Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организации учета аренды основных средств в теории и на практике.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятие основных средств, а также дать классификацию и оценку основных средств;
2) Изучить нормативные правовые документы, регламентирующие учет основных средств;
3) Провести анализ организационно-экономических аспектов деятельности Смолевичского районного потребительского общества;
4) Рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета аренды основных средств;
5) Проанализировать организацию учета аренды основных средств на примере организации Смолевичское районное потребительское общество;
6) Предложить пути совершенствования учета в Смолевичском районном потребительском обществе.
Введение 5
1 Теоретические аспекты, связанные с учетом аренды основных средств 8
1.1 Понятие, классификация, оценка основных средств 8
1.2 Нормативные правовые документы, регламентирующие учет основных средств. 11
1.3 Организационно-экономические аспекты деятельности Смолевичского районного потребительского общества. 14
2 Организация учета аренды основных средств 19
2.1 Документальное оформление аренды основных средств 19
2.2 Учет аренды основных средств 21
2.3 Учет аренды основных средств на примере организации Смолевичское районное потребительское общество 27
2.4 Основные направления совершенствования учета аренды основных средств в организации Смолевичское районное потребительское общество 33
Заключение 36
Список использованных источников 39
_______________
1) Финансовый результат отражен от всей деятельности Смолевичского райпо.
Затем на основании мемориальных ордеров производятся записи в книгу журнал-главная (приложение М).
Аналитический учет по счету 62/7 «Расчеты по арендной плате» ведется по каждому арендатору. Бухгалтер в книге по счету 62/7 «Расчеты по арендной плате» по каждому арендатору записывает сальдо на начало месяца, обороты за месяц, указывая № проводки, № и дату документа, содержание операции, № корреспондирующего счета, суммы по дебету и кредиту, и выводит сальдо на конец месяца (приложение Н.1). Затем в конце каждого месяца в MSExcel составляется оборотно-сальдовая ведомость (приложение Н.2).
На конец года или по истечению срока договора аренды бухгалтер составляет акт сверки расчетов с арендатором (приложение П).
На условиях текущей аренды для Смолевичского райпо сдаются отдельные объекты основных средств (нежилые помещения), которые учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. На арендованные основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учета поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги. Арендодатели выставляют счет-фактуры, на основании которых составляются бухгалтерские записи, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 – Учет аренды основных средств у арендатора на примере организации Смолевичское районное потребительское общество за февраль 2012г.
Содержание бухгалтерской записи |
Документ |
Сумма |
Корреспонденция счетов |
Приложение № | |
Дебет |
Кредит | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Отражена арендная плата за февраль 2012г. ГП «Смолевичи-Спутник» |
Счет № 26 от 01.02.12 |
370923 |
44/2 |
62/8 |
Приложение Р.1 |
Отражен НДС, предъявленный ГП «Смолевичи-Спутник» |
Счет № 26 от 01.02.12 |
61820 |
18/3 |
62/8 |
Приложение Р.1 |
Отражена пеня за несвоевременную оплату аренды помещения учреждения «Западный» за сентябрь 2011г. |
Счет № 138 от 31.01.12 |
18546 |
90/8 |
62/8 |
Приложение Р.2 |
Отражен перерасчет арендной платы за январь 2012г. помещения учреждения «Западный» |
Счет № 132 от 31.01.12 |
-69798 |
44/2 |
62/8 |
Приложение Р.3 |
Отражены расходы на отопление за январь 2012г. помещения учреждения «Западный» |
Счет № 172 от 31.01.12 |
2057856 |
44/2 |
62/8 |
Приложение Р.4 |
Принят к вычету НДС по арендной плате |
61820 |
68 |
18/3 |
Окончание таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Перечислена арендная плата за февраль 2012г. ГП «Смолевичи-Спутник» |
Платежное поручение № 1121 от 06.03.12, № 1390 от 20.03.12, № 1435 от 22.03.12 |
3388827 |
62/8 |
51 |
Приложение Р.5, приложение Р.6, приложение Р.7 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Первоначально все арендодатели являлись покупателями у Смолевичского райпо, поэтому в бухгалтерии они числятся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а не на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». ГП «Смолевичи-Спутник» и учреждение «Западный» были объединены 25 января 2012г. (приложение С), поэтому арендную плату бухгалтер перечисляет в ГП «Смолевичи-Спутник». В течение месяца бухгалтер в MSExcel составляет разработочную ведомость «Проводка 22»: сумма по каждой счет-фактуре заносится в соответствующую с корреспонденцией счетов ячейку, программа MSExcel подытоживает суммы по каждой бухгалтерской записи (приложение Т.1). В конце месяца бухгалтерские записи с итоговыми суммами заносятся в шапку мемориального ордера №22 (приложение Т.2). Затем на основании мемориальных ордеров производятся записи в книгу журнал-главная (приложение У).
Аналитический учет по счету 62/8 «Расчеты с разными организациями» ведется по каждой организации, арендодателю. Бухгалтер в книге по счету 62/8 «Расчеты с разными организациями» по каждой организации, арендодателю записывает сальдо на начало месяца, обороты за месяц, указывая № проводки, № и дату документа, содержание операции, № корреспондирующего счета, суммы по дебету и кредиту, и выводит сальдо на конец месяца (приложение Ф). Затем в конце каждого месяца составляется оборотная ведомость (приложение Х).
2.4 Основные направления совершенствования учета аренды основных средств в организации Смолевичское районное потребительское общество
Для совершенствования
Основным направлением совершенствования учета аренды основных средств на предприятии Смолевичское райпо является автоматизация учета, благодаря которой сократится дублирование в учете и снизится трудоемкость учетных работ. Программа «1С:Бухгалтерия» - универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Это готовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю, оказание услуг, производство и т.д. Бухгалтерский и налоговый учет реализованы в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Программа «1С:Бухгалтерия» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой организации, если бухгалтерская служба полностью отвечает за учет в организации, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Кроме того, информацию об отдельных видах деятельности, торговых и производственных операциях, могут вводить сотрудники смежных служб предприятия, не являющиеся бухгалтерами. В последнем случае за бухгалтерской службой остается методическое руководство и контроль за настройками информационной базы, обеспечивающими автоматическое отражение документов в бухгалтерском и налоговом учете.
В программе «1С Бухгалтерия» бухгалтер может вести синтетический и аналитический учет аренды основных средств. В этой программе аналитический учет ведется по арендодателям (субконто "Контрагенты") и по каждому объекту арендованных основных средств (субконто "Основные средства"). Каждое арендованное основное средство - элемент справочника "Основные средства". Каждый арендодатель - элемент справочника "Контрагенты". Для корректировки задолженности контрагентов и проведения взаимозачетов в программе предусмотрен специальный документ – «Корректировка долга». С помощью его можно быстро и удобно скорректировать долг арендатора или арендодателя, провести взаимозачет между договорами одного или нескольких контрагентов. При корректировке долга сумма дохода (убытка) относиться на указанный в документе корреспондентский счет. Акты сверки взаиморасчетов с контрагентами формируются и сохраняются в программе в виде документа – «Акт сверки взаиморасчетов». Можно сформировать и распечатать акт сверки по отдельному договору контрагента. В документе можно отразить расхождения с данными предоставленными контрагентом.
Использование программы «1С Бухгалтерия» позволяет оперативно получить необходимую информацию.
При автоматизации бухгалтерского учета важно не просто перевести всю бумажную работу на компьютер. Важно, чтобы это увеличило эффективность работы бухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организации, что в свою очередь увеличит эффективность управления организацией, и, как следствие, эффективность его работы.
Еще одним направлением совершенствования учета аренды основных средств на предприятии Смолевичское райпо является повышение классификации кадров. Это означает, что нужно систематически повышать уровень профессиональных и общеобразовательных знаний работников бухгалтерии. В Республике Беларусь действует Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденное постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954. В соответствии с ним повышение квалификации кадров должно иметь непрерывный характер и осуществляться на протяжении всей трудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний, усовершенствования профессионального мастерства в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, современного хозяйственного механизма. Постоянное повышение квалификации является непосредственной служебной обязанностью каждого работника, а руководители министерств и других центральных органов управления, предприятий, заведений и организаций несут персональную ответственность за организацию непрерывного повышения квалификации работников, поддержание их высокого профессионального уровня, своевременную подготовку к исполнению новых профессиональных функций. Данное направление совершенствования учета поможет избежать ошибок в бухгалтерском учете, а также облегчит работу бухгалтера.
Проведение контроля за деятельностью бухгалтерии также позволит избегать и вовремя устранять бухгалтерские ошибки. Для этого нужно чаще проводить внутренние проверки не только по учету аренды основных средств, но проводить внешний аудит с привлечением одной из аудиторских фирм. Задача контроля основных средств - проверка их сохранности и технического состояния; законности и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства; правильности начисления и списания износа основных средств; правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнения плана ремонтов, их своевременности и качества, а также установление явных фактов нарушений действующего законодательства относительно управленческих решений ответственных работников ревизуемого предприятия при покупке, использовании, реализации и ликвидации отдельных объектов основных фондов и нематериальных активов; выработка мероприятий по реализации результатов контроля: привлечь к ответственности виновных служащих с возмещением убытков, начисление и наложение штрафных финансовых санкций в пользу государственного бюджета за допущенные нарушения действующего законодательства по объектам контроля, которые взаимосвязаны с налогообложением доходов предприятия (оценка имущества, амортизация, реализация и т.п.).
Ревизию операций по передаче основных средств в аренду следует начинать с изучения содержания договоров аренды, в которых указывается, какие основные средства переданы в аренду, на какой срок, ставки арендной платы, порядок ремонта и возврата основных средств арендодателю. Затем ревизор определяет, не сданы ли в аренду основные средства, необходимые ревизуемому предприятию для выполнения собственной производственной программы; по каким ставкам установлена арендная плата за сданные в аренду основные средства и возмещает ли она суммы начисленной амортизации; своевременно ли проводится текущий и капитальный ремонт переданных в аренду основных средств; своевременно и полно ли вносится арендная плата; своевременно и в удовлетворительном ли техническом состоянии возвращены арендованные основные средства и др. Ревизор должен проверить наличие договоров аренды, правильность и обоснованность ставок
В организации Смолевичское райпо имеются неэксплуатируемые объекты основных средств (приложение Ц). Состояние объектов удовлетворительное, поэтому можно провести мероприятия по подготовке зданий к сдаче в аренду или собственному использованию. А именно можно в отдельных объектах произвести ремонт, обеспечить рекламой неэксплуатируемые объекты и др. Это позволит повысить прибыль, а также другие важные показатели деятельности предприятия.
Учет аренды основных средств в организации Смолевичское районное потребительское общество организовано согласно нормативно-правовым документам и не нуждается в доработке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арендные операции оказывают
прямое влияние на имущественное
состояние и финансовые результаты
деятельности организации и косвенное
– на сумму уплачиваемых ею в
бюджет и внебюджетные фонды налоговых
платежей. В связи с этим возникает
необходимость в получении
В ходе работы было проведено исследование существующей практики бухгалтерского учета в области отражения операций по аренде. Отдельно показано отражение на бухгалтерских счетах операций текущей аренды как у арендатора, так и у арендодателя, а также подробно рассмотрена методология бухгалтерского учета различных операций при текущей аренде.
Выводы, сделанные по данной работе следующие.
Активы, имеющие материально-
1) активы предназначены
для использования в
2) активы предназначены
для использования в течение
срока продолжительностью
3) активы способны приносить
организации экономические
4) активы не предполагаются на момент приобретения для последующей перепродажи.
В нормативных документах нет ограничений по стоимости активов, относимых к основным средствам. Основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
Отличительной особенностью основных средств являются их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием торгово-производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на издержки в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам.
В договоре аренды необходимо четко определять объект аренды: его наименование, характеристику, место нахождения для недвижимого имущества и иные данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору по договору. При отсутствии этих данных объект передачи считается не согласованным, а договор не заключенным.