Стандартизация аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена еще и тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Например, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ предусмотрел проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, формируемой организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стандартов аудиторской деятельности 5
1.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности и их значение 5
1.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность 10
Глава 2. Анализ видов стандартов аудитов 13
2.1. Международная федерация бухгалтеров занимается разработкой и внедрением международных стандартов аудита 13
2.2. Внутрифирменные аудиторские стандарты 17
2.3. Новые федеральные стандарты аудиторской деятельности 19
Глава 3. Значение международных стандартов в мировой практике аудита 29
3.1. Краткая характеристика международных стандартов аудита 29
3.2. Сравнение российских и международных стандартов 30
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Приложение 40

Файлы: 1 файл

стандартизация аудита_2008.doc

— 681.00 Кб (Скачать файл)

Положение о Совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного  федерального органа, а персональный состав – приказом Министерства финансов РФ.

На Совет по аудиторской  деятельности возложены следующие функции:

• участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного  федерального органа;

• разработка федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности, периодический их пересмотр и  представление на рассмотрение уполномоченному федеральному органу;

• рассмотрение обращений  и ходатайств аккредитованных профессиональных аудиторских объединений по подготовке рекомендаций для уполномоченного  органа;

• изучение, обобщение  и распространение опыта аудиторской деятельности в России и за рубежом;

• организация подготовки информационных, методических и учебных  материалов по аудиторской деятельности и их распространение в аудиторских  организациях;

• организация контроля за повышением квалификации аудиторов, включая экспертизу программ и порядок проведения квалификационных экзаменов;

• организация взаимодействия с зарубежными общественными  организациями и объединениями  аудиторов.

Для подготовки предложений  по совершенствованию аудиторской  деятельности и разработки предложений Совет создает комиссии, рабочие группы и временные коллективы.

 

 

Глава 2. Анализ видов  стандартов аудитов

2.1. Международная федерация бухгалтеров занимается разработкой и внедрением международных стандартов аудита

Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAC - International Federation of Accountants, www.ifac.org) - международное объединение бухгалтерской профессии. IFAC определила свою миссию, как "служить интересам общества и с этой целью и далее осуществлять деятельность, направленную на усиление позиций бухгалтерской профессии по всему миру и вносить свой вклад в развитие сильной международной экономики путем установления профессиональных стандартов высочайшего качества, стимулирования приверженности указанным стандартам и путем осуществления деятельности, нацеленной на сближении стандартов в международном масштабе, а также посредством представления интересов общества в случаях, когда необходимы профессиональные знания и опыт". В настоящее время в ее состав входят 164 профессиональных организаций бухгалтеров из 125 стран, в том числе и России, представляющих более двух с половиной миллионов бухгалтеров, занимающихся частной практикой, преподаванием, состоящих на государственной службе, занятых в промышленности и торговле.

Российские организации-члены IFAC:

1. Институт профессиональных  бухгалтеров и аудиторов России, The Institute of Professional Accountants of Russia, www.ipbr.org (с 2001)

2. Российская Коллегия  аудиторов, Russian Collegium of Auditors, www.rkanp.ru (с  13.11.2008)

3. Аудиторская Палата  России, Audit Chamber of Russia, new.aprussia.ru (с 05.11.2010)

В рамках служения интересам  общества Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (IAASB - International Auditing and Assurance Standards Board) устанавливает высококачественные международные стандарты аудита и выражения уверенности. IAASB признает, что стандарты должны быть понятными, ясными (clarity) и обеспечивать возможность их последовательного применения. Настоящие аспекты ясности помогают повысить качество и однородность практики во всем мире. Стремясь к дальнейшему совершенствованию своих стандартов, в 2003 году IAASB пересмотрел положения по составлению стандартов, которые используются при подготовке его международных стандартов. Цель такого пересмотра состояла в том, чтобы найти способы повысить ясность и, таким образом, обеспечить более последовательное применение международных стандартов аудита.

В 2004 году IAASB приступил  к реализации всесторонней программы, направленной на повышение ясности международных стандартов аудита. Эта программа подразумевает использование новых положений по составлению стандартов в отношении всех международных стандартов аудита либо путем пересмотра содержательной части, либо посредством ограниченного редактирования с целью отражения новых положений и концепции ясности в целом.

