Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организации учета аренды основных средств в теории и на практике.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятие основных средств, а также дать классификацию и оценку основных средств;
2) Изучить нормативные правовые документы, регламентирующие учет основных средств;
3) Провести анализ организационно-экономических аспектов деятельности Смолевичского районного потребительского общества;
4) Рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета аренды основных средств;
5) Проанализировать организацию учета аренды основных средств на примере организации Смолевичское районное потребительское общество;
6) Предложить пути совершенствования учета в Смолевичском районном потребительском обществе.
Введение 5
1 Теоретические аспекты, связанные с учетом аренды основных средств 8
1.1 Понятие, классификация, оценка основных средств 8
1.2 Нормативные правовые документы, регламентирующие учет основных средств. 11
1.3 Организационно-экономические аспекты деятельности Смолевичского районного потребительского общества. 14
2 Организация учета аренды основных средств 19
2.1 Документальное оформление аренды основных средств 19
2.2 Учет аренды основных средств 21
2.3 Учет аренды основных средств на примере организации Смолевичское районное потребительское общество 27
2.4 Основные направления совершенствования учета аренды основных средств в организации Смолевичское районное потребительское общество 33
Заключение 36
Список использованных источников 39
в) Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» – принят к вычету НДС по арендной плате;
г) Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») Кт 51 «Расчетные счета» – перечислена арендная плата.
Арендатор обязан поддерживать
имущество в исправном
При эксплуатации арендованного помещения у арендатора неизбежно возникают расходы на отопление, освещение, водоснабжение и канализацию, газоснабжение, вывоз отходов и другие коммунальные услуги. Порядок оплаты этих платежей должен быть определен сторонами в договоре аренды.
Расчет норм расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию помещений и горячее водоснабжение по каждому зданию и по каждому арендатору производят арендодатели, сдающие в аренду здания или помещения.
Величина лимита для каждого арендатора должна быть определена арендодателем исходя из доведенной ему в установленном порядке общей суммы лимита и нормы, определенных для каждого арендатора.
Расходы арендатора на приобретение со стороны топлива всех видов, используемого на технологические цели, покупной энергии всех видов, отопление производственных зданий включаются им в себестоимость в пределах установленных норм. Данные затраты в пределах лимитов учитываются при исчислении налога на прибыль.
Стороной по договору с поставщиками топлива, тепловой, электрической энергии и других ресурсов является арендодатель. Он же имеет обязательства перед поставщиками по оплате услуг. Как правило, в рамках договора аренды расходы, приходящиеся на услуги, потребленные арендатором, подлежат возмещению арендодателю. В связи с этим напомним, что если арендодатель приобретает коммунальные, эксплуатационные, услуги связи и другие услуги, стоимость которых подлежит возмещению арендатором, то такое возмещение в обязательном порядке должно быть предусмотрено договором аренды. В противном случае арендатор не имеет права включать указанные затраты в себестоимость и относит их за счет собственных источников.
При отражении возмещаемых расходов в учете арендодателя производятся следующие записи:
1) Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена сумма услуг, подлежащая возмещению арендатором (с НДС);
2) Дт 51 «Расчетные счета» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – поступило от арендатора возмещение услуг;
3) Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетные счета» – перечислены денежные средства поставщику услуг.
Однако если арендодатель наряду с предоставлением имущества в аренду оказывает арендатору собственными силами дополнительные услуги (выполняет для него работы), то оказанные услуги (выполненные работы) будут учитываться у арендодателя в составе выручки и отражаться через счета реализации.
Затраты сторон на капитальные вложения в арендованные основные средства (реконструкция, модернизация и т.п.), возмещение арендодателем капитальных затрат, осуществленных арендатором, предусматриваются договором аренды.
Капитальные затраты, осуществляемые арендодателем после заключения договора до момента передачи объекта аренды, изменяющие его стоимость, возмещаются арендатором в виде амортизационных отчислений, включаемых в состав арендных платежей.
Затраты по законченным капитальным работам в арендованные основные средства могут являться либо отделимыми (которые могут быть физически отделены от имущества без причинения ему вреда), либо неотделимыми (неотделимы от арендуемого объекта без причинения ему ущерба) улучшениями.
Улучшения арендованного имущества, как отделимые, так и неотделимые, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностью арендодателя.
Если в соответствии с
договором аренды отделимые улучшения
арендованного имущества, произведенные
арендатором, являются его собственностью,
то в этом случае капитальные вложения
будут учтены арендатором как
отдельный инвентарный объект. В
аналитическом учете к счету 01
«Основные средства» для учета
арендатором улучшений в
Принятие на учет арендатором
отделимых улучшений
1) Дт 08 «Вложения в долгосрочные активы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – силами сторонней организации произведены расходы на создание отделимых улучшений;
2) Дт 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – НДС, уплаченный подрядчику;
3) Дт 01 «Основные средства» субсчет «Присоединенная стоимость объекта аренды» Кт 08 «Вложения в долгосрочные активы» – приняты в состав основных средств улучшения в арендованное имущество в сумме фактически произведенных расходов.
4) Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» – принят к вычету НДС.
Учтенные таким образом
отделимые улучшения
Когда между сторонами
заключено соглашение, предусматривающее
передачу отделимых улучшений
1) Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 08 «Вложения в долгосрочные активы» – переданы арендодателю суммы фактических расходов на улучшение имущества;
2) Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС по переданным капитальным вложениям;
3) Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 91 «Прочие доходы и расходы» – отражена задолженность арендодателя;
4) Дт 51 «Расчетные счета» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – поступила оплата от арендодателя за полученные улучшения.
Если произведенные
1) Дт 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных
средств»
Кт 01 «Основные средства» субсчет «Присоединенная
стоимость объекта аренды» – списывается
первоначальная стоимость основного средства;
2) Дт 02 «Амортизация основных средств» Кт 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» – отражена сумма накопленной по объекту амортизации;
3) Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость выбывающего объекта;
4) Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС;
5) Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 91 «Прочие доходы и расходы» – отражен финансовый результат от выбытия основного средства.
2.3 Учет аренды основных средств на примере организации Смолевичское районное потребительское общество
Согласно учетной политики Смолевичского районного потребительского
общества выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав.
Расчеты по арендной плате учитываются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 62/7«Расчеты по арендной плате» и на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 62/8«Расчеты с разными организациями».
Смолевичское райпо является арендодателем для многих арендаторов, в настоящее время насчитывается 33 арендатора. Я рассмотрю корреспонденцию счетов на примере двух арендаторов ТД «Сити-Групп» и Смолевичи РКБО. Бухгалтер выписывает счет-фактуры арендаторам в программе «1С Бухгалтерия», на основании которых составляются бухгалтерские записи, приведенные в таблице 2.
Таблица 2 – Учет аренды основных средств у арендодателя на примере организации Смолевичское районное потребительское общество за февраль 2012г.
Содержание бухгалтерской записи |
Документ |
Сумма |
Корреспонденция счетов |
Приложение № | |
Дебет |
Кредит | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Начислена арендная плата за февраль 2012г. ТД «Сити-Групп» |
Счет № 219 от 08.02.12 |
455700 |
62/7 |
91/1 |
Приложение В.1 |
Начислен НДС по арендной плате |
Счет № 219 от 08.02.12 |
75950 |
91/1 |
68 |
Приложение В.1 |
Начислена амортизация арендованных основных средств |
Ведомость наличия основных средств |
60071 |
91/1 |
02 |
Приложение В.2 |
Отражена задолженность ТД «Сити-Групп» по расходам на электроэнергию за февраль 2012г |
Счет № 219 от 08.02.12 |
681391 |
62/7 |
60/2 |
Приложение В.1 |
Отражена задолженность ТД «Сити-Групп» по расходам на охрану за февраль 2012г. |
Счет № 219 от 08.02.12 |
1014512 |
62/7 |
60/2 |
Приложение В.1 |
Отражена задолженность ТД «Сити-Групп» по расходам на теплоэнергию за февраль 2012г. |
Счет № 256 от 21.02.12 |
417384 |
62/7 |
60/2 |
Приложение В.3 |
Начислена арендная плата за февраль 2012г. Смолевичи РКБО |
Счет № 246 от 08.02.12 |
348922 |
62/8 |
91/1 |
Приложение Г.1 |
Начислена амортизация арендованных основных средств |
Ведомость наличия основных средств |
384067 |
91/1 |
02 |
Приложение Г.2.1, приложение Г.2.2, приложение Г.2.3 |
Начислен НДС по арендной плате |
Счет № 246 от 08.02.12 |
58154 |
91/1 |
68 |
Приложение Г.1 |
Окончание таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Отражена задолженность Смолеви |
Счет № 399 от 11.03.12 |
420664 |
62/8 |
60/2 |
Приложение Г.3 |
Отражена задолженность Смолевичи РКБО по расходам на воду |
Счет № 399 от 11.03.12 |
27892 |
62/8 |
60/2 |
Приложение Г.3 |
Отражены задолженность Смолевичи РКБО по расходам на электроэнергию |
Счет № 400 от 11.03.12 |
98155 |
62/8 |
60/2 |
Приложение Г.4 |
Отражены задолженность Смолевичи РКБО по расходам на теплоэнергию за февраль 2012г. |
Счет № 257, 258 от 21.02.12 |
1034122 |
62/8 |
60/2 |
Приложение Г.5.1, приложение Г.5.2 |
Отражен финансовый результат 1) |
Книга журнал-главная |
3754025 |
91/1 |
99/2 |
Приложение Д |
Поступила арендная плата от ТД «Сити-Групп» |
Платежное поручение № 2578 от 10.02.12, № 2580 от 16.02.12, № 2595 от 23.02.12 |
2568987 |
51 |
62/7 |
Приложение Е.1, приложение Е.2, приложение Е.3 |
Примечание – Источник: собственная разработка
ТД «Сити-Групп» и Смолевичи РКБО снимают часть помещения, а бухгалтер начисляет амортизацию на все помещение, поэтому в курсовой работе я рассчитывала амортизацию арендуемого помещения в соответствии со сданными квадратными метрами.
Расчет суммы расходов по отоплению помещений, сданных в аренду, бухгалтер производит в MSExcel (приложение Ж). Расчет суммы расходов по электроэнергии производит на основании акта показаний электросчетчиков за месяц (приложение И): умножая тариф (1168,51 руб.) и разность между текущим показанием счетчика и предыдущим. Смолевичи РКБО оказывает Смолевичскому райпо услуги по стирке, поэтому бухгалтер производит взаимозачет арендной платы (приложение К). В течение месяца бухгалтер в MSExcel составляет разработочную ведомость «Проводка 33»: сумма по каждой счет-фактуре заносится в соответствующую с корреспонденцией счетов ячейку, программа MSExcel подытоживает суммы по каждой бухгалтерской записи (приложение Л.1). В конце месяца бухгалтерские записи с итоговыми суммами заносятся в шапку мемориального ордера №33 (приложение Л.2).