Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 21:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в развитии предприятия, организация бюджетирования на предприятии.
Задачами данной работы является:
изучение теоретических основ бюджетирования;
изучение роли бюджетирования в управлении современным предприятием;
рассмотрение процесса формирования бюджета на предприятии.
Введение………………………………………………………………………...3
Сущность бюджетирования и его значение в управлении деятельностью предприятия..…………………………………………………………………...5
Основные задачи и принципы бюджетирования…………………………...10
Организация бюджетирования в системе финансового менеджмента.….. 15
Назначение и роль бюджетов предприятия...……………………………….22
Структура и содержание главного бюджета..………………………………24
Разработка статического бюджета…..………………………………………32
Методология разработки гибкого бюджета..…………………………..……35
Заключение………………………….….……………………………………..42
Список литературы……………………
При классификации расходов на две группы можно использовать два подхода:
1) исходя
из экономической сущности
2) используя
методы математической
И у первого, и у второго подхода есть свои плюсы и минусы. Основными недостатками первого подхода можно назвать:
— алгоритмы расчета плановых значений могут существенным образом искажать поведение затрат;
— фактор «сезона» может оказывать существенное влияние на поведение затрат.
Существенным недостатком второго подхода является наличие определенной доли условности расчетов.
С целью снижения рисков, связанных с некорректностью в определении поведения расходов, необходимо сочетание обоих подходов при условии сохранения приоритета экономической сущности расходов над формой.
При этом необходимо помнить о том, что существует третья группа расходов — смешанные. В рамках второго этапа построения гибких бюджетов необходимо выделение в смешанных расходах переменной и постоянной составляющих. Это возможно с использованием методов математического анализа (минимаксный метод, метод регрессии).
3-й этап. Установление и согласование нормативных значений переменных расходов на единицу натуральной реализованной продукции.
В
рамках гибких бюджетов
По результатам второго этапа построения гибких бюджетов можно сформировать систему нормативных значений переменных расходов, по которым в последующем будет осуществляться корректировка.
4-й этап. Формирование системы гибких бюджетов. С использованием программного продукта Excel или другого, специально созданного программного продукта формируется система гибких бюджетов и осуществляется динамическое планирование.
Аналитический подход, положенный в основу рассматриваемой методики, в определенном смысле универсален и может быть использован для объекта управления, определенного в любых заданных границах: для отдельного бизнес-процесса, конкретного предприятия или группы связанных организаций. Однако в зависимости от того, для какого уровня управления создается модель, экономическое содержание элементов модели и, соответственно, интерпретация показателей, рассчитываемых с ее использованием, существенно различаются.
Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде:
Зпер × Опрод + Зпост , где:
Зпер - переменные затраты на единицу продукции;
Опрод - объем продаж;
Зпост - бюджетные постоянные затраты.
Переменными затратами предприятия являются затраты, сумма которых находится в линейной зависимости от размера выручки в пределах диапазона возможных значений. Постоянными затратами являются затраты, которые не зависят от объема выручки в пределах диапазона возможных значений. Ответственные службы предприятия определяют какие из затрат относятся к постоянным или переменным.
Величина статьи переменных затрат в гибком бюджете вычисляется:
СТгб = СТсб + Кзв (ВРф – ВРп), где
СТгб - величина статьи переменных затрат в гибком бюджете;
СТсб - величина статьи переменных затрат в статичном бюджете;
Кзв - коэффициент зависимости затрат от выручки;
ВРф - фактический объем выручки;
ВРп - плановый объем выручки.
Коэффициент зависимости затрат от выручки может определяться методом статистического анализа (практически это самый простой метод), за основу которого целесообразно принять метод наименьших квадратов.
Такова общая методика составления гибкого бюджета, используемая на ряде предприятий.
Следующий этап — анализ отклонений между статьями статичного и гибкого бюджетов. Если фактическая величина переменных затрат по статье отклонилась от статичного бюджета, но не превышает планового показателя по гибкому бюджету, данное отклонение можно считать нормальным.
Превышение затрат от плановых показателей по гибкому бюджету на заранее определенную сумму рассматривается детально с целью определения факторов возникновения данного отклонения. Вообще, благоприятным считается отклонение, оказывающее положительное воздействие на операционную прибыль, то есть увеличивающее ее.
Стоит отметить, что инструмент гибкого бюджетирования целесообразно применять также и в рамках вариационного анализа, до окончательного утверждения бюджета.
Как итог составим последовательность действий процесса формирования гибкого бюджета:
В целом проведенный анализ показал, что одной из наиболее значительных функций эффективно реализуемой системы бюджетирования на предприятии является прежде всего функция анализа отклонений фактических показателей от плановых, в процессе которого выявляются величины отклонений и причины их возникновения. Выявленные отклонения между бюджетными показателями и фактическими служат, в первую очередь, базой для оценки деятельности каждого центра ответственности по итогам бюджетного периода и принятия регулирующих решений.
Поскольку бюджетные данные включают затраты, рассчитанные для прогнозируемого объема реализации, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение некорректно. Особенно актуально это для крупных производственных компаний, большая часть затрат которых является именно переменными (условно-переменными).
Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).
Этой цели служит так называемый гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.
Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.
Заключение
В данной работе был рассмотрен вопрос организации бюджетирования на предприятиях. А именно такие моменты бюджетирования, как цели и задачи бюджетирования, виды бюджетов и их роль в принятии решений и специфика бюджетирования на предприятиях.
На основании проделанной работы можно сделать выводы, что современная практика управления невозможна без выработки решений, направленных на достижение экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия. Система рыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только компетентности и опыта работы в конкретных сферах деятельности, но и умения экономически правильно отреагировать на внешние условия развития экономических процессов.
Роль системы управленческого учета и бюджетирования состоит в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально универсальной и сопоставимой форме, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом виде для принятия эффективных управленческих решений.
Использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации.
Изучив все аспекты, можно с уверенностью сказать, что в современных условиях бюджетирование необходимо для успешного функционирования в условиях развивающегося рынка.
Ведь благодаря этому процессу предприятия смогут качественно управлять всеми ресурсами и эффективно использовать их для получения максимальной прибыли.
Список использованной литературы:
Приложение 1
Таблица 1.1 - Основные статьи плана прибылей и убытков
Приложение 2
Таблица 1.2 - Основные статьи плана движения денежных средств (расположенные по направлению движения денег)
Приложение 3
Таблица 1.3 - Основные разделы и статьи прогнозного баланса
1 Ермакова Н. А. Бюджетирование в системе управленческого учета:- Москва: Экономист, 2008, с. 19.
2 Савчук В.П. Управление финансами предприятия. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007, с.53.
3 Лапенков В.И. Основы бюджетирования. М.: Финансы и статистика, 2009, с. 44.
4 Лапенков В.И. Основы бюджетирования. М.: Финансы и статистика, 2009, с. 44.
5 Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: ИНФРА-М, 2008, с.40.
6 Финансовое планирование и контроль/ Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Инфра–М, 2008, с. 178.
7 Карпов А. 100 % практического бюджетирования. Книга 1. Бюджетирование, как инструмент управления: - Москва: Результат и качество, 2008, с. 109.
8 Дронченко О. Г. Принципы эффективного бюджетирования. Финансовый директор, 2008, № 6, с. 21-24.
9 Савчук В.П. Управление финансами предприятия. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007, с.62.
10 Карпов А. 100 % практического бюджетирования. Книга 1. Бюджетирование, как инструмент управления: - Москва: Результат и качество, 2008, с. 109.
11 Кочнев А. Бюджетирование - кому это выгодно.//Управление компанией, 2007, № 9, с. 28- 31.
12 Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Наст. Книга по постановке финансового планирования.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Финансы и статистика,2007.-с.66
Информация о работе Сущность бюджетирования и его значение в управлении деятельностью предприятия