Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей организации учета и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками организации и формирование рекомендаций по ее совершенствованию.



Задачами курсовой работы выступают:
раскрытие сущности и видов безналичных расчетов;
раскрытие сущности и форм расчетов с поставщиками и подрядчиками;
раскрытие сущности и форм расчетов с покупателями и заказчиками;
исследование порядка документального оформления расчетов с поставщиками и покупателями;

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками 5
1.1. Виды и формы безналичных расчетов 5
1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 18
1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 28
1.4. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 35
1.5. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 40
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 51

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.53 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками 5

1.1. Виды и формы безналичных расчетов 5

1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 18

1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 28

1.4. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 35

1.5. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 40

Заключение 47

Список использованной литературы 49

Приложения 51

 

 

 

Введение

 

Одним из наиболее распространённых видов расчётов являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, работы и услуги, с покупателями – за выполненную работу  или  услугу, произведенный товар. У организации  возникают обязательства перед  поставщиками за полученные от них  товарно-материальные ценности и перед  подрядчиками за выполненные работы или оказанные услуги. В свою очередь  организации, являющиеся покупателями продукции предприятия, заказчиками  его услуг и работ, также обязаны  произвести расчеты.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что для правильного руководства  деятельностью организации необходимо располагать полной и точной информацией  о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, так как просроченная кредиторская задолженность свидетельствует  о нарушениях контрагентами финансовой и платежной дисциплины, а слишком  большая кредиторская задолженность  может привести к неплатежеспособности предприятия. Наличие же существенной дебиторской  задолженности влияет на финансовые показатели оборачиваемости  капитала, финансовые результаты и  платежеспособность компании.

Для решения  этих проблем, а так же для обоснования  принятых решений необходимо проведение регулярного аудита расчетов, анализа  хозяйственной деятельности, в частности  анализа кредиторской и дебиторской  задолженности.

Целью данной курсовой работы является выявление  особенностей организации учета  и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками  организации и формирование рекомендаций по ее совершенствованию.

 

 

 

Задачами  курсовой работы выступают:

    • раскрытие сущности и видов безналичных расчетов;
    • раскрытие сущности и форм расчетов с поставщиками и подрядчиками;
    • раскрытие сущности и форм расчетов с покупателями и заказчиками;
    • исследование порядка документального оформления расчетов с поставщиками и покупателями;
    • отражение особенностей синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями;
    • изучение организации управленческого учета расчетных отношений;
    • разработка рекомендаций по совершенствованию системы учета расчетов с поставщиками и покупателями в организации с учетом современных требований.

Информационные  источники: нормативно-законодательные  акты по бухгалтерскому учету, учебно-методическая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками

1.1. Виды и формы безналичных  расчетов

В целях  осуществления деятельности, предусмотренной  Уставом, все предприятия  вступают во взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ и услуг. У предприятий возникают обязательства перед поставщиками и подрядчиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги. В свою очередь организации, являющиеся покупателями продукции предприятия, заказчиками его услуг и работ, также обязаны произвести расчеты. Порядок денежных расчетов регламентируется следующими законодательными актами: Гражданский Кодекс РФ; Налоговый Кодекс РФ; Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

В настоящее  время предприятия сами выбирают форму расчетов при оплате за поставленные товары (работы, услуги).

Расчеты между юридическими лицами, а также  расчеты с участием граждан, связанные  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности, производятся в безналичном  порядке. Расчеты могут производиться  и наличными деньгами, если иное не установлено законом. Расчеты  наличными деньгами производятся в  переделах до 100 000 рублей по одной  операции, поэтому эта форма является не совсем удобной, так как ограничивает размер выплаты денежных средств  по заключенным договорам.

Денежные  расчеты с населением при осуществлении  торговых операций или оказании услуг  на территории РФ производятся всеми  юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Для осуществления расчетов с населением индивидуальные предприниматели обязаны: регистрировать ККМ; использовать исправные ККМ; выдавать покупателю отпечатанный на ККМ чек за покупку (услугу); обеспечивать работникам налоговых органов беспрепятственный доступ к ККМ. Свободное перемещение финансовых средств гарантировано Конституцией (ст. 8), любое ограничение их перемещения не имеет под собой правовых оснований.

При погашении  обязательств используются денежные и  неденежные формы расчетов. Денежные расчеты разделяют на наличные и  безналичные. Наличные денежные расчеты - это расчеты наличными деньгами, которые осуществляются простым вручением определенной суммы. Безналичные расчеты предусматривают собой погашение обязательств юридических и физических лиц без использования денежных знаков посредством записей по счетам в кредитных организациях.

Важнейшими  задачами учета расчетно-кредитных  операций являются:

  • соблюдение действующих требований, касающихся расчетно-кассовой дисциплины;
  • точное, полное и своевременное отражение всех операций с денежными средствами и обеспечение контроля за их наличием и движением;
  • достоверное и своевременное отражение всех кредитных операций и осуществление контроля по каждому виду кредита или ссуды;
  • проведение периодической инвентаризации денежных средств, денежных документов, а также расчетов с различными дебиторами и кредиторами;
  • обеспечение потребностей организации в денежных средствах в ходе текущей деятельности;
  • выявление нерационального использования денежных средств, как собственных, так и полученных в виде кредитов или займов.

Таким образом, бухгалтерский учет денежных средств  и расчетно-кредитных операций должен способствовать обеспечению контроля за своевременным погашением кредиторской задолженности. В настоящее время  производственные организации при расчетах с поставщиками и подрядчиками практически не используют наличную форму расчетов.

Выделяются следующие формы  безналичных расчетов: 

  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты по аккредитиву;
  • расчеты чеками;
  • расчеты по инкассо;
  • расчеты платежными требованиями.

Организация самостоятельно выбирает форму безналичных  расчетов, которая  в наибольшей степени отвечает ее интересам в  конкретной ситуации. В отдельных  случаях на необходимость использования  конкретных видов безналичных расчетов указывает действующее законодательство, например, бесспорное списание пеней  налоговыми органами.

Безналичные расчеты составляют около 90% всех денежных расчетов и являются необходимым элементом рыночной экономики, которая основана на отношениях, возникающих при реализации продукции, товаров, работ и услуг на рынке. Безналичные расчеты представляют собой погашение обязательств юридических и физических лиц без использования денежных знаков. Порядок ведения безналичных расчетов регулируется Положением Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» №2-П и Гражданским Кодексом. Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и текущие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Расчетный счет является основным счетом организации, через который проводятся все  денежные расчетные операции. Текущие  счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные счета, ссудные счета, счета по операциям со средствами целевого назначения, счета, обусловленные особенностями расчетов.

Для открытия расчетного счета необходимо предоставить в банк следующие документы:

  • учредительные документы: устав и учредительный договор (подлинники либо копии, заверенные зарегистрировавшим органом или нотариально);
  • свидетельства: о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, о постановке на учет в ПФР (нотариально заверенные копии);
  • информационное письмо органа статистики (копия);
  • приказы о назначении и протоколы о названии лиц, имеющих право подписи финансовых документов (заверенные копии);
  • копии и подлинники общегражданских паспортов указанных лиц;
  • банковская карточка с образцами подписей и оттиском печати (в 2-х экземплярах);
  • заявление на открытие счета;
  • договор банковского счета по утвержденной банком форме (в 2-х экземплярах);
  • анкета клиента.

Счет  открывается по разрешению руководителя банка.

После открытия расчетного счета необходимо в течение 10 дней письменно уведомить об этом налоговые органы. Банк обязан, со своей стороны, сделать это немедленно. Кроме того, об открытии счета необходимо сообщить в ПФР в течение 5 дней. Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании правильно оформленных документов, утвержденных им же. Согласно гл. 45 ГК РФ безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

  • банк хранит денежные средства организации на счетах;
  • зачисляет поступающие на эти счета суммы;
  • выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;
  • средства со счета организации списываются по распоряжению его владельца;
  • без распоряжения владельца счета списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом;
  • при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления распоряжений от владельца счета, если иное не предусмотрено законом;
  • при недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств осуществляется в порядке, определенном ст. 855 ГК РФ.

Банк  контролирует операции, совершаемые  по расчетному счету, проверяет, не проводит ли организация – владелец счета, операции, не соответствующие характеру  его деятельности, предусмотренной  уставом или нарушающие установленный  порядок использования средств  и правил расчетов. При недостаточности  или отсутствии средств на расчетном  счете организации, предъявленные  к оплате платежные документы, банк помещает в картотеку. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный  счет организации, соблюдая условия  очередности. Основание для проведения расчетов являются расчетные документы, которые представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного платежного документа:

  • распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечисления на счет получателя средств;
  • распоряжение получателя средств о списании денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств.

При осуществлении  безналичных расчетов в, формах, предусмотренных в ГК РФ, используются следующие расчетные документы:  платежные поручения;  аккредитивы;  чеки;  платежные требования;  инкассовые поручения. Для проведения безналичных расчетов расчетный документ установленной формы должен быть представлен в банк. Банки с использованием системы банковских счетов и межбанковских расчетов осуществляют перевод денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

    • наименование расчетного документа и код формы ОКУД ОК 011-93;
    • номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
    • вид платежа;
    • наименование плательщика, номер его счета, ИНН;
    • наименование и местонахождение банка плательщика, его БИК, номер корреспондентского счета;
    • наименование получателя, номер его счета, ИНН;
    • наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета;
    • назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется отдельной строкой, или указывается, что налог не уплачивается;
    • сумма платежа цифрами и прописью;
    • очередность платежа;
    • вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
    • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками