Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

 

Дело в том, что хотя небольшой капитал и простая  процедура лицензирования поощряют частных лиц к действию, возрастающий риск малоэффективного управления и  нерациональная кредитная политика могут подорвать стабильность банковского  сектора. Эксперты Всемирного банка  сделали вывод о десятикратном  сокращении числа банков в России к началу 1999 года на основании исследований ситуации в банковском секторе, проведенных  с учетом новых требований ЦБ РФ, в частности, учитывалось, что с 1 января 1999 года минимальный размер собственных средств кредитного учреждения должен составлять 5 млн. ЭКЮ. Полемизируя с представителями Мирового банка, зам пред ЦБ РФ Александр Турбанов высказал мнение, что в ближайшие два года количество российских банков может сократиться вдвое, но никак не в 10 раз. Показательный пример Тверьуниверсалбанк, у которого в начале июля была отозвана лицензия на проведение банковских операций, но который вновь может обратиться в Банк России за ее восстановлением, после того как над ним введено внешнее управление сроком на 1 год.

 

Жесткий альтернативный подход к лицензированию и высоким требованиям  к минимальному капиталу может привести к накоплению критической массы  в банках и обеспечить большую  вероятность долгосрочной стабильности, однако, при этом возникают барьеры  на пути формирования сектора мелких частных банков, способных удовлетворить  потребности частного сектора.

 

Комментируя проблемы минимального капитала, Александр Турбанов отметил, что наряду с крупными банками в ближайшие несколько лет будут работать и более мелкие кредитные институты, поскольку: "коммерческие банки некоторых российских регионов чисто физически не могут так быстро нарастить свой капитал", а открытие филиалов и отделений в удаленных от центра РФ областях для крупных ком банков является просто нерентабельным". В связи с этим зам пред Центробанка в дальнейшем не исключил возможности снижения нормативов ЦБ РФ для региональных банков.

 

Эффективность финансового  сектора зависит от должного функционирования соответствующих институтов. Центральные  банки получают для их создания техническую  помощь и хорошо подготовленные кадры, например, для совершенствования  инфраструктуры регулирования и  расширения возможностей мониторинга; одновременно они работают над улучшением качества информационных потоков, систем платежей и реорганизацией для более  эффективного использования капитала.

 

Для решения задач в  сфере владение-менеджмент часто  привлекаются независимые эксперты, работающие в регулирующих организациях. В ряде случаев вводятся рамки  на инвестиции в ценных бумагах, ограничивающие концентрацию влияния того или иного  агента.

 

Имеют место ограничения  по кредитам для держателей ценных бумаг, призванные повысить автономность банка и перевести в плоскость  практического применения критерии (в большей степени ориентированные  на рынок) для принятия верных решений  по кредитам и инвестициям. Данные изменения  в корпоративном управлении банками  не являются самодостаточными, но при этом рассматриваются как жизненно важные вехи переходного периода и одно из средств совершенствования моделей управления банками, которые сложились до переходного этапа.

 

Разработка системного подхода  к всеобъемлющему управлению рисками  является ключевым требованием ко всем организациям по контролю за деятельностью банков и должна быть завершена в кратчайшие сроки.

 

Эффективной работе систем контроля препятствуют следующие факторы:

 

недостаточное число квалифицированных  контролеров, способных проводить  инспекции на местах и внешний  мониторинг;

 

 малоэффективные информационные  системы, задерживающие внешний  контроль в период ограниченных  возможностей. В числе недостатков информационных систем называют низкие качество и оперативность, а также отсутствие "горячих  данных" и систем "раннего предупреждения". Кроме того, финансовая информация часто не отвечает необходимым требованиям для проведения внешних инспекций.

 

При этом возможности имеющихся  аудиторских структур, призванных восполнять  такие пробелы либо недоступны, либо слишком дороги;

 

    контролеры часто  не имеют полномочий, необходимых  для решения того или иного   вопроса, поскольку крупнейшие  банки все еще находятся в  государственном владении. Меры, которые  могут рассматриваться как "логичные" в финансовом и операционном  отношении, не всегда одобряются  и выполняются старшими     менеджерами; 

 

    контроль за деятельностью банков часто фокусируется на сиюминутных вопросах (например, ликвидность), при отсутствии долгосрочных подходов к управлению   рисками.

 

    В программах  реформ практически всех стран  с переходной экономикой поддерживаются  меры по обучению и технической  помощи, направленные на увеличение  числа опытных контролеров. Для ускорения и совершенствования процесса становления систем по контролю за деятельностью банков в программах реформ также предусматривается совершенствование необходимых регулирующих положений, проверки на местах с высокой степенью превентивности, расширенные стандарты на лицензирование и другие финансовые требования, создание более совершенных информационных систем (техническое и программное обеспечение для компьютерных центров, нормы отчетности), и, наконец, создание структур оперативной доставки, призванных ускорить обмен информационными потоками.

 

Следует выделить следующие  основные проблемы в юридической  и регулирующей среде:

 

неудовлетворительное разделение функций центральных и коммерческих банков; неудовлетворительное разделение функций коммерческих банков и сервисных  структур финансового сектора (страхование, ценные бумаги);

 

 неудовлетворительное  состояние юридической основы  и инфраструктуры,   относящейся  к правам на собственность,  обеспечению под залог, процедурам ликвидации, нарушениям контрактных обязательств и восстановлению кредитов.

 

    Сюда же можно отнести неадекватные гражданские и коммерческие кодексы и  законодательные положения об обеспечении под залог, неорганизованные или  неполные регистры недвижимости, малоэффективную систему гражданских судов, перегруженную различными делами, и ограниченный набор внесудебных средств     урегулирования споров;  неадекватные структуры менеджмента, владения, и управления; фрагментарные или неадекватные схемы страхования вкладов, при которых  гарантом выступает лишь один или несколько избранных банков; неадекватные принципы выдачи банковских лицензий, классификации займов, приращения процентов, оценки рисков и кредитных потерь, оценки адекватности  капитала и минимального капитала; концентрация кредитов, низкоэффективная работа с иностранной валютой, малообоснованные процедуры регистрации и     отказа от обязательств.

 

Юридические реформы направлены на решение некоторых (но далеко не всех) проблем.

 

Новые, и - там где возможно - скорректированные банковские законодательства привели к созданию двухъярусных банковских систем в странах, для  которых ранее была естественной моно банковская система. Эти законодательства расчистили путь для частных и  зарубежных инвестиций в банковский сектор и одновременно заложили генеральные  направления для разумного менеджмента. Например, в некоторых странах, где  развиваются инвестиционные фонды  приватизации и рынки ценных бумаг, дополнительные законы или поправки могут оказать существенную помощь для гарантий по банковским депозитам  в зависимости от колебаний на рынках ценных бумаг и снизить  уровень риска для клиента. Этого  можно добиться и в том случае, если в обозримом будущем банки  смогут действовать в качестве активных агентов на рынках страхования, недвижимости, торгово-промышленного капитала и  ряда других рынков, в которых потенциально заложены значительный риск, соразмерное  распределение ресурсов и специализированная экспертиза менеджмента.

 

Наряду с другими аспектами, связанными с банковским сектором, полученными в  наследство от социализма, странам с переходной экономикой приходится сталкиваться с проблемой "оптимальных" рамок банковских секторов, принимая во внимание диспропорции, восходящие к недалекому прошлому, низкую нынешнюю эффективность финансовых институтов и необходимые требования по лицензированию и критериям капитала.

 

Диспропорции, как правило, соотносятся с излишней "специализацией" банков по секторам (сельское хозяйство, жилищное строительство, промышленное производство), функциями (сбережения), территорией (привязка к региону), а  также ограниченными возможностями  по диверсификации портфелей.

 

В странах с переходной экономикой отсутствует инфраструктура, которая могла бы служить базой  для операций по факторингу, аренде, страхованию, недвижимости, взаимным фондам и затратам капитала на различные  проекты, созданию брокерской системы, агентств по управлению кредитами и  многих других небанковских институтов.

 

Система страхования депозитов  пока не имеет четких рамок по потолку  депозитов и механизмов определения  затрат для покрытия расходов по обслуживанию депозитов.

 

Данный фактор нарушает развитие конкурентоспособных рынков; обеспечение  защиты депозитов на уровне стандартных  государственных гарантий становится недостижимым.

 

Законы о налогообложении  часто отпугивают банки от разумной практики по кредитным потерям. Банкам нужно разрешить изыскивать средства для покрытия убытков по кредитам до выплаты налогов на прибыль, что  заставит их предоставлять более  точные отчеты по прибыли, состоянию  капитала и резервов.

