Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей организации учета и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками организации и формирование рекомендаций по ее совершенствованию.



Задачами курсовой работы выступают:
раскрытие сущности и видов безналичных расчетов;
раскрытие сущности и форм расчетов с поставщиками и подрядчиками;
раскрытие сущности и форм расчетов с покупателями и заказчиками;
исследование порядка документального оформления расчетов с поставщиками и покупателями;

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками 5
1.1. Виды и формы безналичных расчетов 5
1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 18
1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 28
1.4. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 35
1.5. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 40
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 51

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.53 Кб (Скачать файл)

 

К первичным  документам учета расчетов с поставщиками относятся:

  1. № ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования"
  2. Договор поставки
  3. Отгрузочные документы поставщика
  4. Договор на строительно-монтажные работы
  5. № КС-2 "Акт о приемке выполненных работ"
  6. № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат"
  7. Договор лизинга
  8. № ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)"
  9. № МХ-1 "Акт о приеме - передаче товарно-материальных ценностей на хранение"
  10. № М-7 "Акт о приемке материалов"
  11. № М-4 "Приходный ордер"
  12. № 1-Т "Товарно-транспортная накладная"
  13. Счет (заказ, наряд) (типовая форма 868),
  14. Платежное требование-поручение (0401064)
  15. Счета-фактуры
  16. Договора на оказание услуг
  17. Акт приемки-сдачи выполненных работ
  18. Бухгалтерская справка-расчет стоимости заказа
  19. Выписка банка по валютному и расчетному счетам
  20. № КО-1 "Приходный кассовый ордер"
  21. Чек ККМ
  22. № КО-2 "Расходный кассовый ордер"
  23. Вексель выданный
  24. Договор мены
  25. Акт о прекращении встречных требований.

При поступлении материальных ценностей от поставщика делается сверка фактически поставленного материала  с требуемым в соответствии с  договором. Если количество или качество прибывших материалов не совпадает  с данными сопроводительных документов, а также при приёмке материалов без документов, то принимает их комиссия по Акту о приёмке материалов формы М-7. Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и поставщика. Он утверждается руководителями предприятия.

Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию предприятия  для учёта движения материальных ценностей, а второй- отделу материально-технического снабжения для предъявления претензии виновнику. Акт о приёмке материалов является первичным документом по приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.

1.3. Учет расчетов с  покупателями и заказчиками

                                      

Основным счетом, связанным с  учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Если  по полученному векселю, обеспечивающему  задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения  этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому  предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми  платежами - по каждому покупателю и  заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность  получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным  документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным  документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств  по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым  денежные средства не поступили в  срок. Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки. При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.

Учет  расчетов с покупателями и заказчиками  в рамках группы взаимосвязанных  организаций, о деятельности которой  составляется сводная бухгалтерская  отчетность, ведется на счете 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками" обособленно. Корреспонденция по счету 62 представлена в табл.1.3.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3

Счет 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками" корреспондирует со счетами:

по дебету

по кредиту 

46 Выполненные этапы по незавершенным  работам 

50 Касса 

51 Расчетные счета 

52 Валютные счета 

55 Специальные счета в  банках 

57 Переводы в пути 

62 Расчеты с покупателями  и заказчиками 

76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами 

79 Внутрихозяйственные расчеты 

90 Продажи 

91 Прочие доходы и расходы 

50 Касса 

51 Расчетные счета 

52 Валютные счета 

55 Специальные счета в  банках 

57 Переводы в пути 

60 Расчеты с поставщиками  и подрядчиками 

62 Расчеты с покупателями  и заказчиками 

63 Резервы по сомнительным  долгам 

66 Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам 

67 Расчеты по долгосрочным  кредитам и займам 

73 Расчеты с персоналом  по прочим операциям 

75 Расчеты с учредителями 

76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами 

79 Внутрихозяйственные расчеты 


 

 

 Счет 63 "Резервы  по сомнительным долгам" предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам. На сумму создаваемых  резервов делаются записи по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и  кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с  соответствующими счетами учета  расчетов с дебиторами. Присоединение  неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Аналитический учет по счету 63 "Резервы по сомнительным долгам" ведется по каждому созданному резерву.

 

Корреспонденция по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам»  приведена в табл.1.4.

Таблица 1.4

Счет 63 "Резервы  по сомнительным долгам" корреспондирует  со счетами:

по дебету

по кредиту 

62 Расчеты с покупателями и заказчиками 

76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами 

91 Прочие доходы и расходы 

91 Прочие доходы и расходы 


 

К первичным  документам учета расчетов с поставщиками относятся:

  1. Договор купли-продажи
  2. № 1-Т "Товарно-транспортная накладная"
  3. Документы о взыскании сумм недостач и потерь
  4. № ТОРГ-2 "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно- материальных ценностей"
  5. Бухгалтерская справка
  6. Акты приема-передачи незавершенного строительства, оборудования, ценных бумаг
  7. Договор аренды
  8. Счет (заказ, наряд) (типовая форма 868)
  9. Акт о прекращении встречных требований
  10. Выписка банка по валютному и расчетному счетам
  11. № КО-1 "Приходный кассовый ордер"
  12. Чек ККМ
  13. Выписка банка по расчетному счету
  14. № КО-2 "Расходный кассовый ордер"
  15. Отчет комиссионера
  16. Договор цессии
  17. Вексель полученный
  18. Учетная политика
  19. Приказ руководителя
  20. № ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами"
  21. Расчет суммы резерва по сомнительным долгам
  22. Акты списания дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Хозяйственные операции по счетам 62,63 приведены в  табл.1.5.

