Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:48, курсовая работа
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты аудита операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Общие положения, цели, задачи, нормативные документы, информационная база и источники информации по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2. Перечень возможных аудиторских проверок учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также типичных ошибок по разделу учета
Глава 2. Организация аудиторской проверки
2.1.Характеристика деятельности ООО «Раздолье»
2.2. Оценка системы внутреннего контроля
2.3. Планирование аудиторской проверки
Глава 3. Аудит операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчикам
3.1. Проверка организации аудита по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Результаты и рекомендации, сформированные по результатам проведенной проверки
Заключение
Список литературы
Аудитор при проверке расчетных операций использует информационную базу: нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения операций; приказ об учетной политике; бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о прибылях и убытках (форма N 2); приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5); регистры синтетического и аналитического учета операций, составленные организацией; первичные документы по отражению операций (договоры с юридическими лицами; выписки банка по расчетному и ссудному счетам; приложения к выпискам банка; приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов).
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей (работ, услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности, уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения. Если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (работ, услуг) к учету и после этой даты.
При применении
в организации журнально-
Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:
- с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- с поставщиками и подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;
- с поставщиками по неотфактурованным поставкам;
- с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил.
Основные
источники информации для проверки
данного раздела учета: договоры
на поставку товарно-материальных ценностей
(работ, услуг); счета-фактуры поставщиков
(при импортных операциях –
таможенные декларации); накладные
на поступившие ТМЦ, акты выполненных
работ; документы оплаты поставщикам
(кассовые, банковские, акты о взаимозачетах);
журналы регистрации счетов-
Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочей документации и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Наиболее распространенные методы получения аудиторских доказательств, применяемые на этом участке аудита:
- Проверка фактического существования задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
- Проверка списания со счетов бухгалтерского учета просроченной задолженности.
- Проверка правильности оформления договоров с поставщиками и подрядчиками.
- Проверка правильности оценки в учете и отчетности кредиторской задолженности.
- Проверка соответствия кредиторской задолженности проверяемому периоду.
- Проверка правильности квалификации кредиторской задолженности по времени: долгосрочная и краткосрочная.
- Проверка раскрытия в отчетности всей существенной информации.
Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан грамотно планировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.
1.2. Перечень
возможных аудиторских
Рассмотрим аудиторские процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов проведенного анализа в программе проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1) Проверка
достоверности (полноты и
2) Проверка
оперативности регистрации
3) Проверка
законности оформления и
4) Проверка
соблюдения графика
5) Проверка
полноты и точности
- было достаточно оснований для регистрации документа в системе учета;
- все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;
-все документы зарегистрированы своевременно;
- все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;
- все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам проведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
- документ принят к учету единожды.
6) Проверка
организации хранения
7) Проверка
реальности дебиторской и
8) Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Цель проведения – проверка отражения на счетах учета операций по получению товарно-материальных ценностей (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами.
9) Проверка расчетов по векселям выданным и расчетов по коммерческим кредитам. Аудитору необходимо обратить внимание на то, что аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по
выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям. Кроме
того, по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности следует проверить своевременность списания кредиторской задолженности на прочие доходы организации.
10) Проверка расчетов по претензиям. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на:
- в соответствии с новым Планом счетов все претензии учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;
- необходимо убедиться, что претензия действительно была предъявлена.
11) Проверка учета курсовых разниц. Если у проверяемого предприятия есть поставщик-нерезидент, а также, если расчеты между контрагентами-резидентами проводятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, в учете возникают курсовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на прочие доходы и расходы организации. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
12) Проверка
правильности списания
13) Проверка
правильности отражения
Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы так:
1. В части организации первичного учета:
- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае, если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);
- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременного хранения, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
- ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
- нарушения сроков хранения документации в архиве;
-уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
- нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).