Стандартизация аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена еще и тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Например, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ предусмотрел проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, формируемой организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стандартов аудиторской деятельности 5
1.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности и их значение 5
1.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность 10
Глава 2. Анализ видов стандартов аудитов 13
2.1. Международная федерация бухгалтеров занимается разработкой и внедрением международных стандартов аудита 13
2.2. Внутрифирменные аудиторские стандарты 17
2.3. Новые федеральные стандарты аудиторской деятельности 19
Глава 3. Значение международных стандартов в мировой практике аудита 29
3.1. Краткая характеристика международных стандартов аудита 29
3.2. Сравнение российских и международных стандартов 30
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Приложение 40

Файлы: 1 файл

стандартизация аудита_2008.doc

— 681.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Переход России на рыночные условия хозяйствования обусловил  возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. Это, в свою очередь, потребовало разработки нового, адекватного финансово-экономическим потребностям общества механизма правового регулирования аудиторской деятельности. Большую роль в становлении правового института аудита сыграл Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Однако происходящие в стране структурные реформы потребовали модернизации законодательства в данной сфере общественных отношений. На смену названному акту приходит Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите 2008 года), который ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита. Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям исследуемого правового института - аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Важно отметить, что новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование.

Актуальность темы обусловлена  еще и тем, что в соответствии с законодательством все большее  число хозяйствующих субъектов  подлежит обязательной ежегодной аудиторской  проверке. Например, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ предусмотрел проведение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, формируемой организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

Таким образом, выявленные практические проблемы, необходимость  их научного осмысления и законодательного разрешения, важность внесения ясности  в теоретические разработки сферы  аудита предопределили научный интерес и выбор темы исследования.

Целью курсовой работы является изучение стандартизации аудита и его  значение.

Предметом исследования – стандартизации аудита (виды стандартизации).

Объектом исследования является изучение стандартизации аудита.

Задачами курсовой работы выступает изучение:

- нормативного регулирования  аудиторской деятельности и их  значение;

- органов, регулирующих  аудиторскую деятельность;

- международных стандартов  аудита;

- внутрифирменных аудиторских  стандартов;

- федеральных стандартов  аудиторской деятельности;

- характеристики международных  стандартов аудита;

- сравнение российских  и международных стандартов.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы стандартов аудиторской деятельности

1.1.Нормативное регулирование аудиторской деятельности и их значение

Аудит в России организуется с учетом опыта стран, в которых  этот вид деятельности существует десятки  и сотни лет.

В литературе отмечается, что в мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности, первая из которых распространена в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ. Там аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.1

Вторая концепция развита  в англоязычных странах – США, Великобритании, где аудиторская  деятельность определенным образом саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. В этих странах аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления. Устанавливаются права и обязанности  органов, регулирующих аудиторскую  деятельность, определяются роль и  функции государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Эта система включает четыре основных уровня (табл. 1). Эти уровни расположены сверху вниз и показывают виды документов, область регулирования и степень их разработанности.

Таблица 1

Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в Российской Федерации

Уровень регулирования

Вид и наименование нормативных  документов

Область регулирования

Степень разработанности

I

Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической  системе

Закон принят

II

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы  регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают  нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских  услуг

Утверждены 16 федеральных  правил (стандартов), остальные разрабатываются (вместо них пока действуют российские правила (стандарты))

 

Законодательные и подзаконные  нормативные акты

Устанавливают общие  положения по регулированию аудиторской  деятельности для аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с федеральным законом нормативные  документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности

III

Правила (стандарты) аккредитованных  профессиональных объединений

Регулирование специфических  вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений

Разрабатываются аккредитованными аудиторскими объединениями

 

Нормативные документы  министерств и ведомств

Регулирование специфических  особенностей аудита по видам

Министерствами и ведомствами  приняты и разрабатываются ряд документов по видам аудита

IV

Внутрифирменные аудиторские  стандарты

При проведении аудита и  сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются и используются аудиторскими организациями и индивидуальными  аудиторами

           

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Этот основной законодательный акт определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль преобладал над другими видами контроля. Именно принятие этого закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.2

Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» знаменует  новый (третий) этап в истории развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики – аудит.

Закон был подготовлен  рабочей группой с участием представителей Минфина РФ, профессиональных аудиторских  объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, аудиторов-практиков.

Закон представляет собой  концептуальный документ, в котором  сосредоточены правовые и нормативные  положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться  в контексте других важнейших  правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12 мая 2000 г.) и др.

В соответствующих разделах учебника приведены ссылки на Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», поэтому кратко рассмотрим его содержание.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской  деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В Законе дано определение  обязательного аудита и приведены  критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены  вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В Законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Согласно Федеральному закону все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ должны быть приведены в соответствие.

Как следует из перечня нормативных документов, разработанных и принятых в 2001–2002 гг., основные положения Закона получили в них конкретное уточнение и разъяснение. Это позволило регулировать аудиторскую деятельность непосредственно по основным положениям Закона, начиная с момента его вступления в действие.

В соответствии с ФЗ «Об  аудиторской деятельности» руководство  аудиторской деятельностью возложено  на уполномоченный федеральный орган  государственного регулирования аудиторской  деятельности. В качестве такого органа выступает Министерство финансов РФ (Департамент финансового государственного контроля, регулирования аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина РФ). Кроме того, этими проблемами занимаются и общественные структуры: аккредитованные профессиональные объединения и Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными исполнителями аудиторской деятельности являются аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

1.2.Органы, регулирующие аудиторскую деятельность

Аудиторская деятельность является независимой и осуществляется независимыми аудиторами. Однако общие требования, порядок проведения аудита, контроль за качеством аудиторских проверок регламентируются законодательными и нормативными документами.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. функции регулирования аудиторской деятельности закреплены за Министерством финансов РФ. На Минфин России возложены следующие функции:

• издание в пределах своей компетенции нормативных  правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

• организация разработки и представление на утверждение  Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• организация в установленном  законодательством РФ порядке системы  аттестации, обучения и повышения  квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

• организация системы  надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными  аудиторами лицензионных требований и  условий;

• контроль за соблюдением  аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• определение объема и разработка порядка предоставления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов;

• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров и предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

• аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных аудиторов при  уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской  деятельности, члены которого утверждаются руководителем уполномоченного  органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений.

В состав Совета также  входят представители федерального уполномоченного органа, осуществляющего регулирование профессиональной деятельности аудиторов, представители Центрального банка РФ и государственных органов управления, представители организаций, заинтересованных в аудиторских услугах. Представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений составляют не менее 51% членов Совета.

Информация о работе Стандартизация аудита