 

Контролирование официального курса инфляции, процентных ставок и стоимости всех вводимых ресурсов, включая стоимость самих денег, снижали потенциал финансовых ресурсов, не давая структурам управления предприятиями  накапливать необходимый капитал, развивать у сотрудников профессиональные навыки по долгосрочному инвестиционному  планированию, а также затрудняли управление рабочим капиталом во время осуществления тех или  иных текущих операций.

 

Недостаточные возможности  различных институтов, неквалифицированный  персонал и неадекватные юридические  и регулирующие системы способны серьезно подорвать положительные  перемены, имевшие место на ранних стадиях pекапитализации банковской системы России, несмотря на преимущества в виде масштабной приватизации банков.

 

Достоинства и недостатки банковской рекапитализации

 

Достоинства

 

Уменьшается риск пролонгации  кредитов и капитализации процентов, а также  снижаются стимулы  банков к принятию на себя чрезмерного  риска.

 

Рекапитализация должна побудить банки приступить к осуществлению планов реструктуризации предприятий, финансирование которых они хотят продолжить, а также попридержать кредитование предприятий, которые они считают неплатежеспособными. При этом необходимо, чтобы банки были ориентированы на рынок и брали на вооружение критерии коммерческой выгоды и производительности, что наилучшим образом достигается посредством приватизации.

 

Недостатки

 

В большинстве случаев  рекапитализация проводится через выпуск правительственных облигаций и, тем самым, повышается степень государственного контроля над банками. Рекапитализация снижает стимулы банков к ориентации на широкий рынок в деле распределения кредитов и общих операций, увеличивает вероятность постоянных финансовых расходов.

 

УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ                                                                    

 

 Ликвидность  управляется   чтобы обеспечить   поддержание банком   требуемого  уровня  резервов  в Центральном банке и гарантии  достаточной ликвидности для предполагаемых   и неожиданных нужд. Основная   цель  управления   ликвидностью  заключается   в том,  чтобы всегда  можно было  бы   удовлетворить потребность   в наличных   средствах при   разумных  затратах.  Как уже отмечалось  выше,  потребности в наличных  средствах могут быть  удовлетворены за счет  истечения срока обязательств или продажи активов,  а также   путем    приобретения  депозитов или дополнительного    финансирования на  рынках денег.       

 

 Управление  ликвидностью   обязательств   предполагает,   в   основном,   расширение,   диверсификацию  и количественную   оценку   источников   дополнительного   финансирования.   Увеличение   числа тех,  кто  готов  предоставить  фонды,   знаком  с   банком  и   хотел  бы   инвестировать  в денежные   инструменты   банка,   может   расширить   возможность  банка   получать  средства тогда,  когда  это   оказывается  необходимым.   Диверсификация  типов   источников  финансов стабилизирует    возможности    финансирования     и    уменьшает     степень    концентрации финансов,   которая   может   сделать   банк  уязвимым   для  проблем,   создаваемым  крупным поставщиком   средств    для   банка.  Количественное   определение    финансирования   с потенциального  денежного  рынка  является  неотъемлемой   частью  измерения   ликвидности  в таких  учреждениях.  Банки  ,   которые опираются   на  управление обязательствами,   должны   иметь   очень острое   понимание потенциальной   хрупкости как денежного   рынка,   так и   финансовых  условий   основных  источников   финансирования  на этих рынках.                                                                                  

 

Так  же  как  и  в  случае  риска  по  процентной   ставке,  ликвидность   может  управляться для  каждого  типа   валюты,  с   которой  работает   организация.  Работая   в  национальной валюте,  организация   часто  будет   иметь  возможность   стучаться  в   двери  центрального банка   для   решения   серьезных   проблем,   связанных   с   неожиданной   потребностью   в ликвидных   средствах   либо,   обеспечивая   заем   подходящим   залогом,   либо  приобретая заемные   средства   без   обеспечения.   Эта   функция   центрального   банка   -  выступать кредитором    в  последней  инстанции  -  редко     доходит  до   возможности  предоставления средств   в   иностранной   валюте.   Если   национальная   валюта   не   является   свободно конвертируемой, для иностранной  валюты следует применять более  консервативные  способы управления ликвидностью.                                                          

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем