Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

 

Независимо от типа приема, используемого для такого измерения,важным фактором способности банка оценить риск, связанный с процентной ставкой,является своевременность и точность информации,на которой основывается процесс измерения. Наиболее важная часть этой информации касается дат изменения цен, связанных с существующими активами и обязательствами,и,для более сложного анализа, текущих доходов по процентной ставке на банковские активы и расходов по банковским обязательствам. Обычно такая информация поступает от автоматизированных расчетов или ручной системы учета и обработки информации в банке,применяемой для отслеживая своих различных активов и обязательств. Банк часто использует целый набор таких систем,которые обычно приобретаются в разное время и имеют разную мощность для получения необходимой информации. Практически же многие банки не всегда могут получить основную информацию,необходимую для хорошей симуляционной модели. По этой причине первым шагом и наибольшим приоритетом для многих банков при оценке риска по процентной ставке является совершенствование своевременности,повышение точности и полноты требуемой основной информации.

 

Управление риском,связанным с изменением процентной ставки(процентным риском)- это всеохватывающий процесс,при котором необходимо рассмотреть и учесть вклад в рискованность позиции всех значительных активов и обязательств. Управление риском процентной ставки можно рассматривать с точки зрения различных типов позиций,которые могут существовать в банке. Для этих целей позиции подразделяются на стратегические,тактические и торговые.

 

 Обычно стратегическая  позиция возникает в результате  деятельности банка по кредитованию  и привлечению депозитов. Эти  позиции можно рассматривать  как естественные, являющиеся внутренней  характеристикой многих банков  и,часто, отражением тенденции банков предоставлять кредиты на долгий срок и брать кредиты на короткий срок. Стратегическая позиция имеет тенденцию к устойчивости и по этой причине требует меньшей активности управления.

 

Тактическая позиция,в основном, является следствием деятельности банка, связанной с инвестированием и финансированием на рынках денег,капитала и,вероятно, производных( в основном фьючерсов и свопов). Эти позиции характерны для многих компаний, работающих с ценными бумагами, но они также существуют в различной степени в банках. Поскольку эти позиции в основном используют инструменты ликвидного первичного и вторичного рынков, тактические позиции могут быть быстро скорректированы в ответ на неожиданное движение процентной ставки или изменившихся ожиданий. Таким образом, тактическая позиция часто отражает  сознательный   риск,  на  который   идет   банк,   предвосхищая   движение   процентной   ставки   на   среднесрочные инструменты   (продолжительностью   от   недели   до   нескольких  месяцев).   Банки также используют  тактическую позицию для противовеса нежелательной   стратегической  позиции в течение какого-то  времени,  которое требуется для корректировки набора  банковской  продукции. Тактическая позиция требует ежедневного управления.       

 

  Торговую   позицию   занимают   в   ожидании   движения   процентной   ставки   по   весьма  краткосрочным  инструментам  (длительностью от  нескольких  минут до  1-2 суток).  И хотя  она   существует  только   очень короткий   срок,  торговая   позиция может   быть  очень обширной.  Для того,  чтобы представить большую позицию торговец  должен  быть уверен, что позиция может быть  закрыта в течение нескольких минут.  По этой  причине торговые  позиции   обычно   ограничиваются   рынками   денег   и   капиталов   при   высоколиквидных вторичных   рынках,   а   также   рынками   активных  производных   инструментов.  Торговая  позиция требует постоянного управления.  Обычно  в конце   каждого рабочего   дня она должна либо закрываться либо значительно сокращаться.[6]

2.4. УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОВЫХ  РИСКОМ

 

  Страновые риски, непосредственно связанные с интернационализацией деятельности банков и банковских учреждений (совместные банки - СБ.), наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности стран-клиентов и/или стран-контрагентов, импортеров или экспортеров. Они актуальны для всех банков, созданных с участием иностранного  капитала (совместных банков - СБ.), и банковских учреждений, имеющих генеральную лицензию. Основные ошибки, которые допускает руководство банков, связаны с неправильной оценкой финансовой устойчивости иностранного контрагента. Одним из рекомендуемых способов анализа уровня странового риска является индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. С его помощью заранее определяется уровень странового риска. Его определением занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Таким способом анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнера. Анкета, на которую анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой 100 (табл. 1). Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет 5 вариантов ответов - от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных баллов, тем ниже страновой риск. [7]

 

ТАБЛИЦА 6

 

Вопрос 

Уд. Вес вопроса 

4

 

1. 

