Теоретические основы управления затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое и практическое исследование всех участков учета (управленческого и финансового), их взаимосвязь, на основе изучения научной и специальной литературы, периодических изданий, различных методологий, нормативного регулирования (законов, положений и других законодательных актов).
Для достижения поставленных целей определены следующие основные задачи:
рассмотреть методику финансового и управленческого учета;
исследовать состояние нормативной базы и практики финансового и управленческого учета;
определить место финансового и управленческого учета в системе управления предприятием;

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические основы управления затратами 5
Сущность, понятие финансового и управленческого учета 5
Роль управленческого учета, история иго развития. 17
2.Теоретические основы управления затратами 31
2.1. Принципы и порядок организфции управленческого учета. 31
2.2. Принципы и порядок организации финансового учета 40
2.3. Единство и отличия финансового и управленческого учета 47
Заключение 56
Список использованной литературы…………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Курсовая управл. учет .docx

— 129.55 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 2

1. Теоретические основы управления затратами 5

 Сущность, понятие финансового  и управленческого учета 5

Роль управленческого учета, история иго развития. 17

2.Теоретические основы управления затратами 31

2.1. Принципы и порядок организфции управленческого учета. 31

 2.2. Принципы и порядок организации финансового учета 40

 2.3. Единство и отличия финансового и управленческого учета 47

Заключение 56

Список использованной литературы…………………………………………..58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вряд ли подлежит сомнению утверждение о том, что  бухгалтерский учет изначально предназначался для управления предпринимательской  деятельностью.

 Первоначально  сам купец, хозяин мастерской  или другой коммерсант, а затем  нанятые ими профессиональные  бухгалтеры, делая записи о приобретениях  и тратах, движимом и недвижимом  имуществе, долгах кредиторам  и задолженности дебиторов, делали  их для себя, для собственных  нужд управления бизнесом предприятия.  Учет им нужен был, чтобы  не забыть, если дело дойдет  до судебного разбирательства,  в точности воспроизвести обстоятельства  спорной сделки или долга. Отсюда  мемориальный характер многих  регистров и форм бухгалтерского  учета (memorium —лат. — память), юридическая  трактовка его развития.

 Даже когда  учет стал включать подсчет  затрат и калькуляцию себестоимости,  делалось это для владельцев  и управляющих предприятия в  целях обеспечения экономичности  его деятельности, ориентации в  ценообразовании, оценки выгодности  производства и продаж тех  или иных товаров, т.е. для  управления коммерческой деятельностью.

  Постепенно  по мере того как экономические  отношения стали все более  развитыми и разнообразными, а бухгалтерский учет стал приобретать общественное значение, понадобилось единство в его методике, необходимость в его законодательном регулировании, введение единой отчетности и правил ее составления. К тому же постоянно укрепляющее свою власть государство сразу оценило роль бухгалтерского учета в налогообложении, в расчетах с бюджетом и стало активно вмешиваться в установление его правил и контроль за их соблюдением, прежде всего из фискальных соображений. Бухгалтерский учет, сохраняя принципиальные возможности участия в управлении предприятием, постепенно превратился в учет для сторонних потребителей его данных: акционеров, пайщиков, государства и третьих лиц (кредитных, инвестиционных организаций, поставщиков, покупателей и т.п.).

   Произошедшее  в середине XX в. выделение управленческого  учета из системы бухгалтерии  связано с развитием техники  и технологии производства, науки  и практики менеджмента, появлением  новых инструментов рынка, усилением  конкуренции. 

В российских нормативных  документах по бухгалтерскому учету  понятие «управленческий учет»  не фигурирует. Тем не менее, курсы  «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бухгалтерский (управленческий) учет» официально рекомендованы новыми учебными стандартами  для студентов экономических  вузов и факультетов. Изучение управленческого  учета предусмотрено также программой подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.

 Тема курсовой  работы очень актуальна в наши  дни, в связи с тем, что  в условиях рыночной экономики  ведение финансового и управленческого  учета представляют собой объективную  необходимость.

Стремление скрыть истинное состояние дел от налоговых  структур зачастую приводит к тому, что управленческие решения принимаются  на основе искаженной информации, сама природа которой не допускает  эффективного  управления  финансами.

  Таким образом, именно несовершенство существующей системы учета и отчетности очень часто оказывается основной причиной принятия неэффективных, а иногда и просто ошибочных решений в области финансов.

  Для эффективного  функционирования, предприятие должно обладать бухгалтерской информацией, чтобы в условиях жесткой конкуренции, правильно выбрать направления своего развития, виды выпускаемой продукции, оптимальные объемы производства, политику сбыта продукции.

  На основе  накопленной информации владельцы  и руководители предприятия, акционеры,  инвесторы, кредиторы и другие  заинтересованные лица должны  принимать обоснованные решения  по данному предприятию.

Проблемам управленческого  и финансового учета посвящены  работы таких отечественных авторов, как М.И. Баканова, Т.П. Карпова, В.В. Глущенко, Николаева С.А. и др.

   Объектом  исследования является первичное  звено (предприятие, фирма) промышленного  строительства или другого сектора  экономики. Сюда, прежде всего,  относятся предприятия малого  и среднего бизнеса, которые  на сегодняшний день является  наиболее мобильными и гибкими,  способными наиболее эффективно  адаптироваться в быстро меняющейся  экономической ситуации.

   Целью данной  работы является теоретическое  и практическое исследование  всех участков учета (управленческого  и финансового), их взаимосвязь,  на основе изучения научной  и специальной литературы, периодических  изданий, различных методологий,  нормативного регулирования (законов,  положений и других законодательных  актов).

  Для достижения  поставленных целей определены  следующие основные задачи:

    • рассмотреть методику финансового и управленческого учета;
    • исследовать состояние нормативной базы и практики финансового и управленческого учета;
    • определить место финансового и управленческого учета в системе управления предприятием;

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Теоретические основы управления затратами

1.1 Сущность, понятие финансового и  управленческого  учета

Понятие и сущность финансового учёта

В экономике любой  социально-экономической системы  возникают и функционируют различные  хозяйствующие субъекты – предприятия и организации всех форм собственности. Управление организацией осуществляется на основе информации, большая часть которой поставляется по данным финансового  учета.

Классическое определение  финансового учета гласит: «финансовый  учет есть система, которая осуществляет измерение, обработку и передачу финансовой и экономической информации об определенном хозяйствующем субъекте». Данная информация дает возможность  пользователям принимать обоснованные решения при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов при управлении хозяйственной  деятельностью фирмы.

Д.Л.Волков даёт следующее  определение финансовому учёту: «Финансовый учет (financial accounting), – это учет в целях обеспечения информацией широкого круга пользователей и, прежде всего, внешних по отношению к организации, что, однако, не предполагает, что данные финансового учета не используются внутренними пользователями и не влияют на принятие ими управленческих решений»[1. 24c]

 Основная задача финансового учета –  это достоверность учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния. К финансовому учету в большей части относятся вопросы прошлой деятельности, которые предназначены для составления внешней отчетности предприятия.

  Ведение финансового  учета обязательно для всех  организаций,  находящиеся на  территории Российской Федерации,  а также филиалы и представительства  иностранных организаций, с момента  регистрации организации в качестве  юридического лица до реорганизации  или ликвидации в законодательном  порядке, если иное не предусмотрено  международными договорами Российской  Федерации.

   Бухгалтерский  финансовый учет имущества, обязательств  и хозяйственных операций ведется  в валюте Российской Федерации  – в рублях.

В основе финансового  учета лежит известный балансовый метод, применяемый путем регистрации  хозяйственных фактов и событий  при помощи двойной записи на счетах. По большому счету финансовый учет воплотил в себе традиционный бухгалтерский  учет, освобожденный от формирования не свойственной ему информации для  внутрихозяйственного управления (под  которым принято подразумевать  внутрихозяйственный расчет).

  Предметом финансового учета является хозяйственная деятельность организации в целом. Финансово-хозяйственная деятельность имеет три основных стадии:

    • снабжение
    • производство
    • реализация

 Каждая стадия  имеет исключительно свойственный  только ей комплекс многочисленных  хозяйственных операций, каждая  из которых в той или иной  мере оказывает влияние на  состав имущества и источники  формирования хозяйственных средств.[3,67c.]

 Снабжение –  связано с приобретением сырья, материалов, полуфабрикатов, запасных частей и других материальных ценностей, необходимых предприятию для его производственной деятельности. Данные операции влекут за собой возникновение производственных запасов на складе и расчётных отношений с поставщиками этих ценностей.

 На стадии снабжения – осуществляется подготовка к производственному процессу. Производственный процесс начинается с момента передачи сырья, материалов, полуфабрикатов и иных материальных ценностей в производство.

 На стадии производства –  образуются новые материальные ценности, отличные от тех, которые используются в производственном процессе. В процессе производства происходит формирование себестоимости продукции. Производство завершается выпуском готовой продукции на склады предприятия.

Реализация – является заключительной стадией кругооборота. Готовая продукция со складов реализуется потребителям. Во время реализации возникают расчётные отношения с покупателем.

 Следует отметить, что стадии финансово-хозяйственной  деятельности имеют циклический  характер, то есть, за реализацией  вновь следует снабжение. Если  говорить о хозяйственных средствах  предприятия, то они проходят  две сферы: сфера производства; сфера обращения. Сфера производства  включает в себя стадию производства, а сфера обращения – стадию  реализации и снабжения.

  Под объектами  финансового учёта понимаются  такие материальные и нематериальные  объекты предприятия, которые  подлежат предметно-количественному  учёту. Исходя из предмета финансового  учёта (хозяйственная деятельность  организации), можно определить следующие  его объекты:

    • все виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия (хозяйственные средства);
    • обязательства организации (источники формирования имущества предприятия);
    • хозяйственные операции, вызывающие изменение состава имущества и обязательств. 

Всё имущество предприятия  можно разделить на две группы: 

    1. Внеоборотные  активы
    • основные средства;
    • нематериальные активы;
    • капитальные вложения; 
    • долгосрочные финансовые вложения;
    • прочие внеоборотные  активы
    1. Оборотные активы 
    • материальные оборотные средства;
    • денежные средства; 
    • краткосрочные финансовые вложения; 
    • средства в расчётах. 

Основные отличия  между внеоборотными и оборотными активами состоит в том, что внеоборотные активы используются на предприятии  в течение определенного периода, а оборотные активы, проходя стадии оборота, полностью возмещаются  за счет выручки.[4.106c]

Организация финансового учёта – это «процесс создания условий и элементов построения учётного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия, как для внутренних, так и для внешних пользователей и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия и своевременным внесением платежей в бюджеты».[5,251c.] Основными элементами организации финансового учёта являются: 

    • первичный учёт и документооборот; 
    • инвентаризация; 
    • план счетов бухгалтерского учёта;
    • формы бухгалтерского учёта;
    • формы организации учётно-вычислительных работ;
    • объём и содержание отчётности;
    • организация материальной ответственности;
    • учётная политика предприятия. 

Информация о работе Теоретические основы управления затратами