Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 21:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в развитии предприятия, организация бюджетирования на предприятии.
Задачами данной работы является:
изучение теоретических основ бюджетирования;
изучение роли бюджетирования в управлении современным предприятием;
рассмотрение процесса формирования бюджета на предприятии.
Введение………………………………………………………………………...3
Сущность бюджетирования и его значение в управлении деятельностью предприятия..…………………………………………………………………...5
Основные задачи и принципы бюджетирования…………………………...10
Организация бюджетирования в системе финансового менеджмента.….. 15
Назначение и роль бюджетов предприятия...……………………………….22
Структура и содержание главного бюджета..………………………………24
Разработка статического бюджета…..………………………………………32
Методология разработки гибкого бюджета..…………………………..……35
Заключение………………………….….……………………………………..42
Список литературы……………………
Гибкий бюджет представляет собой ряд «жестких» бюджетов, основанных на различных прогнозах.
Принцип детализации расходов.
С целью экономии ресурсов и контроля за использованием средств все значительные расходы должны детализироваться. Смысл детализации в том, чтобы не позволить менеджерам затратных подразделений наживаться за счет компании. Директивная часть бюджета должна быть гораздо индикативней и иметь максимально возможный уровень детализации. Детализации может подвергаться и учетный период.
Например, бюджет доходов и расходов можно детализировать по месяцам, а бюджет движения денежных средств - по неделям или даже банковским дням, так как контроль над финансовыми потоками требует большей тщательности и оперативности.4
Принцип «финансовой структуры».
Прежде чем внедрять бюджетирование, предприятию необходимо создать финансовую структуру, которая может быть построена по иным принципам, нежели организационная структура. Некоторые подразделения могут быть объединены в единый финансовый центр учета. И, наоборот, в рамках одного подразделения можно выделить разные центры учета (например, по видам продукции или направлениям деятельности).
В зависимости от категории центра учета (будь это центр получения прибыли или источник возникновения затрат) должны быть разработаны различные системы критериев для оценки эффективности деятельности этих подразделений.
Разработав финансовую структуру, предприятие выявит количество уровней сбора бюджетной информации и в зависимости от этого сможет сформировать график составления бюджетов для каждого центра учета.
«Прозрачность» информации.
Чтобы исключить возможность искажения информации и усилить контроль над исполнением бюджета, специалисту, анализирующему данные итоговых бюджетных форм, необходим доступ к бюджетам каждого центра учета, а также к операционным бюджетам в рамках самих центров учета, вплоть до самого нижнего уровня.
Кроме того, он должен располагать информацией о том, в какой стадии находится формирование бюджетов на всех нижестоящих уровнях.
И если какое-то подразделение представило бюджет позже, чем нужно, то финансист, ответственный за бюджетирование, должен своевременно получить информацию о причинах, по которым это произошло.
Поэтому необходим постоянный мониторинг процесса бюджетирования по всем уровням. В автоматизированных программах бюджетирования такой мониторинг осуществлять легко, гораздо сложнее это сделать, если бюджеты формируются в обычных электронных таблицах. Наглядно принципы бюджетирования представлены на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Основные принципы бюджетирования
В процессе управленческого планирования на промышленном предприятии очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода.
Продолжительность бюджетного периода достаточно жестко определяется отраслевой и индивидуальной спецификой компании, а также особенностями макроэкономической среды, в которой она функционирует. Иначе говоря, текущая деятельность компании определяется стратегическими целями ее развития, а не наоборот.
3 Организация бюджетирования в системе финансового менеджмента
Бюджетирование - это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.5
Для внедрения в практику предприятий системы бюджетирования необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.
Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методическая и методологическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета.
В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве». Он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.
Понятие организационной структуры включает в себя:
Система управления бюджетированием - это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса.
Предприятие – это явление многогранное даже с чисто финансовой точки зрения. Необходимо составлять планы и контролировать их исполнение в нескольких разных разрезах. Каждому из этих разрезов соответствует свой тип бюджета (таблица 1.1.).
Таблица 1.1 - Выбор типа бюджетов
№ |
Критерий формирования бюджета |
Тип бюджета |
1 |
По всему предприятию |
Итоговый бюджет |
2 |
По центрам финансовой ответственности |
Операционный бюджет |
3 |
По различным областям деятельности (продажи, закупки, производство и т.д.) |
Функциональный бюджет |
Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным), точно так же регулярно, в соответствующие сроки в аппарат управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.
С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода.
Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот - совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.6
Организационная структура и система управления составляют организационный блок (компонент) бюджетного процесса.
В-четвертых, на средних и крупных предприятиях процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств (компьютерной базы и программного обеспечения).
Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок (компонент) системы бюджетирования.
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.
Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же стороны, он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.
Так же трудно провести разделение между учетным и аналитическим блоками, ибо обработка информации для управленческих целей, включая расчет коэффициентов, структурирование данных и пр., начинается уже на стадии составления учетных регистров.
Ведение на постоянной основе процесса сквозного бюджетирования не возможно без наличия адекватной организационной структуры предприятия.
Составление операционного, инвестиционного, финансового и сводного бюджетов требует наличия подразделений с соответствующими функциями и полномочиями. В организационной структуре процесса бюджетирования следует различать субъекты планирования (подразделения, участвующие в разработке сводного бюджета) и объекты планирования (подразделения, которым составляется сводный бюджет и которые ответственны за выполнение сводного бюджета).
Субъекты планирования - это аппарат управления компании.
Следует заметить, что в чистом виде субъектов планирования не бывает, так как любое подразделение предприятия (в том числе и подразделения, входящие в аппарат управления) ответственны за выполнение того или иного бюджетного задания.
Так, планово-экономическое управление, составляющее бюджетные сметы затрат функциональных служб, в свою очередь, также имеет бюджетную смету затрат, за выполнение которой оно ответственно и т.д.
Тем не менее, в разрезе функционального соподчинения различных структурных подразделений, объекты планирования - это те «полевые» подразделения, которые «снизу вверх» представляют в аппарат управления на рассмотрение проекты бюджетных заданий, за выполнение которых они отвечают; субъекты планирования - это службы аппарата управления, которые рассматривают, корректируют и представляют на утверждение первому вице-президенту по экономике бюджетные показатели объектов планирования.7
Это, как правило, планово-экономическое управление, финансово-экономическое управление, отдел труда и зарплаты, управление маркетинга и сбыта, управление капитального строительства, планово-аналитический отдел и др.
Особое место в организационной структуре средних и крупных промышленных компаний занимает бухгалтерия.
Если на небольших предприятиях бухгалтерия - это главный плановый орган, то по мере роста масштабов деятельности бухгалтерия становится основным информационным центром компании по плановым и фактическим показателям сводного бюджета.8
Это означает, что бухгалтерия непосредственно не занимается аналитической работой по составлению сводного бюджета, однако ведет учетную деятельность по сводным показателям бюджетного плана.
В этой связи, все плановые службы аппарата управления при разработке бюджетных показателей опираются на учетную информацию, предоставляемую бухгалтерией.
На практике бюджет может составляться в виде:
Формы представления бюджетов зависит от:
В зависимости от жизненного цикла бюджет может быть :
Как только бюджет подвергся согласованию с руководством предприятия, он приобретает официальный статус, становится эталоном, по отношению к которому происходит сравнение фактических результатов. По окончании отчетного периода обязательно составляется фактический бюджет, в котором отражаются реальные цифры предприятия.9
В современных условиях хозяйствования под бюджетным управлением понимается управление предприятием посредством или при помощи краткосрочных бюджетов.
Тогда возникает необходимость осознать место бюджетного управления в общей системе управления предприятием.10
Исходным моментом является миссия предприятия - это то, что предприятие хочет и умеет делать.
На основании внешнего и внутреннего анализа мы выбираем актуальную финансовую цель компании, а потом с прицелом на достижение этой цели вырабатываем стратегию деятельности компании.11
Исходя из выбранной цели управления предприятием, формируется конкретный вид бюджета.
Информация о работе Сущность бюджетирования и его значение в управлении деятельностью предприятия