Политическая стабильность в стране партнера (анализируется  частота и специфика социальных и политических конфликтов с элементами прогноза) 

 

 

12% 

 

 

 

 

 

 

2. 

Отношение к иностранным  инвестициям и прибылям ( проводится анализ размеров расходов на социальные нужды, касающиеся не только банков, но и всех предприятий, возможности быстрого расширения всей финансово- кредитной системы, возможности репатриации части прибыли) 

 

 

 

6% 

 

 

 

 

 

 

3. 

Степень национализации (границы  анализа определяются возможностью безвозмездной экспроприации - 0 баллов и кончаются предоставлением  разного рода преимуществ - 4 балла; определяется также специфика каждого  их них) 

 

 

 

 

6% 

 

 

 

 

 

 

4. 

Вероятность и степень  девальвации валюты, и анализ внешних  и внутренних факторов, влияющих на нее (рассматриваются методы, смягчающие ее воздействие на деятельность банков, их филиалов и других банковских учреждений) 

 

 

 

 

 

6% 

 

 

 

 

 

 

5. 

Состояние платежного баланса (результаты получаются путем оперативного анализа баланса счетов и общего баланса), а также влияние различных  факторов на доходы собственных и  иностранных инвесторов 

 

 

 

 

 

6% 

 

 

 

 

 

 

6. 

Бюрократические вопросы (уровень  государственного регулирования, скорость осуществления таможенных формальностей, валютных переводов и других подобных операций, оперативность деятельности всех звеньев денежно-кредитной  системы) 

 

 

 

 

 

 

 

4% 

 

 

 

 

 

 

7. 

Темп экономического роста 

10% 

 

 

 

 

 

 

7а 

Темп роста валового продукта (ВП) ниже 3% в год 

2,5% 

 

 

 

 

 

 

7б 

Темп роста ВП с 3 до 6% 

5% 

 

 

 

 

 

 

7в 

Темп роста ВП с 6 до 10% 

7,5% 

 

 

 

 

 

 

7г 

Темп роста ВП выше 10% 

10% 

 

 

 

 

 

 

Конвертируемость валюты 

10% 

 

 

 

 

 

 

Анализ выполнения договорных обязательств (выборочный и реже сплошной анализ с определением факторов, влияющих  положительно или отрицательно) 

 

 

 

6% 

 

 

 

 

 

 

10 

Расходы на зарплату и уровень  производительности труда 

 

8% 

 

 

 

 

 

 

11 

Возможность использования  экспертов и услуг (оценивается  реальная и квалифицированная помощь, которую банк может получить и  оказать в процессе своей деятельности в области юридических и маркетинговых  консультаций, бухгалтерии, технологии и др.) 

 

 

 

 

2% 

 

 

 

 

 

 

12 

Организация связи и транспорта 

4% 

 

 

 

 

 

 

13 

Взаимоотношения с государственными органами и общественными организациями 

 

4% 

 

 

 

 

 

 

14 

Условия получения  краткосрочного кредита 

 

8% 

 

 

 

 

 

 

15 

Условия получения и использования  долгосрочного кредита и собственного капитала 

 

8% 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Страновой риск может быть структурирован на риски конвертируемости, риски трансферта или моратория платежа.

 

Оригинальную методику анализа  уровня странового риска применяет Швейцарская банковская корпорация. Еще до второй мировой войны службы банков и банковских учреждений, уполномоченные заниматься определением  степени странового риска, функционально подразделялись на передовые и штабные. Передовые занимались сбором самых современных и актуальных оценок, в то время как штабные разрабатывали независимый научный прогноз экономико-политической рискованности положения в конкретном государстве или регионе. Далее эти исследования приобрели регулярный характер и стали оформляться по стандартному образцу.[8]

 

  Примерно в 1980 году  экономический банковский отдел  Швейцарской банковской корпорации  разработал новые, систематизированные  и четко нормированные принципы  подхода к определению уровня  странового риска. Эти принципы основывались на постулате, что расчет должен быть полезным и легко анализируемым материалом, который предоставляется в распоряжение высших руководителей банков, принимающих решения в зависимости от уровня и структуры потолка банковских кредитов для каждой страны. Исходя из вышесказанного были разработаны и сформулированы следующие основополагающие принципы:

 

прогнозирование странового риска должно опираться на анализ структурных и качественных характеристик государственного устройства, так же как и на количественные показатели, основанные на изучении цифровых данных и соотношений;

 

причины выводов о повышенной рискованности положения должны быть вполне понятны читателю отчета;

 

сочетание двух типов анализа (качественного и количественного) должно быть четким и конкретным: все  таблицы и сопоставления должны включать расшифровку сокращений, чтобы  облегчить анализ и повысить его  эффективность.

 

      Эти базовые  принципы привели к формированию  двухступенчатой структуры анализируемых  материалов статистико-аналитического  направления. Первую ступень составляет  отчет о положении в стране (краткая характеристика экономической  ситуации). Объем этой части сводки  жестко ограничен двумя страницами. В самом начале приводится  наиболее существенная часть  анализа, т.е. вывод относительно  степени странового риска и конечные данные по стране с приведением избранных ключевых сведений. Эти сводки выполняются по стандартному образцу, с учетом политического положения, национальной экономики, внешнего баланса и внешней задолженности.

 

  На основании этого  анализа статистико-аналитическое  управление предлагает свое суждение  относительно классификации степени  странового риска в применении к анализируемой стране.

 

  Во второй части  анализа проводится конкретная  экономико-политическая ситуация  и уровень суммарного странового риска с помощью Схемы факторов риска. В процессе анализа и сопоставления СФР с данными маркетинговых исследований или с непосредственным наблюдением потребителя конкретный коммерческий банк имеет возможность скорректировать данные первой ступени анализа. Таким образом, получается прямая ( Швейцарская банковская корпорация- потребитель) и обратная ( банк, производитель и прочее- Швейцарская банковская корпорация) взаимосвязь.

 

  Таким образом, создается  сжатый информационный отчет,  который может быть быстро  проанализирован и обеспечивает  достоверность результатов, а  также их сопоставление Схемы  факторов риска с данными других  маркетинговых обследований или  с непосредственными наблюдениями.

 

  Возникающий подобным  образом многосторонний диалог- это приветствующий и желательный  результат системы, способствующий  эффективной выработке окончательных  решений относительно направлений  финансовой деятельности в анализируемом  ареале с учетом факторов риска.

2.5. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ  РИСКОМ 

 

Кредитные операции - самая  доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется  основная часть чистой прибыли, отчисляемой  в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.

 

Банки предоставляют кредиты  различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных  ресурсов. Средства банка формируются  за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем  выпуска ценных долговых бумаг и  т. д.

 

Управление кредитными рисками  является основным в банковском деле. Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются хорошо развитые кредитная политика и процедуры, хорошее управление портфелем, эффективный  контроль за кредитами.

 

Кредитная политика создает  основу всего процесса управления кредитами. Она определяет объективные стандарты, которыми должны руководствоваться  банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях  банка, она позволяет руководству  банка поддерживать правильные стандарты  в области кредитов, избегать излишнего  риска и верно оценивать возможности  развития дела.

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем