Учет, анализ и контроль формирования и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: систематизация, обобщение и углубление теоретических и практических знаний в системе учета, анализа и контроля формирования и использования прибыли, совершенствование контроля в соответствии с международной практикой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………7
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ КАК ОБЪЕКТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ………………………………………………………………………….9
1.1 Экономическая сущность и понятие прибыли как объектов бухгалтерского учета, анализа и контроля………………………………………..9
1.2 Виды и функции прибыли как объектов бухгалтерского учета, анализа и контроля…………………………………………………………………………..17
1.3 Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету, анализу и контролю формирования и использования прибыли……….20
1.4 Международные стандарты финансовой отчетности, регулирующие учет формирования и использования прибыли………………………………….24
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ КУСХП «ПОЛОТА»……………………………….29
2.1 Цели и задачи бухгалтерского учета формирования и использования прибыли…………………………………………………………………………….29
2.2 Документальное оформление учета формирования и использования прибыли………………………………………………………………………………30
2.3 Синтетический и аналитический учет формирования и использования прибыли на примере КУСХП «Полота»…………………………………………..32
2.4 Направления совершенствования бухгалтерского учета формирования и использования прибыли…………………………………………………………..49
3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ КУСХП «ПОЛОТА»……………………………………………………52
3.1 Задачи, объекты, информационное обеспечение и методика анализа формирования и использования прибыли……………………………………….52
3.2 Анализ уровня, структуры и динамики прибыли…………………….55
3.3 Оценка качества прибыли………………………………………………57
3.4 Факторный анализ формирования и использования прибыли……..59
3.5 Выявление и расчет резервов роста формирования и использования прибыли…………………………………………………………………………….60
4 КОНТРОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ КУСХП «ПОЛОТА»……….61
4.1.Сущность, назначение и виды аудита………….…………………….61
4.2.Задачи аудита хозяйственных операций по формирования и использования прибыли, источники информации для проведения проверки, планирование проверки, система внутреннего контроля проверяемой организации…………………………………………………………………………68
4.3. Методика проведения аудита хозяйственных операций по формирования и использования прибыли, документальное оформление проведения аудиторской проверки………………………………………………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………79
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...82

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 200.02 Кб (Скачать файл)

Законодательными актами могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги.

Порядок проведения аудиторских  проверок определяется законодательством, а также уставами (иными документами) аудируемых организаций в случаях, предусмотренных законодательством.

Сопутствующие аудиту услуги оказываются с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к  соответствующим услугам.

Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.

Видами аудита являются:

- внешний аудит – проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости – и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами.

- обязательный аудит – внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

Организации, имеющие систему  ведомственного или внутреннего  контроля финансовой и хозяйственной  деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документах которых содержатся сведения, составляющие государственные  секреты, проводится в соответствии с законодательством.

Понятие аудитор и аудиторская  организация.

Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и  стаж работы по соответствующей специальности  не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным  законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в  качестве аудитора – индивидуального  предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

Аудиторская организация  – коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских  проверок и оказанию сопутствующих  аудиту услуг.

В штате аудиторской организации  должно состоять не менее трех аудиторов.

Не менее 50 % работников аудиторской  организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь, а  в случае, если руководителем аудиторской  организации является иностранный  гражданин, – не менее 75 %.

Руководителем аудиторской  организации может быть только аудитор.

Право на осуществление аудиторской  деятельности имеют аудиторские  организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности, выданную Министерством финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего  
аудита банков, небанковских кредитно-финансовых организаций необходимо наличие дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций – дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов Республики Беларусь. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе выдача, приостановление и аннулирование лицензии на осуществление аудиторской деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании.

Аудиторским организациям и  аудиторам – индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими  видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

Лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята  в установленном законом порядке, не имеет права заниматься аудиторской  деятельностью.

Если иное не установлено  законодательными актами, аудит организаций  и индивидуальных предпринимателей, в бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документах которых содержатся сведения, составляющие государственные  секреты, может проводиться только аудиторскими организациями, которые  не имеют в уставном фонде собственности  или доли собственности (акций, вклада, пая), принадлежащих иностранным  физическим лицам и (или) иностранным, международным организациям, государствам, и которые имеют допуск к проведению работ (оказанию услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственные секреты, полученный в порядке, установленном законодательством.

Потребность в услугах  аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной  информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта  между ними и пользователями  этой информации (собственниками, инвесторами,  кредиторами);

2) зависимость последствий  принимаемых решений (а они  могут быть весьма значительными)  от качества информации;

3) необходимость специальных  знаний для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей  информации доступа к ней для  оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых  экспертов, имеющих соответствующую  подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность  финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  дает возможность оценивать и  прогнозировать последствия различных  экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех  случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие  субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться  возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и прежде всего  коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться  в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно  отражены в отчетности, так как  обычно не имеют ни доступа к учетным  записям, ни соответствующего опыта, и  поэтому нуждаются в услугах  аудиторов.

Независимое подтверждение  информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими  законодательства необходимо государству  для принятия решений в области  экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения  достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Для обоснования необходимости  аудита была создана теория агентов. Подход этой теории к аудиту состоит  в рассмотрении круга лиц, заинтересованных в достоверной финансовой информации, и изучении их интересов и потребностей.

Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров. Идея агентов состоит в том, что  по мере того, как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее  финансирование (например, путем эмиссии  акций), они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчетности и дальнейшего привлечения  капитала. По мере увеличения внешних источников капитала растет и потребность в современной и надежной финансовой информации (например, о том, насколько адекватен получаемый собственниками доход степени риска сделанных ими инвестиций; должны ли они продавать, покупать или продолжать держать свою долю в активах предприятия; будет ли предприятие способно удовлетворить их ожидания в отношении дивидендов). Более того, последующие держатели акции и кредиторы, как правило, получают меньше, чем предыдущие, гарантий и прав на приоритетное получение выплат при возможном банкротстве предприятия. Для компенсации соответствующего риска акционеры и кредиторы требуют от администрации предприятия предоставления регулярной финансовой информации, а также настаивают, чтобы эта информация была подтверждена независимым третьим лицом (аудитором) таким образом, чтобы ее можно было считать достаточно надежной для принятия управленческих решений. Если, не управляя предприятием непосредственно, собственники могут быть уверены в честности и аккуратности своих управляющих, а также в отсутствии фальсификаций в периодически составляемой и предоставляемой им финансовой отчетности, то, согласно теории агентов, очевидна необходимость аудита.

Объяснение с помощью  этой теории функции аудита не ограничивается частным, коммерческим сектором экономики. Правительство и местные органы власти осуществляют управление с помощью прямых и косвенных налогов, взимаемых с избирателей. Последние требуют подтверждения со стороны независимого органа достоверности публикуемых сведений о пользе той или иной компании.

Правильные данные нужны  не только непосредственнм инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения  займов и выплаты процентов. Поставщиков  интересует информация о способности  предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его  деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и  других льгот и выплат. Правительство  заинтересовано в информации, необходимой  для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

Компании, в которых администрация  и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует  традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит  потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:

- возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;

- упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;

- упрощение процедуры получения финансовой помощи благодаря представлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;

- упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;

- возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнерами.

Рассмотрим подходы к  определению сущности понятия «аудит», «аудитор», «аудиторская деятельность» в таблице 4.18.

 

Таблица 4.18 – Подходы к определению сущности понятия «аудит», «аудитор», «аудиторская деятельность»

 

Название литературного  источника / автор, год

Определение

Закон РБ «Об аудиторской  деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ, с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011 г. № 326-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 1, 2/1878)

Аудиторская деятельность –  предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных  групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости  и (или) по проверке их деятельности, которая  должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях  выражения мнения о достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Закон РБ «Об аудиторской  деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ, с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011 г. № 326-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 1, 2/1878)

Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и  стаж работы по соответствующей специальности  не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным  законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Закон РБ «Об аудиторской  деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ, с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011 г. № 326-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 1, 2/1878)

Аудиторская организация  – коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских  проверок и оказанию сопутствующих  аудиту услуг.

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 4.18

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ

Аудиторская деятельность (аудиторские  услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения  мнения о достоверности такой  отчетности.

Энциклопедия юриста, М. 2005 г.

Аудит (от англ. audit — проверка бухгалтерских книг < лат. audīre — слушать; расследовать) — независимая проверка (экспертиза) финансовой отчетности и финансового положения организации, проводимая аудиторами.


Источник: собственная разработка на основе изучения специальной экономической  литературы.

 

На основании таблицы 4.18 можно сделать вывод, что аудит как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели.

 

 

4.2. Задачи аудита хозяйственных  операций по формирования и использования прибыли, источники информации для проведения проверки, планирование  проверки, система внутреннего контроля проверяемой организации

Основными задачами аудита хозяйственных операций по формирования и использования прибыли являются:

  • проверка правильности формирования финансовых результатов от хозяйственной деятельности предприятия;
  • установление законности оформления хозяйственных операций о деятельности предприятия в первичных документах и сверка данных, отраженных в учетных регистрах;
  • проверка расчетов налога на прибыль и своевременности его уплаты в бюджет;
  • обеспечение контроля достоверности <span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Time

Информация о работе Учет, анализ и контроль формирования и использования прибыли