Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена еще и тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Например, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ предусмотрел проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, формируемой организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стандартов аудиторской деятельности 5
1.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности и их значение 5
1.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность 10
Глава 2. Анализ видов стандартов аудитов 13
2.1. Международная федерация бухгалтеров занимается разработкой и внедрением международных стандартов аудита 13
2.2. Внутрифирменные аудиторские стандарты 17
2.3. Новые федеральные стандарты аудиторской деятельности 19
Глава 3. Значение международных стандартов в мировой практике аудита 29
3.1. Краткая характеристика международных стандартов аудита 29
3.2. Сравнение российских и международных стандартов 30
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Приложение 40
Положение о Совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа, а персональный состав – приказом Министерства финансов РФ.
На Совет по аудиторской деятельности возложены следующие функции:
• участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
• разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, периодический их пересмотр и представление на рассмотрение уполномоченному федеральному органу;
• рассмотрение обращений
и ходатайств аккредитованных
• изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности в России и за рубежом;
• организация подготовки информационных, методических и учебных материалов по аудиторской деятельности и их распространение в аудиторских организациях;
• организация контроля за повышением квалификации аудиторов, включая экспертизу программ и порядок проведения квалификационных экзаменов;
• организация взаимодействия с зарубежными общественными организациями и объединениями аудиторов.
Для подготовки предложений по совершенствованию аудиторской деятельности и разработки предложений Совет создает комиссии, рабочие группы и временные коллективы.
Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAC - International Federation of Accountants, www.ifac.org) - международное объединение бухгалтерской профессии. IFAC определила свою миссию, как "служить интересам общества и с этой целью и далее осуществлять деятельность, направленную на усиление позиций бухгалтерской профессии по всему миру и вносить свой вклад в развитие сильной международной экономики путем установления профессиональных стандартов высочайшего качества, стимулирования приверженности указанным стандартам и путем осуществления деятельности, нацеленной на сближении стандартов в международном масштабе, а также посредством представления интересов общества в случаях, когда необходимы профессиональные знания и опыт". В настоящее время в ее состав входят 164 профессиональных организаций бухгалтеров из 125 стран, в том числе и России, представляющих более двух с половиной миллионов бухгалтеров, занимающихся частной практикой, преподаванием, состоящих на государственной службе, занятых в промышленности и торговле.
Российские организации-члены IFAC:
1. Институт профессиональных
бухгалтеров и аудиторов
2. Российская Коллегия аудиторов, Russian Collegium of Auditors, www.rkanp.ru (с 13.11.2008)
3. Аудиторская Палата России, Audit Chamber of Russia, new.aprussia.ru (с 05.11.2010)
В рамках служения интересам общества Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (IAASB - International Auditing and Assurance Standards Board) устанавливает высококачественные международные стандарты аудита и выражения уверенности. IAASB признает, что стандарты должны быть понятными, ясными (clarity) и обеспечивать возможность их последовательного применения. Настоящие аспекты ясности помогают повысить качество и однородность практики во всем мире. Стремясь к дальнейшему совершенствованию своих стандартов, в 2003 году IAASB пересмотрел положения по составлению стандартов, которые используются при подготовке его международных стандартов. Цель такого пересмотра состояла в том, чтобы найти способы повысить ясность и, таким образом, обеспечить более последовательное применение международных стандартов аудита.
В 2004 году IAASB приступил
к реализации всесторонней программы,
направленной на повышение ясности международны
IAASB выпустил изменения и дополнения к Предисловию к международным стандартам контроля качества, аудита, обзора, выражения уверенности и сопутствующих услуг (далее «Предисловие»). Предисловие устанавливает новые положения, которые используются при составлении международных стандартов аудита, а также обязательства аудиторов, которые следуют этим стандартам. В общих чертах, конструктивные улучшения, которых удалось достичь в результате внесения поправок в Предисловие, включают следующее:
- Идентификация общей
цели аудитора при проведении
аудита в соответствии с междун
- Разъяснение обязательств,
накладываемых на аудиторов в
соответствии с требованиями ме
- Устранение любой возможной двусмысленности в требованиях, которые аудитор должен выполнять;
- Повышение удобочитаемости и понятности международных стандартов аудита посредством совершенствования структуры и принципов составления стандартов, включая представление требований, пояснительных материалов по применению и прочих материалов в отдельных разделах международных стандартов аудита.
IAASB завершил проект к концу 2008 года и по состоянию на 2011 год стандарты включают 36 международных стандартов аудита и 1 международный стандарт контроля качества. Среди них:
- 1 новый международный стандарт аудита по информированию о недостатках в системе внутреннего контроля;
- 16 международных стандартов аудита, которые содержат новые и пересмотренные требования (упоминаются как "Пересмотренные и предложенные в новой редакции");
- 20 международных стандартов аудита, которые пересмотрены в соответствии с новыми положениями и предложены в новой редакции без изменения существенных аспектов (упоминаются как "Предложенные в новой редакции").
Предложенные в новой редакции или пересмотренные и предложенные в новой редакции международные стандарты аудита вступают в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.
- Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (20.01.2011).
- Сопоставление международных стандартов аудита с российскими стандартами аудита (02.02.2012).
С формальной точки зрения 34 российских стандарта аудиторской деятельности созданы на основе международных стандартов аудита и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т. п. В основе отклонений российского аудита от международных стандартов аудита есть причины юридические, есть причины административные и причины экономические, хотя уже сегодня многие российские аудиторские фирмы имеют возможность работать и работают в близком соответствии с международными стандартами аудита. Таким образом, на первый взгляд можно сказать, что российская система аудита близка к международным стандартам аудита и стремится развиваться в этом направлении. Органы, выдающие фирмам лицензии на проведение аудита, признали российские стандарты аудита, не противоречащие международным стандартам аудита, в качестве обязательных для соблюдения аудиторскими фирмами.
Чем быстрее Россия примет международные стандарты аудита, или, по крайней мере, будет ими руководствоваться, тем быстрее аудит, проводимый в России, приобретет статус аудита мирового уровня, результатам которого могут доверять участники международного фондового рынка.
В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. 3
Внутренние
стандарты аудита обеспечивают единый
подход к аудиторской проверке в
данной аудиторской фирме. Внутрифирменные
стандарты не должны противоречить
национальным стандартам (если аудит проводится по национальным
стандартам) и международным стандартам
(если аудит проводится по международным
стандартам).
В крупных аудиторских фирмах имеются
специальные департаменты по методологии
бухгалтерского учета и аудита, задача
которых - разработка внутрифирменных
методов предварительной экспертизы состояния
дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов
и операций клиента, подготовки аудиторского
заключения и его оформления.
Внутрифирменные
стандарты являются индивидуальными,
авторскими в каждой аудиторской
фирме, их содержание - закрытая информация.
Внутрифирменные стандарты - это
набор внутрифирменных
Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована - это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.
Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.
Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.
Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.
Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.
Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.
План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.
Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.
Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.
Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета.
Аудиторская деятельность, в том числе организация и методика проверок, во всём мире
регулируются аудиторскими стандартами. На мировом уровне применяются следующие группы стандартов:
. международные стандарты аудита (МСА) – International Standards of Auditing (ISA);
. в отдельных странах – национальные стандарты;
. на уровне саморегулируемых объединений аудиторов (СРО), аудиторских организаций и аудиторов – внутренние стандарты СРО.