Таблица 1.5

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

1

2

3

62

90-1

Отражена задолженность покупателей  за отпущенную продукцию.

(62)

(90-1)

Сторнирована взысканная покупателем  сумма недостач и потерь, выявленных при приемке продукции- сторно.

62

76-2

Отражена взысканная покупателем  сумма недостач и потерь.

62

91-1

Отражена задолженность покупателей  за проданные: объекты основных средств  нематериальные активы, 
объекты незавершенного строительства и оборудование, 
материалы, ценные бумаги и другие финансовые вложения.

62

90-1

Отражена арендная плата к получению (при признании доходов от аренды доходами от обычных видов деятельности).

62

91-1

Отражена арендная плата к получению (при признании доходов от аренды прочими доходами).

62

90-1

Начислены лизинговые платежи в соответствии с условиями договора.

60

62

Отражено исполнение обязательств организации  зачетом встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены.

50,51, 52

62

Поступили денежные средства от покупателей  и заказчиков.

50, 51

62

Поступили авансовые платежи в  счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).

52

62

Поступили авансовые платежи в  иностранной валюте в счет предстоящей  поставки продукции (выполнения работ, услуг).

62

68

Начислен НДС с авансовых платежей.

68

62

Зачтена сумма НДС с авансовых  платежей при отпуске оплаченной продукции (выполнении работ, оказании услуг).

62

62

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты отгруженной продукции 

51

62

Поступили денежные средства в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).

52

62

Поступила валютная выручка за проданную  продукцию, товары (работы, услуги).

62

50, 51

Возвращены от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату проданной продукции, (работ, услуг).

62

50, 51

Возвращены авансы покупателям и  заказчикам.

62

52

Возвращены от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату продукции, (работ, услуг) в ин. валюте.

62

52

Возвращены авансы покупателям и  заказчикам в иностранной валюте.

62

91-1

Начислены положительные курсовые разницы  на задолженность покупателей и  заказчиков в иностранной валюте на дату совершения операции и отчетную дату (конец месяца).

91-2

62

Начислены отрицательные курсовые разницы  на задолженность покупателей и  заказчиков в иностранной валюте на дату совершения операции и отчетную дату (конец месяца).

62

90-1

Отражена положительная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных  видов деятельности.

(62)

(90-1)

Отражена отрицательная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных  видов деятельности.

62

91-1

Отражена положительная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже  основных средств и прочих активов.

(62)

(91-1)

Отражена отрицательная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже  основных средств и прочих активов- сторно.

62

90-1

Начислено комиссионное вознаграждение.

76

62

Отражен зачет комиссионного вознаграждения из выручки комитента.

62

62

Отражена уступка права требования.

62

62

Получен вексель в обеспечение  задолженности покупателей и  заказчиков за проданную продукцию.

91-2

63

Создан резерв по сомнительным долгам.

63

60, 62,

76

Списаны невостребованные долги, ранее  признанные организацией сомнительными (с истекшим сроком исковой давности, во взыскании которых отказано судом, в связи с ликвидацией, банкротством должника).

76

68

Отражен НДС по списанной дебиторской  задолженности (учет для целей налогообложения "по оплате").

63

91-1

Присоединены неиспользованные суммы  резервов по сомнительным долгам к  прибыли отчетного периода, следующего за периодом создания резервов.


1.4. Аудит расчетов с  поставщиками и подрядчиками

 

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками является основным элементом  проверки практически для всех хозяйствующих  субъектов. К таким расчетам можно  отнести не только сделки в рамках договоров купли-продажи, но и различные  операции мены, зачеты взаимных требований, бартерные операции, расчеты векселями  собственными или третьих лиц  и т. д. В результате осуществляемой деятельности у организации образуется задолженность, информация о которой  должна быть корректно раскрыта в  финансовой отчетности.

Цель аудита дебиторской  и кредиторской задолженности –  подтвердить полноту, право, существование  и стоимостную оценку сальдовых  остатков по счетам расчетов с поставщиками и покупателями на конец отчетного  периода. Нельзя разделять аудит  расчетов с поставщиками, покупателями и аудит дебиторской и кредиторской задолженности, так как первое представляет собой обороты по счетам бухгалтерского учета, а второе – их сальдо.

Многообразие форм расчетов, предусмотренных законодательством, превращает аудит расчетов с поставщиками и покупателями в процесс, требующий  знания гражданского законодательства, правил ведения бухгалтерского и  налогового учета, умения оценить и  описать систему взаимодействия клиента с контрагентами.

Методики проведения аудита дебиторской и кредиторской задолженности содержат следующие  процедуры:

1. Экспертиза документов (договоров, мировых соглашений, решений арбитражных судов, накладных и пр.), подтверждающих права клиента на отражение в бухгалтерском учете операций по формированию дебиторской и кредиторской задолженности;

2. Анализ сроков возникновения задолженности;

3. Проверка наличия договоров, выраженных в условных единицах; оценка точности измерения и полноты отражения дебиторской и кредиторской задолженности, выраженной в условных единицах на счетах бухгалтерского учета; анализ корреспонденции и оборотов по счетам учета суммовых разниц;

4. Проверка прав, существования, точности измерения и полноты отражения на счетах бухгалтерского учета величины штрафных санкций к получению и уплате;

5. Проверка операций по расчетам собственными векселями и векселями третьих лиц;

6. Проверка зачетов взаимных требований, бартерных операций, операций по договорам мены и уступки права требования.

Аудит расчетов с поставщиками и покупателями и, как результат, аудит дебиторской и кредиторской задолженности помогают выявить  долги, по которым истек срок исковой  давности.

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками