Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей организации учета и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками организации и формирование рекомендаций по ее совершенствованию.



Задачами курсовой работы выступают:
раскрытие сущности и видов безналичных расчетов;
раскрытие сущности и форм расчетов с поставщиками и подрядчиками;
раскрытие сущности и форм расчетов с покупателями и заказчиками;
исследование порядка документального оформления расчетов с поставщиками и покупателями;

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками 5
1.1. Виды и формы безналичных расчетов 5
1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 18
1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 28
1.4. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 35
1.5. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 40
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 51

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.53 Кб (Скачать файл)

Проверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим  основным направлениям:

  • наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг);
  • правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности;
  • полнота оприходования и списания получившихся ценностей.

При проверке стоит обратить внимание на следующее:

  • имеются ли соглашения на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
  • при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причины ее образования;
  • имеется ли задолженность со сроком  исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.

Основная цель проверки – соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Источники информации: положение  об учетной политике; договоры поставки; накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; копии платежных документов; книга  покупок; учетные регистры по счету 60; главная книга; бухгалтерская  отчетность.

 

План и программа  проверки:

  • Проверка правильности оформления первичных документов по приобретению ТМЦ и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
  • Подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
  • Оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Основным документом является договор, заключенный между заказчиком и поставщиком. Аудитор должен проверить, что аналитический учет ведется  по каждому поставщику отдельно в  валюте платежа и ее рублевом эквиваленте  по курсу ЦБ РФ. Курсовая разница  между днем оплаты и днем возникновения  задолженности отражается проводками:

• положительная – Д 60 К 91;

• отрицательная – Д 91 К 60.

В конце месяца все неоплаченные счета поставщиков в иностранной  валюте в обязательном порядке пересчитывают  в рубли и возникшую курсовую разницу списывают (при превышении курса иностранной валюты) с Д 91 К 60. По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой  давности. В случае его пропуска или нереальности она подлежит зачислению на сч. 91.

Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками включает следующие разделы (табл.1.6).

Типичные ошибки:

  • отсутствие договоров на поставку продукции, первичных документов или неполное их оформление;
  • некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета, неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и налогу с продаж.

Кроме того, в ходе аудита расчетов с поставщиками подлежат проверке следующие вопросы:

  1. Приобретение товаров, работ, услуг за наличный расчет

Проверяемые документы: договоры, дополнительные соглашения, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, расчетные документы: расходные кассовые ордера, карточки по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками, книга покупок.

Таблица 1.6

Программа проверки учета расчетов с поставщиками и заказчиками:

Содержание проверки

Информация

Метод аудита

Наличие и правильность оформления договоров  на приобретение ТМЦ

Договора, письма, счета-фактуры и  приходные ордера

Прослеживание, подтверждение

Проверка своевременности предъявляемых  претензий по качеству и количеству товаров

Акты о расхождении количества и качества полученных ТМЦ

Прослеживание, подтверждение

Проверка правильности изъятия поставщиками НДС

Счета-фактуры, инструкции по НДС

Пересчет

Соответствие занесения данных счетов поставщиков в учетные регистры

Счета-фактуры, регистры бухучета

Прослеживание

Проверка реальности дебиторской  и кредиторской задолженности

Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам

Сканирование и подтверждение

Проверка реальности списания дебиторской  задолженности за счет сомнительных долгов

Аналитические данные по счету 60

Сканирование

Проверка полноты оприходования  материальных ценностей материально-ответственными лицами

Счета, приходные акты, накладные, данные складского учета

Выборочная проверка, сопоставление

Проверка правильности составленных корреспонденций счетов

Регистры бухучета, счета, платежные  поручения

Сканирование, прослеживание


 

2. Приобретение  товаров по договорам с особым  порядком перехода права собственности.

Проверяемые документы: договоры, дополнительные соглашения, накладные, счета-фактуры, расчетные документы: платежные поручения, расходные кассовые ордера, карточки по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками, книга покупок.

3. Приобретение  товаров, работ, услуг по договорам,  обязательство в которых выражено  в иностранной валюте или условных  единицах

Проверяемые документы: договоры, дополнительные соглашения, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, расчетные документы: платежные поручения, расходные кассовые ордера, карточки по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками, книга покупок, налоговые декларации

4. Зачет  взаимных требований. Применение  налоговых вычетов по НДС.

Проверяемые документы: договоры, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, акты зачета взаимных требований, книга покупок, книга продаж, карточки по счетам учета расчетов с покупателями и поставщиками, заказчиками и подрядчиками, расчетные документы.

5. Учет  претензий по расчетам с поставщиками  и подрядчиками.

Проверяемые документы: Договоры, накладные, счета, счета-фактуры, сопроводительные документы, претензионные письма.

6. Учет  кредиторской задолженности

Проверяемые документы: договоры, накладные, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры, акты зачета взаимных требований, банковские выписки, приходные и расходные кассовые ордера, переписка между экономическими субъектами, инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, приказы руководителя организации.

1.5. Аудит расчетов с  покупателями и заказчиками

 

 

Цели и задачи: проверка правильности своевременного заключения договоров на реализацию продукции, товаров и услуг, определение  порядка оплаты, реализации продукции  и анализ размера реализации продукции  в кредит, размер предоплаты по договорам, порядок оплаты налогов, соответствие налоговых начислений и учетной  политике предприятия, проверка расчетов и начисления НДС, правильности исчисления НДС по авансам и начисления налога на прибыль по реализации продукции  ниже себестоимости по данным бухгалтерского учета.

Источники информации: договоры на поставку продукции; счета-фактуры; акты сверки расчетов; копии платежных  документов; акты инвентаризации расчетов; учетные регистры по счету 62; главная  книга и бухгалтерская отчетность.

Аудитор и руководство  аудируемого лица в ходе подготовки проведения аудита достигают согласия в отношении условий его проведения. Согласованные условия отражают документально в договоре оказания аудиторских услуг. Несмотря на то, что цели и объем аудита, а также  обязанности аудитора установлены  законодательством РФ, аудитору рекомендуется  включить эти положения в договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита). Правилом (стандартом) № 4 "Существенность в аудите" предусматривается, что аудиторская  организация в процессе проведения аудита обязана оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским  риском. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению.

В ходе планирования аудита в области расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо определить «ключевые по риску области», вероятность  ошибок в которых высока. Такие  области, как правило, подлежат сплошной проверке.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса  тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях  доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу, Аудиторские  доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной  информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам  относятся, в частности, первичные  документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения  уполномоченных сотрудников аудируемого  лица и информация, полученная из различных  источников (от третьих лиц).

Тесты средств внутреннего  контроля означают действия, проводимые в целях получения аудиторских  доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности  функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

 

План и программа  проверки:

I этап – при обнаружении расхождений в размере начислений налогов делается правильный расчет и определяется, повлияло ли это на показатели отчетности. Кроме того, определяется момент, с которого предприятие неправильно ведет расчеты с налоговыми органами. Все изменения, выявленные по налоговым начислениям, должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета и в главной книге.

II этап – проверка правильности ведения учета непосредственно в регистрах бухгалтерского учета, для чего необходимо:

  • проводить соответствие расчетных и отпускных цен учетной политики и данных бизнес-плана (приказа);
  • наличие книги продаж и правильность ее ведения;
  • структура реализации пр<span cl

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками