Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 14:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении системы калькулирования неполной ограниченной себестоимости, а также её роли при принятии управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить роль себестоимости в системе оценочных показателей эффективной деятельности;
- раскрыть экономическую сущность методов калькулирования себестоимости, концепции центра ответственности в управленческом учете.
- выяснить особенности организации в современных системах учета.
Введение………………………………………………………………………3
Теоритические вопросы организации современных систем учета и калькулирования неполной (ограниченной) себестоимости………….5
Роль себестоимости в системе оценочных показателей эффективной деятельности…………………………………………………………..5
Экономическая сущность методов калькулирования себестоимости…………………………………………………………16
Экономическая сущность концепции центра ответственности в управленческом учете………………………………………………25
Особенности организации в современных системах учета и калькулирования неполной (ограниченной) себестоимости…………33
Порядок учета в системе «стандарт-кост»…………………………33
Организация и методика учета затрат и калькулирования себестоимости в системе «директ-костинг»………………………..44
Организация и методика учета затрат и калькулирования себестоимости АВС-метода……………………………………….…50
Практическая часть. Задача 12…………………………………………..60
Заключение………………………………………………………….……63
Список используемой литературы………………………………………65
Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например, за обеспечение конкуренции на тех рынках, где фирма занимает первую или вторую позиции по продажам. Некоторые центры доходов контролируют цены, ассортимент строительной продукции и деятельность по стимулированию сбыта.
Центр прибыли представляет собой подразделение, руководители которых ответственны не только за затраты и доходы, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это могут быть структурные подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра служит размер получаемой прибыли. Поэтому учет должен давать информацию о стоимости затрат на входе в центр ответственности, о затратах внутри него, а также о конечных результатах деятельности подразделения на выходе. Прибыль центра ответственности в системе управления затратами может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют только прямые затраты, в других случаях в них включаются (полностью или частично) косвенные.
Центр прибыли работает аналогично самостоятельному бизнесу. Разница заключается в том, что уровень инвестиций в центре ответственности контролирует не менеджер центра, а руководство организации.
Структура центров прибыли сложнее, чем центров доходов. Центры прибыли состоят из нескольких центров ответственности за затраты и одного или нескольких центров дохода. Они формируются в обособленных структурных подразделениях, не имеющих статуса юридического лица, но имеют производственный цикл и цикл продажи продукции либо цикл закупки и продажи товаров с правом установления закупочных и продажных цен в определенном диапазоне.
Центры капитальных вложений (инвестиций) – подразделения организаций, менеджеры которых контролируют не только затраты и доходы своих отделов, но и эффективность использования инвестируемых в них средств. Задача такого центра, обеспечить максимальную рентабельность, вложенного капитала, его быструю окупаемость и увеличение акционерной стоимости предприятия.
Руководители центров инвестиций обладают наибольшими полномочиями в руководстве: им делегировано право принимать инвестиционные решения, т. е. распределять выделенные средства по проектам. Эти центры работают с бюджетом капитальных вложений или планом предполагаемых расходов на приобретение долгосрочных активов и средствами финансирования этих приобретений.
По задачам и функциям центры хозяйственной ответственности обычно классифицируют как основные, вспомогательные и сопутствующие. Основные центры ответственности выпускают строительную продукцию, для изготовления которой создаются структурные подразделения, вспомогательные предназначены для производства изделий и услуг, обеспечивающих потребности основного производства.
По отношению к процессу производства выделяют производственные и обслуживающие центры затрат.
К производственным относятся цехи, участки, бригады, к обслуживающим – отделы и службы управления, склады, лаборатории и т. п.
Управленческий учет по центрам ответственности позволяет:
- упростить процедуру
ведения синтетического и
- создать условия для
формирования отчетности по
- повысить обоснованность
принимаемых управленческих
Для современных российских организаций, осуществляющих деятельность в условиях нестабильности экономики и высокой конкуренции, актуальной является задача адекватного аналитического сопровождения принятия, мониторинга выполнения и корректировки стратегических решений, определяющих перспективы сегментов бизнеса.[6]
Сегменты бизнеса, деятельность которых является предметом бухгалтерского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений.
Во исполнение мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Минфином России Приказом от 02.02.2011 N 11н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам».
Сегмент – это часть деятельности организации в определенных условиях. В переводе с латинского слово «сегмент» (segmentum) означает отрезок либо часть круга.
Такими частями (сегментами) могут быть производство и продажа разных товаров, работ, услуг или данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.
Постановка системы управленческого учета, единого для всех организаций, входящих в состав такого образования, позволяет более эффективно вести хозяйственную деятельность как на отдельных предприятиях, так и по холдингу в целом, оперативнее получать необходимую бухгалтерскую информацию, учитывать интересы всех участников бизнеса, а в конечном счете — избегать ошибочных управленческих решений.
Во втором случае речь идет об организациях, имеющих в своем составе отдельные структурные подразделения, например заочный вуз со множеством филиалов; строительный трест, в состав которого входят строительно-монтажные управления; издательский дом, имеющий ряд направлений деятельности, и т.д. Как правило, это менее крупные (в сравнении с вышеприведенными) центры ответственности.
Кроме того, предметом управленческого учета может стать деятельность отдельных цехов завода, отделов магазина, отделений больницы, т.е. совсем мелких сегментов бизнеса. При этом надо иметь в виду, что каждое структурное подразделение имеет своего руководителя.
Не следует отождествлять центр ответственности с центром возникновения затрат. Так, работающая швейная машина — место возникновения затрат, а цех, где она расположена, — центр ответственности.
Понятие «центр ответственности» тесно связано с понятием «место затрат» («место возникновения затрат»). Исходным побудительным моментом группировки затрат по местам возникновения была невозможность их первичной группировки по видам продукции. Учет затрат по местам возникновения способствовал повышению точности калькулирования и его ввели именно с этой целью. Постепенно в число целей учета затрат по местам возникновения помимо обеспечения достоверного калькулирования вошел также и контроль за обоснованностью и рациональностью расхода ресурсов, т.е. контроль затрат в местах их возникновения.
Если рассматривать подробнее соотношение понятий «место возникновения затрат» и «центр ответственности», то имеют место случаи ошибочного их отождествления. Нельзя согласиться с определением мест возникновения затрат как «обособленных структурных подразделений предприятия, в которых имеется возможность организовывать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования. Система учета предусматривает измерение расходов без измерения выхода продукции. Во многих случаях измерить продукцию либо невозможно, либо не нужно, например, объем услуг, оказываемых плановыми службами или бухгалтерией».
В отличие от места затрат центр ответственности, как правило, более масштабен. Каждый центр ответственности может состоять из нескольких мест затрат и, кроме того, осуществлять расходы, не имеющие четко выраженного места формирования внутри предприятия. Довольно часто центр ответственности связан с выполнением функций, не имеющих четко выраженного измерителя объема деятельности. Однако если у данного места затрат есть лицо, служебно-ответственное не только за объем и качество производственно-хозяйственной деятельности, но и за расходы, такое подразделение можно считать центром ответственности.
Между местом затрат и центром ответственности существует различие, заключающееся в том, что не всякого рода ответственность связана с возможностью влияния на соответствующие расходы.
«Стандарт-кост» представляет собой систему определения ожидаемых расходов предприятия и отдельных его подразделений. В его основе лежит средний плановый уровень издержек прошлых периодов времени, нормативы затрат в целом на изделия и выполненные работы. Это может быть среднее значение за ряд предшествующих лет, скорректированная средняя величина по экстраполяции с поправками на изменение конструкции, технологии производства и т.п.
Понятие «Стандарт-кост» подразумевает себестоимость, установленную заранее. В основе этой системы лежит четкое, твердое установление норм (стандартов) затрат материалов энергии, рабочего времени, труда, заработной платы и всех других расходов, связанных с производством продукции. Суть системы «Стандарт-кост» заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло. В условиях описываемой системы нормы (стандарты) рассчитываются не только для производственной себестоимости, но и для других факторов, влияющих на доходность (объемов продаж, для коммерческих и административных расходов). Причем установленные нормы (стандарты) нельзя перевыполнить, выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышение стандартов означает, что они были установлены ошибочно.
Калькулирование себестоимости изделий не выделяется в отдельный элемент и исчисление фактической себестоимости продукта, осуществляемое в традиционных системах учета, не производится. Основой системы «стандарт-кост» служат стандартные затраты. Они представляют собой точно установленную величину затрат определенного ресурса на производство конкретного вида изделия или осуществление определенной операции, предусмотренной технологией производства конкретного продукта.
Самостоятельным расчетом является определение ставки распределения косвенных расходов. Наиболее распространенной базой для их распределения между отдельными изделиями являются затраты на основную заработную плату производственных рабочих.
На первом этапе анализируют отклонения по материалам. Стандартная стоимость потребленных материалов зависит от двух факторов — стандартного расхода материала на единицу продукции и стандартной цены на него.
Вторым этапом расчетов является выявление отклонений фактических трудозатрат от стандартных и установление причин их возникновения. Размер отклонения фактически начисленной заработной платы основных рабочих от ее стандартной величины определяется двумя факторами – отклонением по ставке заработной платы и отклонением по количеству отработанных часов, то есть по производительности труда.
На третьем этапе рассчитываются отклонения от норм фактически накладных (косвенных) расходов.
Целью расчетов являеися анализ и контроль работы цеха, ответственного за выпуск продукции. Однако конечный финансовый показатель – прибыль – зависит не только от величины затраченных на производство ресурсов, но и от успехов работы другого центра ответственности – отдела сбыта. Поэтому расчеты заканчиваются анализом отклонений показателя выручки от реализации продукции (работ, услуг) от сметного значения.
Совокупное отклонение этого показателя (∆Q) исчисляется как разность между фактической прибылью, определенной на базе нормативных издержек, и сметной прибылью, также рассчитанной на основе нормативных издержек. Полученную информацию бухгалтер-аналитик может представить руководству в виде итоговой таблицы.
Рассмотрим пример метода стандарт-кост.
Пример 1. Производство одного продукта предполагает использование двух материалов А и Б. Плановый размер производства 10 000 шт.
Смета затрат
Статьи затрат |
Сумма (план), тыс. руб. |
1. Основные материалы: |
50 000 |
· А (20 000 кг * 1 000 руб/кг) |
20 000 |
· Б (10 000 кг * 3 000 руб/кг) |
30 000 |
2. Труд основных |
90 000 |
3. Накладные расходы: |
180 000 |
· |
60 000 |
· |
120 000 |
4. Итого по смете |
320 000 |
Объем (план) = 10 000 шт. |
Отчет об исполнении сметы
Статьи затрат |
Сумма (факт), тыс. руб. |
1. Основные материалы: |
48 900 |
· А (19 000 кг * 1 100 руб/кг) |
20 900 |
· Б (10 000 кг * 2 800 руб/кг) |
28 000 |
2. Труд основных |
91 200 |
3. Накладные расходы: |
168 000 |
· |
52 000 |
· |
116 000 |
4. Итого по смете |
308 100 |
Объем (факт) = 9 000 шт. |
Информация о работе Современные системы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости