Сущность денежных средств и расчетных операций в хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение сущности и учета денежных средств и расчетных операций в хозяйственной деятельности предприятия.
Для этого рассмотрим общую характеристику ОАО «Гродно Азот», его финансово-экономическую деятельность, теоретические и практические вопросы по учету денежных средств и расчетных операций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Общая характеристика ОАО «Гродно Азот»……………………………….
Характеристика предприятия и видов его деятельности……………
Характеристика отдельных производств…………………………….
Организационный план управления предприятием…………………
1.4. Характеристика производственной мощности и применяемого оборудования…………………………………………………………………………..
1.5. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………………
1.6. Анализ финансового состояния предприятия……………………….
1.7. Состояние бухгалтерского учета на ОАО «Гродно Азот»………….
2. Сущность денежных средств и расчетных операций в хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………
2.1. Значение денежных средств и расчетных операций в хозяйственной деятельности предприятия, задачи их учета…………………………………………
2.2. Основные формы расчетов, используемые в национальной экономике………………………………………………………………………………
2.3. Нормативно-законодательные документы, регулирующие порядок учета и контроля денежных средств и расчетов…………………………………….
3. Учет денежных средств и расчетных операций……………………………..
3.1. Документальное оформление и учет кассовых операций…………...
3.2. Документальное оформление и учет средств на счетах банка………
3.3. Документальное оформление и учет расчетных операций………….
3.4. Оценка организации учета денежных средств и расчетных операций и предложения по ее совершенствованию……………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников информации……………………………

Файлы: 1 файл

B_uchet_denezhnyh_sredstv_i_raschetnyh_operaciy_i_raschetnyh_o.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

Применяется позаказный метод учета затрат в некоторых  цехах вспомогательного производства.

Учет реализации ведется  по отгрузке выпущенной продукции.

Бухгалтерией проведена работа по составлению действующего альбома первичной учетной документации, и после утверждения республиканскими органами управления «Альбома унифицированных форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета и их электронных версий» он (альбом) будет скорректирован под типовой.

Приказ по учетной  политике отражает все основные аспекты  ведения бухгалтерского учета и с утверждением Положения по бухгалтерскому учету «Об учетной политике организации» при необходимости будет дополнен.

Центральная бухгалтерия  предприятия состоит из 43 штатных  единиц, в том числе 1 кассир, 3 единицы  бухгалтеров ОКСа и ревизионное  бюро – из 3-х штатных единиц, бухгалтерия социального развития – из 18 штатных единиц, бухгалтерия КОПа – из 8 штатных единиц.

Для осуществления перехода с 01.01.2010 г. на новый План счетов в бухгалтерии была создана центральная комиссия. Руководствуясь постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2009 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» комиссия разработала рабочий план счетов, обеспечила перенос остатков по ранее применявшимся счетам на новые счета, пересмотрела используемые в организации формы первичной учетной документации и регистров бухгалтерского учета применительно к новому Плану счетов, разработала учетную политику организации на 2010 год в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Рабочий план счетов бухгалтерского учета представлен в приложении 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ  И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

2.1. Значение денежных  средств и расчетных операций  в хозяйственной 

деятельности предприятия, задачи их учета

 

 

Хозяйственные связи – необходимое условие  деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

 В рыночной  экономике между предприятиями  и банками постоянно совершаются сделки по поводу перераспределения, хранения денежных средств. Всевозможные расчеты, возникающие между предприятиями, также ведутся при помощи денежных средств. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Таким образом, денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием процесса производства.

 Четкая организация  расчетов между поставщиками  и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

 У предприятия  возникают взаимоотношения с  персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Денежные средства предприятий представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относятся также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на поручения денежных средств.

Расчеты совершаются  в двух формах: путем безналичных  перечислений через систему банка или в виде платежей наличными деньгами.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся  безналично.  Безналичные   расчеты   ведутся   путем     перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью раз-

 

 

 

 

 

личных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).

Отношения между  банками и клиентами носят  договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям). Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами.

Кроме расчетных  счетов в банках открываются текущие  и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (аккредитивы и чековые книжки).

Проведение  кассово-расчетных операций через  банк позволяет государству всесторонне  контролировать финансово-хозяйственную деятельность объединений (предприятий). Банк контролирует предприятия и в части соблюдения ими установленных фондов заработной платы, лимитов на командировки и хозяйственные расходы, следит за своевременностью расчетов предприятий с госбюджетом по налогам, сборам, за своевременной оплатой счетов и платежных требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под определенные обеспечения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный срок и т.п.

Поскольку денежные средства выступают в качестве посредника во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

- точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению;

- контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;

- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;

- выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия – одно из важнейших характеристик его финансового положения.

Денежные средства являются единственным видом оборотных  средств, обладающим абсолютной ликвидностью, т. е. немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежеспособность предприятия. Для определения ее уровня объем денежных средств сопоставляется с размером текущих обязательств предприятия. Абсолютно платежеспособными считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Однако всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, или к снижению их использования, в условиях инфляции – и к прямым потерям за счет их обесценивания.

Поэтому искусство  управления денежными потоками заключается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию движения денежных потоков, чтобы к каждому очередному платежу предприятия по своим обязательствам обеспечивалось поступление денег от покупателей и других дебиторов при сохранении необходимых резервов. Такой подход обеспечивает возможность сохранения повседневной платежеспособности предприятия, извлечения дополнительной прибыли за счет инвестиций появляющихся временно свободных денежных ресурсов без их омертвления.

Все это придает  особое значение учету денежных средств  как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности предприятия. 

 

 

2.2. Основные формы  расчетов, используемые в национальной  экономике

 

 

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь безналичные расчеты между предприятиями производятся: платежными требованиями; платежными поручениями; платежными требованиями-поручениями; чеками; аккредитивами; векселями; инкассовыми распоряжениями; в порядке плановых платежей и др.

2.2.1. Учет расчетов платежными требованиями.

Платежные требования используются при расчетах через инкассо. Они  представляют собой расчетный документ, содержащий требование поставщика (грузоотправителя) и других получателей средств плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента – получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя. Требования оплачиваются с предварительным акцептом.

Сущность этой формы  расчетов заключается в следующем. На основании отгрузочных документов грузоотправители выписывают платежные требования и сдают их в учреждения банка по месту обслуживания поставщика. Платежные требования представляются в банк вслед за отгрузкой продукции или в сроки, определенные в договоре. Платежное требование предъявляется в обслуживающий банк в трех экземплярах с приложением товарно-транспортных или заменяющих их документов при реестре, составляемом в двух экземплярах. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписывать документы для совершения операций по расчетному счету поставщика, оттиском печати, образцы которых представлены банку. Он остается в банке, а второй возвращается поставщику с распиской банка в приеме документов на инкассо.

Движение платежного требования по этой форме расчетов может быть представлено следующей моделью:

поставщик→банк поставщика→  банк покупателя→ покупатель.

Плательщик, получив копию  платежного требования, дает согласие на его оплату или отказывается от оплаты.

При расчетах в порядке  предварительного акцепта требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта в течение 3-х рабочих дней, не считая дня поступления требования в банк. Отказ может быть полный или частичный на основании мотивов, предусмотренных в договоре с поставщиком. При этом плательщик может полностью отказаться от акцепта требования в случаях:

- отсутствия договора;

- отсутствия данной формы расчетов в договоре;

- несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам;

- предъявления требования на незаказанные (не предусмотренные договором) товары (услуги);

- отгрузки товаров по ненадлежащему адресу;

- досрочной поставки товаров или оказания услуг без согласия покупателя (заказчика);

- документально установленной до истечения срока для акцепта недоброкачественности или некомплектности всех товаров;

- документально установленной до истечения акцепта пониженной сортности (качества) товаров по сравнению с сортностью (качеством) товаров, указанной в документе, удостоверяющем качество товаров, если покупатель (получатель) отказался от принятия этой продукции;

- отсутствия утвержденной или согласованной в установленном порядке цены на товары и услуги;

- предъявления поставщиком требования на ранее оплаченные товары и услуги;

- предъявления поставщиком бестоварного счета;

- переадресования товаров поставщиком в пути следования и др.

Частичный отказ от акцепта  требования может быть дан в случаях:

- отгрузки наряду с заказанными товарами товаров, которые не заказаны, а также отгрузки товаров в количестве, превышающем заказанное, либо оказания наряду с заказанными услугами услуг, которые не заказаны, а также, если объем услуг превышает заказанный;

- документально установленной до истечения срока для акцепта недоброкачественности части товаров, недоброкачественности тары, а также пониженной сортности (качества) товаров по сравнению с сортностью (качеством), указанной в товарно-транспортном документе;

Информация о работе Сущность денежных средств и расчетных операций в хозяйственной деятельности предприятия