Сущность анализа безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики главным звеном, осуществляющим экономическую деятельность, является предприятие. Именно предприятию, создающему для рынка необходимую продукцию и предоставляющему различные услуги, отводится основная роль в регулировании рыночных отношений и заполнении сегментов рынка.

Содержание работы

Введение 2
1.Сущность анализа безубыточности 4
1.1 Ключевые элементы анализа 5
Переменные затраты 6
Постоянные затраты 6
1.2 Экономическая и бухгалтерская модель поведения затрат 8
1.2.1 Экономическая модель поведения затрат 9
1.2.2 Бухгалтерская модель поведения затрат 10
2 Методы проведения анализа безубыточности производства 12
2.1 Метод маржинального дохода 12
2.2 Графический метод 15
2.3 Математический метод (метод уравнений) 17
3. Управление прибылью 19
3.1 Производственный леверидж 19
3.2 Допущения cvp-анализа 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа катина.docx

— 177.49 Кб (Скачать файл)

В результате этого точка  безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 573 руб. (235:(415:1000)), что в натуральном выражении составит 57шт (573:10). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 427р (1000-573) или 43 шт (427:10). В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 2,3 единиц (415:180).

 

  1. снижении постоянных затрат на 10 %

Пок-ль

Расчет

Итого

Выручка

 

1000

Пер.затр.

 

650

МД

 

350

Пост.изд

235-10%

211,5

Прибыль

1000-650-211,5

138,5

Объем реализ.

 

100

Цена за ед.

 

10

Эпл

350:138,5

2,52


В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 604,28руб.((211,5:(350:1000), а в натуральном выражении — 60шт (604,28:10). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 395,72 руб. (1000-604,28) или 40шт (395,72:10). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10 % эффект производственного левериджа составит 2,52ед (350:138,5) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0.52 единиц (3,04-2,52).

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о  том, что в основе изменения эффекта  производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Следует отметить, что в  конкретных ситуациях проявление механизма  производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем.

1. Положительное воздействие  производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

Для того, чтобы положительный  эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже,при прочих равных условиях, оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным “грузом” на пути к достижению точки безубыточности.

2. По мере дальнейшего  увеличения объема продаж и  удаления от точки безубыточности  эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все большему темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм производственного  левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре  товарного рынка, определяющей возможное  снижение объема продаж, а также  на ранних стадиях жизненного цикла  предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать  меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной  конъюнктуре товарного рынка  и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению  режима экономии постоянных затрат могут  быть существенно ослаблены. В такие  периоды предприятие может значительно  расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными  затратами следует иметь в  виду, что высокий их уровень в  значительной мере определяется отраслевыми  особенностями деятельности, определяющими  различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные  ограничители, на каждом предприятии  имеется достаточно возможностей снижения, при необходимости, суммы и удельного  веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными  затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение  этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к  росту маржинального дохода, что  позволяет быстрей преодолеть эту  точку. После преодоления точки  безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост  прибыли предприятия. К числу  основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности  работников основного и вспомогательных  производств за счет обеспечения  роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции  в периоды неблагоприятной конъюнктуры  товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма  производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

 

3.2 Допущения cvp-анализа

 

Для того, чтобы можно было возможно точнее представлять область применимости для CVP-анализа, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:

1.Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах исследуемой области значений. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

2.Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области рассматриваемых значений.

3.Переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области рассматриваемых значений16. Производительность труда не меняется. Следовательно, при постоянных ценах на труд, отдача этого ресурса не меняется.

4.Цена реализации продукции не меняется. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве (закупочные цены), не меняются17.

5.Рассматривается производство только одного товара или нескольких, но с разными и неизменными характеристиками. То есть не возникает проблем распределения затрат на различные изделия, определения их цен, определения эффективности производства каждого из изделий.

6.Затраты зависят только от объема выпуска.

7.Объем производства равен объему продаж.

Если эти допущения  не учитывать, то можно сделать серьезные  ошибки и получить при анализе  неправильные выводы.

Заключение

 

Анализ «издержки-объем-прибыль», или CVP-анализ, является одним из основных инструментов ценообразования и определения прогнозного объема.

Практическая ценность анализа  безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает он используется в основном для прогнозных расчетов цены, прибыли, выручки от реализации.

Маржинальный метод определения  точки безубыточности производства и продаж используется при составлении  бизнес-плана развития предприятия, когда необходимо определить минимальный  объем производства и продаж с  целью планирования оптимального размера  производственной программы и мощностей.

При выходе на рынок с новым товаром, необходимо также учитывать минимальный  объем продаж, выручка от которого покроет все издержки производства и обращения, а дополнительный объем  продаж обеспечит необходимую прибыль  предприятию.

Исходя из вышеизложенного можно  сделать вывод, что использование данного вида анализа в практике российских предприятий является весьма актуальным, так как это позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболее оптимального и получить более точные результаты расчетов.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Александров О.А. Управленческий учет реализации готовой продукции. // Аудиторские ведомости. – 2003. - № 8. – с. 39-42
  2. Бушуева Л.И. Методы прогнозирования объема продаж. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 1. – с. 15-30
  3. Грачева М.Е. Новые требования к финансовому анализу в условиях перехода РФ на МСФО. // Экономический анализ. – 2004. - № 2 (18). – с. 27-35
  4. Дронов Р.И., Резник А.И. Оценка финансового состояния предприятия. //  Финансы. – 2002. - №.4 – с. 15-20
  5. Дубов А.А. Финансовая политика компании. // Финансы. – 2003. - №
  6. Керимов В.Э. Анализ соотношения "затраты-объем-прибыль". // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - № 4. – с. 120-132
  7. Новодворский В.Д., Клестова Н. В., Шпак А.В. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. // Финансы. – 2003. - № 4. – с. 64-67
  8. Парфеева М.Б. Методика проверки учета готовой продукции и её реализации. // Аудиторские ведомости. – 2002. - №8. – с. 51-60
  9. Патров В.В. Учет реализации товаров  и готовой продукции. // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 8. – с. 25-28
  10. Пустынников Ю. Искусство управления каналами сбыта. // Управление компанией. – 2003. - № 9. – с. 12-17
  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: 4-е изд., перераб. и допол. – Минск: ООО «Новое знание», 2005. – 688с.
  12. Скрипунова Е. Управление продажами: основные тенденции. // Управление компанией. – 2003. - № 7. – с. 9-14
  13. Слуцкин М.Л. Управленческий анализ. – СПб.: Питер, 2002. – 144 с.
  14. Тимофеев М. Д. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. // Экономический анализ. – 2004. –2 (17). – с. 11-14
  15. Шеремет А.Д., Комплексный экономический анализ деятельности предприятия. // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 13. – с. 76-78
  16. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144с.

 

Задача № 1

1. Журнал хозяйственных  операций за сентябрь.

№ п/п

Хоз. операции

Дебет

Кредит

Сумма

1.

Закуплены основные материалы 

10

60

11.450

2.

Оплачен счет поставщиков

60

51

11.450

3.

Отпущены в производство основные материалы

20

10

  3.700

4.

Отпущены в производство вспомогательные материалы

 

25

 

10

 

     950

5.

Начислена з/п производственным рабочим

 

20

 

70

 

16.000

6.

Начислена з/п вспомогательным рабочим

25

70

10.200

7.

Начислена з/п цеховому персоналу

25

70

  5.400

8.

Поступили на склад приобретенные  основные материалы

 

10

 

60

 

18.500

9.

Поступили на склад приобретенные  вспомогательные материалы

 

      10

 

60

 

  5.500

10.

Отпущены в производство основные материалы

20

10

  9.000

11.

Отпущены в производство вспомогательные материалы

 

25

 

10

 

  1.750

12.

Произведены ОПР:

  а) потреблены: электроэнергия, вода, тепло.

  б) начислена оплата  за ремонт оборудования

  в) оплачено подрядной  организации за ремонт оборудования.

 

25

 

 

25

 

60

 

60

 

 

60

 

51

 

  3.400

 

 

  3.600

 

  3.600

13.

Начислена амортизация основных средств

25

02

16.200

14.

Списаны ОПР

20

25

2,6*16.000=41.600

15.

Заказ сдан на склад ГП

43

20

67.500

16.

Отгружены письменные столы

62

       90.1

53.710

17.

Определена себестоимость  письменных столов

 

    90.2

 

43

 

32.750

18.

Сторнирование отклонения фактической  с/стоимости от ОПР (перерасход)

 

 

     90.2

 

 

       25

 

 

    100

Информация о работе Сущность анализа безубыточности