других  -  у  Покупателя  в  течение

Информация о работе Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками