Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 14:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении системы калькулирования неполной ограниченной себестоимости, а также её роли при принятии управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить роль себестоимости в системе оценочных показателей эффективной деятельности;
- раскрыть экономическую сущность методов калькулирования себестоимости, концепции центра ответственности в управленческом учете.
- выяснить особенности организации в современных системах учета.
Введение………………………………………………………………………3
Теоритические вопросы организации современных систем учета и калькулирования неполной (ограниченной) себестоимости………….5
Роль себестоимости в системе оценочных показателей эффективной деятельности…………………………………………………………..5
Экономическая сущность методов калькулирования себестоимости…………………………………………………………16
Экономическая сущность концепции центра ответственности в управленческом учете………………………………………………25
Особенности организации в современных системах учета и калькулирования неполной (ограниченной) себестоимости…………33
Порядок учета в системе «стандарт-кост»…………………………33
Организация и методика учета затрат и калькулирования себестоимости в системе «директ-костинг»………………………..44
Организация и методика учета затрат и калькулирования себестоимости АВС-метода……………………………………….…50
Практическая часть. Задача 12…………………………………………..60
Заключение………………………………………………………….……63
Список используемой литературы………………………………………65
В основе составления отчета о прибылях лежит маржинальная прибыль (доход).
Решим следующий пример с помощью метода «директ – костинг»
У предприятия есть возможность дополнительно произвести 10 шт. одного из выпускаемых изделий — или А, или В. Нужно решить, дополнительное производство каких изделий будет выгоднее.
Данные для расчета
Исходные данные |
Изделие А |
Изделие В |
Плановый объем производства шт./мес |
100 |
50 |
Затраты на материалы и комплектующие, руб./ шт 7570 руб./ шт. |
200 |
100 |
Заработная плата на всех операциях при изготовлении изделия руб./шт. |
100 |
200 |
Цена изделий, д.е/шт |
800 |
900 |
Если для принятия решения будет использоваться расчет себестоимости с полным распределением затрат, а в качестве базы распределения будет принята наиболее распространенная — заработная плата производственных рабочих, то получим следующее:
Коэффициент распределения постоянных затрат:
k р пост..= 60 000 / (100 × 100 + 50 × 200) =3 (руб. пост. затрат)/(руб. з/п).
Себестоимость изделия А:
SА = 200 + 100 + 3 × 100 = 600 руб./шт. (при цене 800 руб./шт.)
Себестоимость изделия В:
SБ = 100 + 200 + 3 × 200 = 900 руб./шт. (при цене 900 руб./шт.).
Получается, что выгоднее производить изделия А. На самом деле этот вывод ошибочен. Попробуем просчитать и сравнить прибыль при производстве дополнительного количества одних и других изделий.
Прибыль при производстве дополнительных изделий А:
ПдА = 800·(100 + 10) + 900 ×·50 – ((100 + 200) × (100 + 10) + (200 + 100) × 50 + 60 000) = 25 000 руб./мес.
Прибыль при производстве дополнительных изделий В:
ПдВ = 800 × 100 + 900 × (50 + 10) – ((100 + 200) × 100 + (200 + 100) × (50 + 10) + 60 000) = 26 000 руб./мес.
ПдВ > ПдА
В этом случае принятию правильного решения способствовало бы определение так называемой усеченной, или частичной, себестоимости только по прямым затратам, ведь то, что косвенные затраты были распределены в себестоимость продукции так, а не иначе (например, по материальным затратам), весьма условно.
Частичная себестоимость изделий:
S'А=200 + 100 = 300 руб./шт. (при цене 800 руб./шт.);
S'Б= 200 + 100 = 300 руб./шт. (при цене 900 руб./шт).
То есть в покрытие косвенных постоянных расходов и получение прибыли производство одного дополнительного изделия А вносит 500 руб., а изделия В — 600 руб.
У российских специалистов существует два взгляда на предмет директ-костинга. С точки зрения одних, это метод учета затрат. Другие склонны считать его методом калькулирования. При этом директ-костинг можно определить как систему управленческого учета, так как эта система кроме собственно учета и калькулирования, то есть процедур получения данных о затратах, включает в себя еще и использование этих данных для принятия решений, планирования и контроля.
