Сущность бюджетирования и его значение в управлении деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в развитии предприятия, организация бюджетирования на предприятии.
Задачами данной работы является:
изучение теоретических основ бюджетирования;
изучение роли бюджетирования в управлении современным предприятием;
рассмотрение процесса формирования бюджета на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Сущность бюджетирования и его значение в управлении деятельностью предприятия..…………………………………………………………………...5
Основные задачи и принципы бюджетирования…………………………...10
Организация бюджетирования в системе финансового менеджмента.….. 15
Назначение и роль бюджетов предприятия...……………………………….22
Структура и содержание главного бюджета..………………………………24
Разработка статического бюджета…..………………………………………32
Методология разработки гибкого бюджета..…………………………..……35
Заключение………………………….….……………………………………..42
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по б.у.у. 2013.docx

— 143.46 Кб (Скачать файл)

Например, в любой области деятельности предприятия может быть разработан не один, а несколько видов бюджета (Таблица 1.2.)

Безусловно, бюджетное планирование играет значимую роль системе планов предприятия.

 

Таблица 1.2 - Выбор разработки бюджета в зависимости от цели деятельности предприятия

Область деятельности предприятия

Вид бюджета

1

Продажи

Бюджет продаж;

Бюджет доходов и реализации.

2

Закупки

Бюджет закупок;

Бюджет расходов на закупки.

3

Производство

Бюджет производства;

Бюджет прямых производственных расходов.

4

Управление персоналом и т.д.

Бюджет расходов на персонал и т.д.


 

При этом на каждом предприятии должно быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Назначение и роль бюджетов предприятия

 

Основным документом, который составляется в системе бюджетирования, является бюджет.

Бюджеты (финансовые планы) разрабатываются и для компании в целом, и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.

Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структур подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывание одних и развития других видов бизнеса) и т.д.

Бюджеты являются основой для принятия решений о размерах финансирования различных бизнесов из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов, инвестиций) источников.

Бюджеты призваны обеспечить постоянный контроль над финансовым состоянием компании, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных подразделений, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.

По сравнению с другими инструментами финансового планирования и управления предприятием бюджетирование обладает рядом очевидных преимуществ:

  • планирует деятельность предприятия в целом путем координации работы ведущих специалистов отделов и служб;
  • оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
  • позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
  • помогает менеджерам низкого звена понять свою роль на предприятии;
  • помесячное планирование бюджетов структурных подразделений предприятия даёт более точные показатели размеров и структуры затрат, чем действующая система бухгалтерского учёта, и соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, а это имеет важное значение для налогового планирования.
  • в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании средств, полученных от экономии по бюджету оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий.
  • минимальное количество контрольных параметров бюджетов позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников финансовых служб.
  • бюджет позволяет осуществить экономию финансовых ресурсов предприятия.

Проблема применения бюджетирования на предприятиях заключается в дефиците квалифицированных специалистов и опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Структура и содержание главного бюджета

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом. В результате его составления создаются: план прибылей и убытков; план движения денежных средств; прогнозный бухгалтерский баланс (Приложения 1, 2, 3).

Главный бюджет организации состоит из двух основных бюджетов - операционного и финансового.

В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты: продаж; производства; закупки и использования материальных запасов; трудовых затрат; общепроизводственных расходов; административно-управленческих расходов; коммерческих расходов.

Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели: объем производства, себестоимость, прибыль и другие.

На основе исследований, проведенных отделом маркетинга о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж, руководство принимает решение о выпуске продукции.

 Таким  образом, основным источником информации  при составлении бюджета продаж  служат данные отдела маркетинга. Бюджет продаж может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом. Во многих случаях бюджет продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

Бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования, так и «снизу вверх» (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), принимая во внимание отдельных клиентов и продукцию.

После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих и общехозяйственных расходов.

Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с вычетом по стоимости возвратных материальных отходов.

Цель сметы по труду – предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.

Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства и другое.

Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и др. При составлении сметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постоянными расходами (расходы на рекламу). Расчет сметы расходов на продажу готовит отдел продаж.

В смете общехозяйственных расходов рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. Как правило, в данном документе могут быть представлены следующие плановые расходы: административно-управленческие; по содержанию общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств общехозяйственного и управленческого назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг; другие управленческие услуги. Все эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства.

На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и убытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета (Приложение 1).

Если в соответствии с учетной политикой предприятия общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость реализуемой продукции, то соответственно из плана убирается строка управленческие расходы, так как данные расходы будут учтены в себестоимости продукции (работ, услуг).

Второй составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направления их использования.

С помощью финансового бюджета можно получить информацию о таких показателях, как: объем продаж и общая прибыль; себестоимость продаж; процентное соотношение доходов и расходов; общий объем инвестиций; использование собственных и заемных средств; срок окупаемости вложений и другое. В конечном итоге финансовый бюджет представляет собой баланс активов и пассивов предприятия.

Финансовый бюджет состоит из бюджета инвестиций (капитальных затрат); бюджета денежных средств; бюджетного бухгалтерского баланса.

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и тому подобное.

Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета.

В основу сметы капитальных вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологий. При условии привлечения дорогостоящих инвестиций и длительного периода окупаемости проекта кредиты могут оказывать весьма значительное влияние на финансовый бюджет и, соответственно, на экономику предприятия в целом.

Бюджет денежных средств представляет собой планируемые поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджета выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Четко спланированный бюджет денежных средств обеспечивает предприятию достаточную кассовую наличность на любой момент. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимые для составления прогнозного бухгалтерского баланса.

Основные статьи бюджета денежных средств представлены в Приложении 2.

Последним шагом в подготовке главного бюджета (сводного) является разработка прогнозного бухгалтерского баланса. Он отражает структуру активов и пассивов организации ( Приложение 3).

Для составления этого документа используются данные всех раннее разработанных смет операционного и финансового бюджетов. При помощи бюджетного бухгалтерского баланса:

-рассчитываются  все базы по налогам : на имущество, добавленную стоимость, на прибыль  и другие;

- планируется  дебиторская и кредиторская задолженность, в том числе просроченные;

- корректируются  многие производственные и экономические  показатели: себестоимость, цены реализации, управленческие расходы, расходы  на продажу, выпуск продукции, реализация  и другое в зависимости от  поставленных задач и возможных  результатов.

Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собой последнюю фазу принятия или отклонения главного бюджета либо внесения необходимых изменений и корректировок.

Рассмотрение планового главного бюджета – это серьезное мероприятие, как для собственников предприятия, так и для потенциальных инвесторов. Не менее важен бюджет для руководства предприятия, так как он является программой, обязательной для выполнения.

Для всех служб организации на основании утвержденного бюджета доводятся ежеквартальные и ежемесячные планы доходов и расходов.

Эффективность и обоснованность бюджетирования оценивается путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Как правило, чем точнее планирование, тем меньше отклонений по всем показателям.

Информация о работе Сущность бюджетирования и его значение в управлении деятельностью предприятия