Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:27, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить методы расчета и анализа операционного рычага в управлении финансовым механизмом предприятия. Для решения данной цели были представлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и использование операционного рычага;
2) изучить эффект операционного рычага;
3) рассмотреть взаимосвязь эффекта операционного рычага и предпринимательского риска предприятия.
Введение
1 Сущность, понятие и методы расчета операционного рычага
1.1 Понятие операционного рычага
1.2 Эффект операционного рычага. Сущность и методы расчета силы воздействия операционного анализа
1.3 Три составляющие операционного рычага
2 Применение операционного рычага и вклада на покрытие при анализе ЗАО «Энерпред» и его продуктовой программы.
2.1 Описание Структуры Затрат
2.2 Изменение Точки Безубыточности
2.3 Вклад на Покрытие
2.4 Запас Финансовой Прочности
2.5 Операционный Рычаг
2.6 Анализ продуктовой программы
3 Разработка мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности деятельности
3.1 Выработка Стратегии Действия на Следующий Год
3.2 Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от продажи товаров
Заключение
Список используемой литературы:
1904 - 1500 = 404 тыс. руб.
Сила воздействия рычага = (1500 + 404) / 404 = 4,7 раза.
Отсюда прибыль возрастает на 102 %:
404 - 200 = 204; 204 * 100 / 200 = 102%.
Определим порог рентабельности для этого примера. Для этих целей следует рассчитать коэффициент валовой маржи. Он считается как отношение валовой маржи к выручке от реализации:
1904 / 11200 = 0,17.
Зная коэффициент валовой маржи — 0,17, считаем порог рентабельности.
Порог рентабельности = 1500 / 0,17 = 8823,5руб.
Анализ структуры стоимости позволяет выбрать стратегию поведения на рынке. Существует правило при выборе выгодных вариантов ассортиментной политики — правило «50 : 50».
Управление затратами
в связи с использованием эффекта
операционного рычага позволяет
оперативно и комплексно подходить
к использованию финансов предприятия.
Для этого можно
Все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат. Если она больше 50 %, то поданным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 %, то предприятию лучше увеличить объемы реализации — это даст больше валовой маржи.
Расчет приведенных выше величин позволяет оценить устойчивость предпринимательской деятельности компании и предпринимательский риск, связанный с ней.
И если в первом случае рассматривается цепочка:
Cost (Себестоимость) - Volume (Выручка от продаж) - Profit (Валовая прибыль), что дает возможность рассчитать показатель рентабельности оборота, коэффициента самоокупаемости и показатель рентабельности производства по издержкам, то при расчете по денежным потокам имеем почти аналогичную схему:
Отток денежных средств - Приток денежных средств - Чистый денежный поток, (Выплаты) (Поступления) (Разница) что дает возможность расчета различных показателей ликвидности и платежеспособности.
Однако на практике складывается ситуация, когда у предприятия нет денег, но есть прибыль либо имеются денежные средства, но отсутствует прибыль. Проблема заключается в несовпадении во времени движения материальных и денежных потоков. В большинстве источников современной финансово-экономической литературы проблема ликвидность - рентабельность рассматривается в рамках управления оборотным капиталом и упускается при анализе процессов управления издержками предприятия.
Хотя в данном ракурсе проявляются самые значимые "узкие" места функционирования отечественных промышленных предприятий: платежная, а точнее "неплатежная" дисциплина, проблемы деления затрат на постоянные и переменные, выход на проблему внутрифирменного ценообразования, проблема оценки денежных поступлений и платежей во времени.
Теоретически интересным является тот факт, что при рассмотрении модели CVP в разрезе денежных потоков полностью изменяется поведение так называемых постоянных и переменных затрат. Появляется возможность планирования уровня "реальной", а не перспективной рентабельности в рамках более краткосрочных периодов, основываясь на договорах погашения кредиторской и дебиторской задолженностей.
Использование операционного анализа стандартной модели осложнено не только приведенными ограничениями, но также спецификой составления бухгалтерской отчетности (раз в квартал, в полгода, год). Для целей оперативного управления затратами и результатами данной частоты явно недостаточно.
Различия в структуре ассортимента предприятия также являются "узким" местом данного вида анализа затрат. Учитывая сложность разделения смешанных затрат на постоянную и переменные части, проблемы с дальнейшим распределением выделенных и "чистых" постоянных затрат на конкретный вид продукции, точка безубыточности конкретного вида продукции предприятия будет рассчитана со значительными допущениями.
Для того чтобы добиться получения более оперативной информации и ограничить допущения по ассортименту, предлагается использовать методику, учитывающую непосредственно движение финансовых потоков (выплаты по статьям затрат и поступления за конкретную реализованную продукцию, в итоге формирующие себестоимость выпуска и выручку от продаж).
Производственная деятельность большинства промышленных предприятий регламентирована определенными технологиями, ГОСТами и устоявшимися условиями расчетов с кредиторами и дебиторами. По этой причине необходимым является рассмотрение методики в разрезе циклов движения денежных средств, производственных циклов.
Существует прямая зависимость между операционным рычагом и предпринимательским риском. То есть чем больше операционный рычаг (угол между выручкой и суммарными издержками), тем больше предпринимательский риск. Но, одновременно, чем выше риск, тем больше величина вознаграждения
1 — выручка от реализации; 2 — операционная прибыль;3 — операционные убытки; 4 — общие затраты; 5 — точка безубыточности; 6 — постоянные затраты.
Рис. 1.1 Низкий и высокий уровень операционного рычага
Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.
Сила воздействия
Как правило, чем выше постоянные затраты предприятия, тем выше связанный с ним предпринимательский риск. В свою очередь, высокие постоянные затраты обычно являются результатом наличия у компании дорогостоящих основных средств, нуждающихся в обслуживании и периодическом ремонте.
1.3 Три составляющие операционного рычага
Основными тремя
составляющими операционного
Изменение постоянных затрат
Если менеджеры
могут значительно урезать
1 – новый
минимальный объем
2 – старый
минимальный объем
Уменьшение постоянных затрат на 25% с 200 т.р. до 150 т.р. привело к смещению точки безубыточности в лево на 100 шт. или на 25% с 400 шт. до 300 шт. Как видно из рисунка снижение постоянных затрат – это прямой и эффективный способ уменьшить минимальный безубыточный объем, чтобы повысить прибыльность фирмы.
Изменение переменных затрат
Уменьшение прямых переменных затрат на производство приводит к увеличению контрибуции, которую приносит каждая дополнительная единица, что в свою очередь влияет на увеличение прибыли, а так же к смещению точки безубыточности.
Уменьшение прямых переменных затрат может быть достигнуто с помощью перехода на новые более современные материалы производства или с помощью переориентации на поставщика, который предлагает менее дорогие комплектующие.
1 – новый
минимальный объем
2 – старый
минимальный объем
Как видно из рисунка 25% снижение переменных издержек, так же привело к увеличению прибыли и смещению точки безубыточности на 11% с 400 шт. до 356 шт. Как мы видим данное смещение менее значительно, чем при той же доли уменьшения постоянных затрат. Причина этому лежит в том, что снижение относится только к маленькой доле суммарных затрат на производство, так как в этом примере переменные затраты относительно не велики.
Изменение Цены
Если изменение постоянных и переменных затрат в большинстве случаев подконтрольны менеджменту, то изменение цены в большинстве случаев продиктовано требованием рынка. Изменение цены на продукцию обычно влияет на рыночное равновесие и прямо воздействует на объем продукции в натуральном выражении. Как результат, анализа изменения цены будет не достаточно, что бы определить его влияние на безубыточность, так как в результате изменения цены так же изменится объем реализуемой продукции. Другими словами, изменение цены может непропорционально сильно отразится на объеме реализуемой продукции. Повышение цены может сместить точку безубыточности влево, но одновременно значительно снизить объем реализуемой продукции, что приведет к потере прибыли. Так же повышение цены может сместить точку безубыточности вправо, но одновременно так увеличить объем реализации, что прибыль возрастет очень значительно.
1 – новый
минимальный объем
2 – старый
минимальный объем
Как мы видим в результате снижения цены продукции на 100р. Точка безубыточности сместилась 100 шт. вправо. То есть сейчас чтобы достигнуть того же уровня прибыли, что и раньше компания должна продавать 100 шт. дополнительно. Как мы видим изменение цены сказывается на внутренних результатах, но зачастую оно имеет еще больший эффект на рынок. Поэтому, если сразу после уменьшения цены конкуренты на рынке так же снизили цены, то данное решение было ошибочным, так как у всех уменьшилась прибыль. Если же преимущество в увеличившемся объеме реализации может быть получено в течение долгого промежутка времени, то решение о снижении цены было правильным. Поэтому при изменении цены нужно больше учитывать требование рынка, а не внутренние потребности предприятия.
2 Применение операционного рычага и вклада на покрытие при анализе ЗАО «Энерпред» и его продуктовой программы.
ЗАО «Энерпред» использует
учетную политику по отгрузке. То есть
все затраты, которые на прямую не
относятся к производству продукции,
группируются и затем расписываются
по долям на соответствующие единицы
или партии продукции. В связи с этим коммерческие
расходы определяются как постоянные
прямые издержки по носителям издержек.
Управленческие расходы определяются
как постоянные издержки по предприятию,
так как все издержки на содержание офиса
и система зарплаты АУП (административно-
Структура затрат:
Вид Издержек |
Статья в отчете о прибылях и убытках |
Постоянные издержки |
Управленческие расходы |
Условно постоянные |
Коммерческие расходы |
Переменные издержки |
Затраты на себестоимость и содержание всего производства |
Данная структура затрат является достаточно условной, так как в ЗАО «Энерпред» на данный момент отсутствует какая-либо система связывающая затраты не относящиеся к затратам на комплектующие с себестоимостью продукции. В зависимости от того был ли инструмент произведен на заводе или нет постоянные и условно постоянные затраты по разному принципу могут учитываться при расчете цены на продукцию.
В соответствии с отчетом
о прибылях и убытках произошли
следующие изменения точки
Конец 2012 года |
Начало 2012 года |
Изменения | |
Переменные затраты |
111888 |
83271 |
34% |
Постоянные затраты |
35148 |
13697 |
157% |
Точка безубыточности |
144022,66 |
95159,79 |
51% |
Как видно точка безубыточности увеличилась на 51%. Если раньше ЗАО «Энерпред» начинало получать прибыль после 95159,79, то сейчас, только после 144022,66. Этот результат является следствием значительного увеличения прямых издержек на 157%. Данная тенденция совсем не улучшает положение ЗАО «Энерпред».
Конец 2012 года |
Начало 2012 года |
Изменения | |
Прибыль |
10491 |
12667 |
-17% |
Постоянные затраты |
35148 |
13697 |
157% |
Вклад на покрытие |
45639 |
26364 |
73% |
Информация о работе Сущность и методы расчета силы воздействия операционного анализа