Учет, анализ и контроль формирования и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: систематизация, обобщение и углубление теоретических и практических знаний в системе учета, анализа и контроля формирования и использования прибыли, совершенствование контроля в соответствии с международной практикой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………7
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ КАК ОБЪЕКТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ………………………………………………………………………….9
1.1 Экономическая сущность и понятие прибыли как объектов бухгалтерского учета, анализа и контроля………………………………………..9
1.2 Виды и функции прибыли как объектов бухгалтерского учета, анализа и контроля…………………………………………………………………………..17
1.3 Аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету, анализу и контролю формирования и использования прибыли……….20
1.4 Международные стандарты финансовой отчетности, регулирующие учет формирования и использования прибыли………………………………….24
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ КУСХП «ПОЛОТА»……………………………….29
2.1 Цели и задачи бухгалтерского учета формирования и использования прибыли…………………………………………………………………………….29
2.2 Документальное оформление учета формирования и использования прибыли………………………………………………………………………………30
2.3 Синтетический и аналитический учет формирования и использования прибыли на примере КУСХП «Полота»…………………………………………..32
2.4 Направления совершенствования бухгалтерского учета формирования и использования прибыли…………………………………………………………..49
3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ КУСХП «ПОЛОТА»……………………………………………………52
3.1 Задачи, объекты, информационное обеспечение и методика анализа формирования и использования прибыли……………………………………….52
3.2 Анализ уровня, структуры и динамики прибыли…………………….55
3.3 Оценка качества прибыли………………………………………………57
3.4 Факторный анализ формирования и использования прибыли……..59
3.5 Выявление и расчет резервов роста формирования и использования прибыли…………………………………………………………………………….60
4 КОНТРОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ КУСХП «ПОЛОТА»……….61
4.1.Сущность, назначение и виды аудита………….…………………….61
4.2.Задачи аудита хозяйственных операций по формирования и использования прибыли, источники информации для проведения проверки, планирование проверки, система внутреннего контроля проверяемой организации…………………………………………………………………………68
4.3. Методика проведения аудита хозяйственных операций по формирования и использования прибыли, документальное оформление проведения аудиторской проверки………………………………………………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………79
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...82

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 200.02 Кб (Скачать файл)

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерская отчетность России состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- отчета об изменениях капиталов;

- отчета о движении денежных средств;

- приложения к балансу;

- пояснительной записки;

- заключения аудитора, подтверждающее достоверность отчетности.

 

Все статьи доходов и расходов, учтенные в отчетном  периоде, должны включаться в отчет о прибылях и убытках, если только МСФО не предусматривает  иное.

Как правило, все статьи доходов  и расходов включаются в отчет  о прибылях и убытках, в том  числе влияние изменений учетных  оценок. Некоторые статьи могут исключаться  из отчета о прибылях и убытках  за текущий период. МСФО (IAS) 8 содержит положения в отношении трактовки двух таких обстоятельств: исправления ошибок и влияния изменений учетной политики.

Некоторые МСФО регламентируют отражение в отчетности статей, которые  соответствуют определениям доходов  или расходов, приведенным в «Основах составления и представления  финансовой отчетности», но обычно в  отчет о прибылях и убытках  не включаются.

Непосредственно в отчете о прибылях и убытках должны быть представлены как минимум следующие  статьи:

(I) выручка;

(II) расходы на финансирование;

(III) доля прибыли ассоциированных компаний и совместных предприятий, определенная на основе долевого метода;

(IV) прибыль (или убыток) до налогообложения по результатам выбытия активов или погашения обязательств, связанных с прекращаемой деятельностью;

(V) расходы по налогам;

(VI) прибыль или убыток.

Информация о нижеприведенных  статьях должна раскрываться в составе  отчета о прибылях и убытках как  распределение прибыли (или убытка) за отчетный период:

(I) прибыль (или убыток), приходящийся на долю меньшинства;

(II) прибыль (или убыток), приходящийся на владельцев капитала материнской компании.

Дополнительные статьи, разделы  и промежуточные показатели должны вводиться непосредственно в  отчет о прибылях и убытках  в том случае, когда их представление  позволяет лучше продемонстрировать финансовое положение организации.

В связи с тем что хозяйственные операции различаются по частоте, потенциальной рентабельности, а также прогнозируемости результатов, раскрытие компонентов финансового результата лучше позволяет объяснить,  как он был получен, и помогает в прогнозировании.

Для объяснения особенностей элементов финансового результата деятельности непосредственно в  состав отчета о прибылях и убытках  вводятся дополнительные статьи, а в описание (и последовательность статей) вносятся поправки, когда это необходимо.

При этом следует принимать  во внимание фактор существенности, а  также характер (и назначение) компонентов  доходов и расходов.

Ни одна из статей не может  быть представлена как чрезвычайная ни в составе отчета о прибылях и убытках, ни в примечаниях.

Информацию о характере  и величине  существенных статей  отчета о прибылях и убытках следует  раскрывать отдельно.

Организация обязана представлять аналитическую структуру расходов, используя классификацию, основанную либо на характере, либо на функциональном назначении расходов, в зависимости  от того, какой из классификационных  признаков более уместен.

В целях более наглядного представления компонентов финансового  результата, которые могут различаться  по частоте, потенциальной рентабельности, а также по прогнозируемости, расходы  разбиваются на подклассы. 

Организации, которые классифицируют расходы по функции, обязаны раскрывать дополнительную информацию о характере  расходов, включая расходы на амортизацию  и вознаграждения работникам.

Организация либо в отчете о прибылях и убытках, либо в отчете об изменениях капитала, либо в примечаниях  обязана раскрывать информацию о  сумме дивидендов за отчетный период, распределяемых между владельцами  капитала организации, а также о  соответствующей сумме дивидендов на акцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЕ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА  ПРИМЕРЕ КУСХП «ПОЛОТА»

2.1 Цели и задачи бухгалтерского  учета формирования и использования прибыли

Прибыль как главный результат  предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой балансовую прибыль.

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

Балансовая прибыль –  сумма прибылей (убытков) предприятия  от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса.

Задачами  бухгалтерского учета процесса формирования и использования финансовых результатов  являются:

  • своевременное изучение положений нормативных документов, определяющих правила документального оформления и отражения в текущем учете и отчетности финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности, а также использования прибыли;
  • правильное оформление операций в документах, связанных с формированием финансового результата от обычных видов деятельности и их отражения в учете;
  • правильное оформление операций в документах, связанных с формированием финансового результата от прочей деятельности и их отражения в учете;
  • правильное оформление операций в документах, связанных с использованием прибыли и их отражения в учете;
  • своевременно и правильно производить расчет и учет налога на прибыль.

 

 

2.2 Документальное оформление учета  формирования и использования прибыли

 

Для осуществления учета финансовых результатов необходимы такие показатели, как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, себестоимость  реализации товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие.

Для учета себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг используют оборотную ведомость, ведомость  №16, главную книгу, журнал-ордер  №10, журнал-ордер №10-1.[5, с.243]

На  КУСХП «Полота» ведется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета.

Для учета других показателей используют приходный кассовый ордер, расходный  кассовый ордер, товарно-транспортные накладные, счет-фактура, накладная, платежные  поручения, выписки банков.

Учет  финансовых результатов ведется  в журнале-ордере №15. В нем отражается синтетический и аналитический  учет по счету 90/9. Основанием для заполнения этого журнала-ордера служат справки бухгалтерии, выписки банка из расчетного и прочих счетов и др. [5, с.243]

Первичные документы должны быть составлены в  момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно  по окончании операции.

Ответственность за своевременное и доброкачественное  создание документов, передачу их в  установленные сроки для отражения  в бухгалтерском учете, за достоверность  содержащихся в документах данных несут  лица, создавши и подписавшие эти  документы.

Документы следует составлять на бланках установленной  формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают.

Запись  в документах делают чернилами, шариковой  ручкой или на пишущих и счетных  машинах. В денежных документах сумму  указывают цифрами и прописью. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, то ее следует зачеркнуть и  написать сверху правильный текст. Затем  правильный текст или сумму повторяют  на полях документа и заверяют подписью лица, оформляющего документ.

Составление годового отчета является одной из сложных работ в бухгалтерской  службе организации. Все организации  по итогам финансово-хозяйственной  деятельности составляют бухгалтерскую  отчетность в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете и  отчетности» и представляют ее учредителям, в налоговую инспекцию и территориальный орган государственной статистики.

Исключение  составляют общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательскую  деятельность, а также малые предприятия, которым разрешено сдавать годовую  отчетность в упрощенном составе.

При заполнении форм бухгалтерской отчетности в них должны включаться показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, то есть организация  составляет единый отчет, который включает в себя показатели деятельности подразделений, входящих в ее состав.

Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации, представляет отчет за период с начала года до момента ликвидации или реорганизации.

При заполнении форм отчетности следует  руководствоваться инструкцией  о порядке заполнения форм годовой  бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина Республики Беларусь «О годовой бухгалтерской отчетности организаций».

В форме  № 2 «Отчет о прибылях и убытках» показывается порядок формирования прибыли (убытка) за отчетный период (Приложение В, Приложение Г).

В форме  № 3 «Отчет о движении капитала» отражается движение прибыли на начало и конец периода (Приложение Д, Приложение Ж).

В форме  № 4 «Отчет о движении денежных средств» (Приложение И, Приложение К) отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и 55 «Специальные счета в банках».

Отчет о движении капитала (форма №3) состоит  из двух разделов и справки к ним. В разделе I «Собственный капитал» отражаются данные о движении его составляющих, учтенных в разделе IV пассива баланса. В разделе II «Прочие фонды и резервы» указываются данные о движении средств фонда потребления, оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей.

В форме  №4 отражаются данные о движении денежных средств организации.

При использовании организацией журнально-ордерной системы бухгалтерского учета форма  № 4 заполняется на основании данных, отраженных в журналах-ордерах № 1. 2. 3 (отражающих кредитовые обороты по счетам 50, 51, 52 и 55), ведомостях № 1, 2 (отражающих дебетовые обороты по счетам 50, 51), а также других документов, учитывающих движение денежных средств.

С переходом  к рыночным отношениям изменились подходы  к постановке бухгалтерского учета  в организациях. От жесткой регламентации  учетного процесса со стороны государства  в прошлом в настоящее время  перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организации в постановке бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна отвечать шести требованиям ведения бухгалтерского учета: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.

 

 

2.3 Синтетический и аналитический  учет формирования и использования  прибыли на примере КУСХП «Полота»

Счета по учету формирования и использования прибыли предназначены для обобщения информации о доходах и расходах, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с реализацией товаров и других обычных видов деятельности.

Для учета реализации товаров  в розницу, оказание услуг, выполнение работ ведется один субсчет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» с записью выручки от разных видов деятельности отдельными строками. Учет реализации товаров, оказания услуг в порядке мелкого опта отражается на другом субсчете счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

 В КУСХП «Полота» к счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» открыты следующие субсчета:

90/2 «Выручка от реализации  товаров, услуг в розничной  торговле»; 

90/21 «Покупная стоимость  товаров»;

90/3 ««Выручка от реализации  товаров, услуг в порядке мелкого  опта»; 

90/4 «Расходы на реализацию»; 

90/5 «Налог на добавленную  стоимость»;

90/6 «Прочие налоги и  сборы из выручки»;

90/9 «Прибыль/убытки от  реализации». 

 Доходами от реализации  товаров является выручка, т.е.  стоимость реализованных товаров  по продажным ценам, включая  налоги (90/2 «Реализация товаров в  розницу предприятиями розничной  торговли», 90/3 «Реализация товаров  и услуг в порядке мелкого  опта»).

 В расходы включаются себестоимость реализованных товаров, налоги, сборы и отчисления, учитываемые при формировании продажной цены товаров согласно законодательству (налог на продажу, НДС, акцизный налог, отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды, целевые сборы на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия).

Информация о работе Учет, анализ и контроль формирования и использования прибыли