Система директ-костинг имеет свои преимущества и недостатки. Основное преимущество этой системы состоит в том, что на основе информации, которая в ней получается, можно принимать оперативные управленческие решения. В свою очередь это дает возможность снижения цен. Недостатком являются трудности в отделении постоянных расходов.
Данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится болee обозримой, а отдельные статьи затрат — лучше контролируемыми.
Итак, «директ-костинг» — система управленческого учета, базирующаяся на категории переменных (либо частичных) затрат. Эта система не лишена недостатков, но имеет и некоторые преимущества по сравнению с системой полного учета и распределения затрат. Выбор между ними зависит прежде всего от практической пользы применения той или иной системы.
2.3 Организация и методика учета затрат и калькулирования себестоимости АВС-метода.
Метод учёта и калькулирования затрат по функциям (Activity-Based Costing, сокращенно АВС) возник в США и распространился с конца 1980-х годов благодаря работам Г. Бере, Р. Купера, Т. Джонсона, Р. Каплана. Этот метод используют около 10% крупных компаний, в том числе в США, Великобритании, континентальной Европе, Австралии. Начинают использовать его и в Японии. Универсальность данного метода позволяет применять его не только на производственных предприятиях, но и в организациях оптовой и розничной торговли, сферы услуг.
Теоретическая основа метода АВС заключается в наблюдении, что у организации в распоряжении находится определенный объём ресурсов, используемых в производственном процессе и позволяющих осуществлять производственные функции. Все виды ресурсов характеризуются затратами на них, которые распределяются сначала на отдельные функции пропорционально объёму потребления этих ресурсов. Для этого суммируются издержки каждого центра затрат по конкретной функции. Затем издержки по каждой функции относят на носители затрат. Носителем затрат может выступать изделие (товар, услуга), конкретный клиент, заказ. Носитель затрат включает, соответственно, приходящуюся на него долю затрат каждого центра по всем производственным операциям. Отсюда следует, что такое распределение основано на причинно-следственной связи затрат с обусловливающими их факторами.
Метод учет затрат по функциям, или ABC-метод (от английского Activity Based Costing – ABC), по сути своей являясь альтернативой позаказному методу учета затрат и калькулирования, эффективен для предприятий, характеризующихся высоким уровнем накладных расходов.
Принципиальное отличие ABC-метода от других методов учета затрат и калькулирования состоит в порядке распределения накладных расходов.
Для эффективного управления бизнесом менеджерам компании необходимо знать:
1) какова себестоимость
отдельных услуг и их
2) оказание каких услуг является более выгодным;
3) какие клиенты приносят компании минимальную прибыль, какие – убыточны и т.д.
Эта и другая информация может быть получена при использовании ABC-метода учета затрат и калькулирования. Он позволяет понять, как услуги, оказанные компанией, а также обслуживаемые ею клиенты влияют на объем деятельности и сколько различные виды деятельности потребляют ресурсов. Это в свою очередь способствует управлению не столько самими затратами, сколько видами деятельности, потребляющими эти средства.
Для более наглядного рассмотрения функционального метода учета затрат и его сопоставления с традиционными учетными системами приведем пример.
Допустим, что производственная компания выпускает 2 вида продукции: простой (продукт А) и сложный (продукт В). Данные для примера представлены в таблице 1.
Данные для примера
Показатель |
Продукт А |
Продукт В |
Всего | ||
Объем производства (ед.) |
10000 |
1000 |
11000 | ||
Объем производства (человеко-часы) |
60000 |
10000 |
70000 | ||
Объем производства (машино-часы) |
26000 |
4000 |
30000 | ||
Количество продуктовых партий |
100 |
20 |
120 | ||
Количество деталей |
20000 |
5000 |
25000 | ||
Число заказов на изменение дизайна |
15 |
25 |
40 | ||
Продукта |
|||||
Число закупочных контрактов |
200 |
50 |
250 | ||
Прямые материальные затраты (у.е.) |
800000 |
90000 |
890000 | ||
Прямые трудовые затраты (у.е.) |
140000 |
36000 |
176000 | ||
Косвенные расходы, соотнесенные с видами деятельности (у.е.) |
|||||
Проектирование продукта |
120000 |
||||
Испытание продукта |
40000 |
||||
Наладка оборудования |
32000 |
||||
Проверка качества |
110000 |
||||
Перемещение материалов |
100000 |
||||
Загрузка деталей в оборудование |
90000 |
||||
Заключение закупочных контрактов |
120000 |
||||
Доставка материалов |
40000 |
||||
Оплата коммунальных услуг |
21000 |
||||
Обеспечение производственными |
27000 |
||||
Мощностями |
|||||
Итого косвенных расходов |
700000 |
||||
Сначала рассмотрим исчисление себестоимости продукции в соответствии с функциональным методом. Поскольку для упрощения примера косвенные расходы даны уже соотнесенные с видами деятельности, их распределение начинаем сразу со второго этапа.
Шаг 1. Группировка затрат по видам деятельности в однородные группы затрат и определение носителя затрат (носителя видов деятельности) для каждой группы. Распределение групп затрат по уровням иерархии. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Группы затрат по уровням иерархии
Уровень иерархии |
Группа затрат |
Носитель затрат |
Затраты (руб) | ||
Уровень единицы |
Группа 1 |
||||
продукции |
Проверка качества |
Количество деталей |
110000 | ||
Загрузка деталей |
Количество деталей |
90000 | |||
200000 | |||||
Уровень партии |
Группа 2 |
||||
продукции |
Наладка оборудования |
Количество партий |
32000 | ||
Перемещение материалов |
Количество партий |
100000 | |||
132000 | |||||
Группа 3 |
|||||
Заключение закупочных |
|||||
Контрактов |
Число контрактов |
120000 | |||
Доставка материалов |
Число контрактов |
40000 | |||
160000 | |||||
Уровень |
Группа 4 |
||||
продуктовой линии |
Испытание продукта |
Число продуктов |
40000 | ||
Группа 5 |
Число заказов на |
||||
Проектирование продукта |
изменение дизайна |
120000 | |||
Уровень |
Группа 6 |
||||
предприятия |
Оплата коммунальных |
Человеко-часы |
21000 | ||
Услуг |
|||||
Группа 7 |
|||||
Обеспечение |
|||||
Производственными |
Машино-часы |
29000 | |||
Шаг 2. Расчет ставок распределения групп затрат по видам деятельности.
Группа 1. 200000 / 25000 = 8 руб./ деталь Группа 2. 132000 / 120 = 1100 руб./ партия Группа 3. 160000 / 250 = 640 руб. / контракт Группа 4. 40000 / 2 = 20000 руб. / продукт Группа 5. 120000 / 40 = 3000 руб. / заказ Группа 6. 21000 / 70000 = 0,3 руб. / чел.-час
Группа 7. 27000 / 30000 = 0,9 руб. / машино-час
Шаг 3. Калькуляция себестоимости продуктов А и В. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Отчет о себестоимости продуктов А и В в соответствии с функциональным методом, руб.
Статьи расходов |
Продукт А |
Продукт В |
Всего |
Прямые материальные затраты |
800000 |
90000 |
890000 |
Прямые трудовые затраты |
140000 |
36000 |
176000 |
Итого прямых затрат |
940000 |
126000 |
1066000 |
Косвенные расходы: |
|||
Уровень единицы продукции: |
|||
Группа 1 |
160000 |
40000 |
200000 |
(8 х 20000) |
(8 х 5000) |
||
Уровень партии продукции: |
|||
Группа 2 |
110000 |
22000 |
132000 |
(1100 х 100) |
(1100 х 20) |
||
Группа 3 |
128000 |
32000 |
160000 |
(640 х 200) |
(640 х 50) |
||
Уровень продуктовой линии: |
|||
Группа 4 |
20000 |
20000 |
40000 |
(20000 х 1) |
(20000 х 1) |
||
Группа 5 |
45000 |
75000 |
120000 |
(3000 х 15) |
(3000 х 25) |
||
Уровень предприятия: |
|||
|
Информация о работе Современные системы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости