Сущность анализа безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики главным звеном, осуществляющим экономическую деятельность, является предприятие. Именно предприятию, создающему для рынка необходимую продукцию и предоставляющему различные услуги, отводится основная роль в регулировании рыночных отношений и заполнении сегментов рынка.

Содержание работы

Введение 2
1.Сущность анализа безубыточности 4
1.1 Ключевые элементы анализа 5
Переменные затраты 6
Постоянные затраты 6
1.2 Экономическая и бухгалтерская модель поведения затрат 8
1.2.1 Экономическая модель поведения затрат 9
1.2.2 Бухгалтерская модель поведения затрат 10
2 Методы проведения анализа безубыточности производства 12
2.1 Метод маржинального дохода 12
2.2 Графический метод 15
2.3 Математический метод (метод уравнений) 17
3. Управление прибылью 19
3.1 Производственный леверидж 19
3.2 Допущения cvp-анализа 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа катина.docx

— 177.49 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение             2

1.Сущность анализа безубыточности        4

1.1 Ключевые элементы анализа        5

      1. Переменные затраты         6
      2. Постоянные затраты         6

1.2 Экономическая и бухгалтерская  модель поведения затрат   8

1.2.1 Экономическая модель  поведения затрат     9

1.2.2 Бухгалтерская модель  поведения затрат     10

2 Методы проведения анализа  безубыточности производства   12

2.1 Метод маржинального  дохода        12

2.2 Графический метод          15

2.3 Математический метод  (метод уравнений)     17

3. Управление прибылью          19

3.1 Производственный леверидж        19

3.2 Допущения cvp-анализа         27

Заключение            28

Список использованной литературы        29

 

Введение

 

В современных условиях рыночной экономики главным звеном, осуществляющим экономическую деятельность, является предприятие. Именно предприятию, создающему для рынка необходимую продукцию  и предоставляющему различные услуги, отводится основная роль в регулировании  рыночных отношений и заполнении сегментов рынка.

В жестких условиях существующей конкуренции лидером будет тот, кто наиболее правильно организует производство продукции, которая будет  отвечать требованиям современного рынка и пользоваться спросом. Современные  рыночные отношения являются стимулом для эффективности производства и стремлением к увеличению производительности труда.

В современных условиях рыночной экономики управление предприятием при полной хозяйственной и финансовой самостоятельности - это сложнейший трудоемкий процесс, требующий огромной ответственности, компетентности и  стратегичности действий в управлении затратами, принятии динамичных решений, мобильности идей. Хозяйственная независимость предоставляет самостоятельный выбор организационной формы предприятия, виду его деятельности и выбору партнеров по бизнесу.

Предприятие, имеющее финансовую самостоятельность, составляет собственную  финансовую стратегию, разрабатывает  политику ценообразования, т.е. осуществляет все необходимые мероприятия  для полного самофинансирования.

Для предприятий любой  формы собственности необходимо вести учет финансовым результатам, отражающим динамику расходов и доходов  в течение определенного отрезка  времени. Однако без проведения экономического анализа эффективности использования  производственных ресурсов и вынесения оценки производственной стратегии невозможно будет определить текущее финансовое состояние предприятия и выявить перспективы его развития.

Всем выше сказанным обусловлена  актуальность темы исследования.

Целью данной курсовой работы является изучение анализа соотношения затраты-объем-прибыль. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «безубыточности продаж»;

- изучить экономическую и бухгалтерскую модели поведения затрат, объема производства и прибыли;

- изучить методы проведения анализа безубыточности производства.

 

1 Сущность анализа безубыточности

Руководителю любого предприятия  на практике приходится принимать множество  разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и  структуры реализации продукции, в  конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и  весьма точным способом определения  взаимосвязи и взаимозависимости  между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки  безубыточности является методика анализа  безубыточности производства или анализа  соотношения “затраты – объем  – прибыль” (Cost – Volume –Profit; CVP – анализ).

Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Анализ безубыточности производства проводится в целях изучения зависимости  между изменениями объема производства, издержками и прибылью.

Цель анализа сводится к определению точки безубыточности.

 

 

    1. Ключевые элементы анализа 

 

Ключевыми элементами анализа  соотношения “затраты – объем  – прибыль” выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный  доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный  леверидж - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный  запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия  на постоянные и переменные. Как  известно, постоянные затраты не зависят  от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета  объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты.

Объективно описать поведение  затрат можно, изучив их зависимость от объемов производства, т.е. разделив затраты на постоянные и переменные.

      1. Переменные затраты

 

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, оказания услуг, товарооборота (в пределах одного релевантного уровня), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. Примерами переменных непроизводственных затрат служат расходы на складирование, транспортировку, упаковку готовой продукции, которые прямо зависят от объема продаж.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) – стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта. Совокупные переменные затраты (В) имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты – b) – величина постоянная

 

 

      1. Постоянные затраты

 

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными  в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Постоянные затраты – это расходы на заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления помещений заводоуправления, услуги связи, командировочные и др. управленческие расходы. На практике руководством организации заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты на основе планируемых смет по группам этих расходов. Постоянные затраты на единицу продукции (удельные постоянные затраты снижаются ступенчато.

 

На практике постоянные и  переменные затраты встречаются  достаточно редко. Большинство затрат имеют одновременно и постоянные и переменные составляющие. Поэтому  говорят о условно-постоянных или условно-переменных затратах. Условно-постоянные затраты – это затраты растущие скачкообразно, т.е. при определенном объеме выпуска эти затраты остаются постоянными, а при его изменении резко возрастают. Например, для увеличения количества выпускаемой продукции в цехе необходимо установить еще один станок, но одновременно с ростом объема производства увеличатся постоянные расходы за счет амортизационных отчислений на станок.

Условно-переменные затраты  также меняются в зависимости  от изменения деловой активности организации, но в отличие от переменных затрат эта зависимость не является прямой. Например, ежемесячная плата  за телефон включает две составляющих: п

 

 

1.2 Экономическая и бухгалтерская  модель поведения затрат

 

Безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж –  это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Как извстно, сущеествует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская.

 

1.2.1 Экономическая  модель поведения затрат

 

Экономическая модель поведения затрат, объёма производства и прибыли представлена на рисунке №1.

Рисунок 1. Диаграмма безубыточности по экономической модели

В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путём уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки  от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъём, а затем  опускается вниз. Это связано с  тем, что в определённый момент положительный  эффект от увеличения объёма продаж оказывается  ниже отрицательного влияния снижения цен.

Как видно из рисунка 1, линия  выручки от реализации пересекает линию  общих затрат в двух точках.

Это означает, что в экономической  модели безубыточности существует два  уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты  равны выручке от реализации, то есть две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба.

 

 

1.2.2 Бухгалтерская  модель поведения затрат

 

При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объёма производства и реализации имеет линейный характер. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели отражена на рисунке 2.

Рисунок 2. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели

 

Из рисунка 2 видно, что  в бухгалтерской модели, в отличии от экономической, одна, а не две точки безубыточности. Поэтому с увеличением объёма производства, зона прибыли расширяется и наиболее прибыльным становится производство при максимальной загрузке производственных мощностей.

Точка безубыточности является критерием эффективности организации. Организация, не достигающая точки безубыточности действует не эффективно.

Центральным моментом анализа  безубыточности (равновесного анализа) является определение точки безубыточности (точки равновесия), т. е. такого объема продаж, при котором выручка от реализации продукции (работ, услуг) равняется сумме всех затрат. Очевидным при этом является то, что превышение данного объема обеспечивает получение прибыли во все возрастающих масштабах, а его уменьшение — убытка.

 

 

2 Методы проведения анализа безубыточности производства

 

Для определения точки  безубыточности могут применяться  следующие методы:

- Метод маржинального дохода;

- Графический метод;

- Математический метод (метод уравнения).

 

 

2.1 Метод маржинального  дохода

 

Маржинальный анализ, построен на разделении затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты - это расходы, величина которых не зависит от количества проданного товара (например, оклад директора).

Переменные затраты - это расходы, величина которых напрямую зависит от количества проданного товара (например, себестоимость товара).

Информация о работе Сущность анализа безубыточности