IAASB выпустил изменения  и дополнения к Предисловию  к международным стандартам контроля качества, аудита, обзора, выражения уверенности и сопутствующих услуг (далее «Предисловие»). Предисловие устанавливает новые положения, которые используются при составлении международных стандартов аудита, а также обязательства аудиторов, которые следуют этим стандартам. В общих чертах, конструктивные улучшения, которых удалось достичь в результате внесения поправок в Предисловие, включают следующее:

- Идентификация общей  цели аудитора при проведении  аудита в соответствии с международными стандартами аудита, установление цели в каждом международном стандарте аудита, и определение обязательств аудитора в отношении таких целей;

- Разъяснение обязательств, накладываемых на аудиторов в  соответствии с требованиями международных стандартов аудита, и язык, который используется для информирования о таких требованиях;

- Устранение любой  возможной двусмысленности в  требованиях, которые аудитор  должен выполнять;

- Повышение удобочитаемости  и понятности международных стандартов аудита посредством совершенствования структуры и принципов составления стандартов, включая представление требований, пояснительных материалов по применению и прочих материалов в отдельных разделах международных стандартов аудита.

IAASB завершил проект  к концу 2008 года и по состоянию  на 2011 год стандарты включают 36 международных стандартов аудита и 1 международный стандарт контроля качества. Среди них:

- 1 новый международный стандарт аудита по информированию о недостатках в системе внутреннего контроля;

- 16 международных стандартов аудита, которые содержат новые и пересмотренные требования (упоминаются как "Пересмотренные и предложенные в новой редакции");

- 20 международных стандартов аудита, которые пересмотрены в соответствии с новыми положениями и предложены в новой редакции без изменения существенных аспектов (упоминаются как "Предложенные в новой редакции").

Предложенные в новой  редакции или пересмотренные и предложенные в новой редакции международные стандарты аудита вступают в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

Международные стандарты аудита и  российские стандарты аудиторской  деятельности

- Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (20.01.2011).

- Сопоставление международных стандартов аудита с российскими стандартами аудита (02.02.2012).

С формальной точки зрения 34 российских стандарта аудиторской  деятельности созданы на основе международных стандартов аудита и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т. п. В основе отклонений российского аудита от международных стандартов аудита есть причины юридические, есть причины административные и причины экономические, хотя уже сегодня многие российские аудиторские фирмы имеют возможность работать и работают в близком соответствии с международными стандартами аудита. Таким образом, на первый взгляд можно сказать, что российская система аудита близка к международным стандартам аудита и стремится развиваться в этом направлении. Органы, выдающие фирмам лицензии на проведение аудита, признали российские стандарты аудита, не противоречащие международным стандартам аудита, в качестве обязательных для соблюдения аудиторскими фирмами.

Чем быстрее Россия примет международные стандарты аудита, или, по крайней мере, будет ими руководствоваться, тем быстрее аудит, проводимый в России, приобретет статус аудита мирового уровня, результатам которого могут доверять участники международного фондового рынка.

2.2.Внутрифирменные аудиторские стандарты

В законе об аудиторской  деятельности в Российской Федерации  отмечается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

            Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. 3

Внутренние  стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в  данной аудиторской фирме. Внутрифирменные  стандарты не должны противоречить  национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам). 
В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых - разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской  фирме, их содержание - закрытая информация. Внутрифирменные стандарты - это  набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения. Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку. Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и могут включать в себя следующие разделы.

Определение целей  соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована - это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.

Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.

Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.

Оценка системы  внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.

Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.

Оценка эффективности  системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.

План независимых  обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.

Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.

Завершение  аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.

Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета.

2.3.Новые федеральные стандарты аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность, в том числе организация и методика проверок, во всём мире

регулируются  аудиторскими стандартами. На мировом уровне применяются следующие группы стандартов:

. международные стандарты аудита (МСА) – International Standards of Auditing (ISA);

. в отдельных  странах – национальные  стандарты;

. на уровне саморегулируемых объединений аудиторов (СРО), аудиторских организаций и аудиторов – внутренние стандарты СРО.

Информация о работе Стандартизация аудита