Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа
Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской
Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40
Оценка залога
Рейтинг обеспечения
Покрытие обеспечения Стоимость обеспечения
Стоимость
Контроль
Примеры
A
100
Полностью обеспечена и легко может быть реализована
· Под банковским контролем
· Документация в порядке
· Контргарантии приемлемых банков
· Денежный залог в банке
B
<100%
Стоимость может колебаться и могут возникнуть трудности с продажей
· Под банковским контролем
· Документация в порядке
· Акции,заложенные и хранимые в банке
· Оцененная банком недвижимость
C
<100%
Изменчивая стоимость и неуверенность с реализацией
· Проблемы под контролем
· Сомнительная документация
· Некотируемые акции
· Запасы ТМЦ или
дебиторская задолженность,
D
<100%
Снижающаяся стоимость и слабая реализация
· Не контролируется банком
· Проблемы с документацией
· Проблемные активы
· Неконтролируемые запасы ТМЦ
E
<100%
Падающая стоимость или ее отсутствие,и затрудненная или невозможная реализация на рынке
· Не контролируется банком
· Документация отсутствует
· Не поддержанные гарантии
· Не подтвержденное размещение книжных долгов
Наблюдение за кредитом
После того,как кредит выдан,банк должен предпринять меры для обеспечения его возврата. Управление кредитами является одной из главных задач сотрудников кредитного отдела банка. Хорошее управление кредитом не исправит “плохой” кредит,но многие “хорошие” кредиты могут стать проблемными в случае неэффективного управления ими сотрудниками кредитного отдела банка.
Банки следят за заемщиками для того,чтобы удостовериться в благополучности их финансового положения и в выполнении ими условий кредитного договора; а также для поиска новых возможностей делового сотрудничества с клиентом. Наблюдение за кредитом необходимо для того,чтобы выявить на ранней стадии признаки того,что у заемщика могут появиться затруднения с погашение кредита. Это необходимо делать на ранней стадии для того,чтобы максимально увеличить эффект от корректирующих действий банка и снизить его убытки. Наблюдение за кредитами особенно важно на этапе их погашения или когда они становятся просроченными,или же в случае нарушения установленных кредитным договором условий минимальной суммы залога или величины финансовых коэффициентов.
Проблемные кредиты и работа с ними
Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиента, хотя в некоторых странах с очень слабой финансовой дисциплиной существует класс заемщиков,именуемых злостными неплательщиками,которые могут,но не желают погасить кредит. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые,но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса.
После того,как кредит был предоставлен,должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна обеспечивать доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она должна быть подготовлена в течение определенных промежутков времени и проаудирована приемлемыми для банка аудиторами. Документация по кредиту должна также содержать условия,дающие банку право проверять отчетность клиента,или,по крайней мере,дающие банку доступ к разъяснениям( клиента) по его финансовой отчетности.
Системы раннего выявления
проблемных кредитов очень сложно разработать
и человеческий фактор является одной
из самых серьезных помех. Сотрудники,
ответственные за данный кредит, могут
не докладывать о тревожных
Во избежание этого банки делают периодические,независимые и объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем, чтобы они выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности кредитов. Проверки,проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют незамеченные проблемные кредиты. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка.
Тревожные сигналы
Нефинансовыми тревожными сигналами являются,например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности,особенно тогда,когда кредитный договор содержит условие,требующее предоставления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах задержек сами являются признаками проблемности кредита.
Другими нефинансовыми признаками могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента,ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях банка и клиента. В худшем случае,это нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот, иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную информацию; например, с целью защиты от конкурентов.
Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов,предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут “ вечнозелеными”. Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.
Первая реакция на потенциально проблемные кредиты
Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Каких-то универсальных мер здесь не существует; все зависит от данного конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности возникают в этой связи более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие свою конкурентноспособность,потому что в случае, если стратегия и меры окажутся неверными, они усугубят положение заемщика. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:
·проанализировать проблемы заемщика;
·проконсультироваться с
сотрудниками отдела, занимающимися
проблемными кредитами или
·рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;
·собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;
·ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;
·просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;
·изучить возможность получения обеспечения( в случае,если кредит необеспечен);
·выработать план корректирующих мер.
На первом этапе выработки плана необходимо определить,кто будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного отдела, ответственный за данный кредит, потому что этот человек лучше,чем кто-либо другой,знает заемщика, или потому, что раз он привел к возникновению такой ситуации, то он и должен выручать банк.Другие банки создают для этого независимые отделы, которые вырабатывают более объективный подход, поскольку им не мешают существующие взаимоотношения с клиентом. Оба подхода имеют больше недостатков, чем преимуществ. Работа с проблемными кредитами требует много времени и затрат.С одной стороны,время, затрачиваемое сотрудником банка, который знает рынок, на восстановление проблемного кредита, могло бы быть потрачено на предоставление новых кредитов. Кроме того личные взаимоотношения сотрудника с заемщиком могут сделать его подход необъективным и недостаточно жестким. С другой стороны,сотрудники специального отдела банка должны будут потратить драгоценное время на изучение компании и отрасли,в которой она работает.
Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны,банки стараются защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение.Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки зрения, совет- это рекомендация, предоставляемая банком клиенту. При этом банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.
Стратегия “спасения” кредита
Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:
· разработка программы изменения структуры задолженности;
·получение дополнительной документации и гарантий;
·удержание дополнительного обеспечения;
·вложение дополнительных средств;
·продажа прочих активов;
·обращение к гарантам;
·разработка программ сокращения расходов и т.д.
Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов.
Классификация активов. Все
большее число банков классифицируют
кредитные риски по каждому кредиту
в момент его предоставления. Исходный
рейтинг позволяет банкам балансировать
риск своих кредитных портфелей
и сигнализировать о
Создание резервов по кредитам. После того,как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков. Обычно политика банков такова, что они создают общие резервы по всему кредитному портфелю и специальные резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными,и рекомендательными- это зависит от банковской системы.
2.6.УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ
Многие специалисты считают,
что основой эффективного управления
кредитами является управление портфелем.
Управление портфелем позволяет
балансировать и сдерживать риск
всего портфеля, ожидая и контролируя
риск, присущий тем или иным рынкам,
клиентам, кредитным инструментам,
кредитам и условиям деятельности,
Управление портфелем становится особенно
актуальным в связи с диверсификацией
банками своих операций; оно тесно
связано с процессом
Факторы риска
По мере разработки банком
своей стратегии и плана
Целевые рынки. Финансовая жизнеспособность банка - это чуть больше, чем финансовая жизнеспособность его клиентов. В ответ на вопрос: "Что является наиболее важным и часто встречающимся фактором появления безнадежных кредитов у вашего банка*" один старший сотрудник кредитного отдела одного из крупнейших банков США сказал: "Неправильный выбор целевых рынков". Поведение банков США не раз уже подтверждало это наблюдение. Банки терпели убытки потому, что ведомые стадным инстинктом, концентрировали в своих кредитных портфелях вложения в популярные секторы экономики и виды кредитов, такие, например, как фонды инвестиций в недвижимость, энергетику, кредитование под недвижимость и кредитование выкупа компании руководством (leveraged buyout). Таким образом, качество активов напрямую зависит от выбора целевых рынков. Целевые рынки обычно определяются по их секторным характеристикам и их географическим ограничениям. Довольно часто они далее подразделяются по размерам, объему сбыта или, для физических лиц, по возрасту или уровню доходов. При выборе целевых рынков очень важно рассмотреть все риски, присущие данному конкретному рынку.
Географический риск привел
к тому, что некоторые банки
стали ограничивать масштабы своих
операций на местном, региональном, национальном,
а также внутреннем и международном
уровне. Хотя цель деятельности банка
определяет размах его операций, не
менее важную роль при этом играют
такие факторы, как доступность
ресурсов, ширина и глубина знаний
и опыта персонала, а также
знание рынка и технологические
возможности. Таким образом, географическая
диверсификация представляет собой
дилемму; очень большие объемы безнадежных
кредитов были зарегистрированы в банках
с чрезмерно
Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем