Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 11:02, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании принципов формирования и раскрытия учетной политики предприятия.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть место и роль учетной политики организации в системе бухгалтерского учета на предприятии,
- охарактеризовать порядок формирования учетной политики предприятия и его нормативное регулирование,
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные аспекты и механизмы формирования учетной политики организации …………………………………..…………………….….7
1.1. Место и роль учетной политики организации в системе бухгалтерского учета на предприятии ……………………………….…..….7
1.2. Порядок формирования учетной политики предприятия и его нормативное регулирование..………………………………….……………11
1.3. Обязательные требования и принципы в отношении формирования учетной политики предприятия …………………………………………….16
Глава 2. Анализ действующей практики формирования и раскрытия учетной политики в ООО «ЖБФ и Ко»……………………………….…..…...20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……...20
2.2. Особенности формирования учетной политики на предприятии………………………………………………………………….26
2.3. Влияние учетной политики на финансовые показатели деятельности предприятия……………………………………………………………….….36
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию формирования учетной политики в ООО «ЖБФ и Ко»…………….……………………………….…...41
3.1. Совершенствование методики составления учетной политики ….….41
3.2. Автоматизация процесса формирования учетной политики предприятия……………………….………………………………………….46
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий………….49
Заключение………………………………………………………………………...52
Список использованных источников………………………
Принятая организацией
учетная политики подлежит оформлению
соответствующей организационно-
Способы ведения
бухгалтерского учета, избранные организацией
при формировании учетной политики, применяются
с 1 января года, следующего за годом утверждения
соответствующего организационно-
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности [14, с. 246].
Созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить - в указанные сроки.
При этом при формировании учетной политики предполагается:
- что активы
и обязательства организации
существуют обособленно от
- что организация
планирует продолжать свою
- что учетная
политика организации
- что факты
хозяйственной деятельности
Учетная политика предприятия должна обеспечивать [15, c.132]:
- полноту отражения
в бухгалтерском учете всех
фактов хозяйственной
- отражение, в
бухгалтерском учете фактов
- тождество данных
аналитического учета оборотам
и остаткам. По соответствующим
счетам синтетического учета
на первое число каждого
- рациональное
и экономное ведение
Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.
1.2. Порядок формирования учетной политики предприятия и его нормативное регулирование
Формирование учетной политики включает в себя следующие способы ведения бухгалтерского учета, определяемые организацией [17, c.103]:
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета;
2. формы первичных учетных документов, по которым нет унифицированных форм;
3. порядок проведения инвентаризации;
4. методы оценки активов и пассивов;
5. правила документооборота;
6. порядок контроля за хозяйственными операциями и др.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) заменило действующее ранее ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.1998 года № 60н. Сравнения положений «старой» и «новой» редакции положения представлено в приложении А.
Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный [20, c.56].
Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п. Методический аспект включает:
1. Критерий отнесения предметов к основным средствам,
2. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов,
3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам,
4. Порядок финансирования ремонта основных средств,
5. Метод оценки сырья, материалов (производственных запасов),
6. Формирование учетных групп материальных ценностей,
7. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей,
8. Способ учета выпуска продукции,
9. Сроки погашения расходов будущих периодов,
10. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей,
11. Метод определения выручки от реализации продукции,
12. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.
Необходимость, порядок создания и использования фондов. Технический аспект - как реализуется эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект включает [23, c.82]:
- план счетов бухгалтерского учета,
- форма бухгалтерского учета,
- технологии обработки учетной информации,
- организация внутрипроизводственного контроля,
- организация составления отчетности,
- инвентаризация имущества и обязательств.
Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, характерными для рыночной экономики. Организационный аспект включает:
Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объем и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура и сложность производственного процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация управления, квалификация персонала [25, c. 43].
При формировании учетной политики, использующая ПБУ 11/2008 организация, должна как минимум определить:
1) перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц;
2) конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008;
3) порядок построения
В учетную политику имеет смысл включить несколько разделов и информацию, которую в них стоит разместить. В первом описываются организационно-технические вопросы [19, c.155]:
– организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии, путем создания отдельного специализированного подразделения);
– система налоговых регистров (правила построения и описание форм регистров);
– система документооборота для заполнения налоговых регистров.
Во втором разделе указывается выбор способов налогового учета в тех случаях, когда НК РФ предоставляет налогоплательщику такое право (например, определение перечня прямых и косвенных расходов). Это основная часть учетной политики. Здесь желательно провести разграничение налогового учета по отдельным видам налогов. Типичная ошибка при составлении второго раздела – описание «шаблонных» правил учета или дублирование тех норм, которые прямо предусмотрены в НК РФ и не предполагают права выбора плательщиком того или иного способа учета. Поэтому основная задача – избежать таких ошибок и описывать как можно подробнее тот способ учета доходов и расходов, который организация в действительности предполагает использовать. Особое внимание следует уделить тем хозяйственным операциям, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий. В этом случае важно прописать алгоритм признания доходов и расходов, который можно разбить на такие этапы [19, c.157]:
– определение даты признания доходов и расходов,
– определение суммы доходов и расходов,
– формы первичных документов, являющихся основанием для отражения операций,
– бухгалтерские проводки (если налоговый учет формируется на основании данных бухгалтерского учета).
Например, можно разобрать ситуацию с документами на такие расходы, как арендные платежи, оплата за услуги связи, юридические, информационные, консультационные, аудиторские и другие услуги, которые приходят в организацию с опозданием. Дело в том, что по этим услугам НК РФ предоставляет налогоплательщику самому определить, какая из трех дат будет считаться датой признания расхода. Так, согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ эти затраты можно учитывать либо на дату расчетов, указанную в договоре, либо на последнее число периода, либо на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов. Очевидно, что для нейтрализации последствий «опоздавших» документов стоит выбрать и закрепить в учетной политике последний вариант.
В третьем разделе учетной политики организация может разработать и утвердить формы налоговых регистров, примеры определения доходов и расходов по конкретным хозяйственным операциям, варианты переноса убытка на будущее [22, c.105].
При формировании учетной политики компания должна помнить, что этот документ составляется не «для галочки» и не только для исполнения обязанности налогоплательщика. Многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике – это формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем.
Между тем, ссылаясь на данный приказ (в котором грамотно должны быть описаны методы учета), можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела, либо отстоять свою точку зрения в спорах с налоговиками при проверках, даже не доводя споры до судебных исков.
Положение об учётной политике предприятия необходимо оформлять в виде двух самостоятельных локальных документов:
- первый документ
посвящен учётной политике
- второй документ посвящен учётной политике в области налогообложения.
Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчёт ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учёта, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учёта.
Существенные способы ведения бухгалтерского учёта подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчётности предприятия за отчётный год [24, c.80].
Уклонение организации от обязанностей по формированию учётной политики может быть квалифицировано налоговым органом как грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения, выражающееся в данном случае в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учёта) и, как следствие, в неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта и отчётности.
Отсутствие учётной политики приводит на практике к серьёзным ошибкам учёта доходов и расходов для целей налогообложения и к искажению бухгалтерской отчётности.
Таким образом, учетная политика любой организации должна полностью соответствовать нормативно - правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ.
1.3. Обязательные требования и
принципы в отношении
Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. К числу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность [14, с. 53].
Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его использование названным принципам.
Избранные организацией способы должны обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций, активов и обязательств, результатов проведенной в отчетном периоде их инвентаризации). Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемая финансовая картина деятельности организации становится неверной, а пользователи ее вводятся в заблуждение.
Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов веления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением [16, с. 100].
Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользователям бухгалтерской отчетности ее достоверность.
Выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информации порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежностью данных; в то же время ожидание того момента, когда все детали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.
Информация о работе Совершенствования формирования учетной политики в ООО «ЖБФ и Ко»