Учет безналичных операций банковскими пластиковыми карточками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Задачами исследования являются:
1) рассмотрение сущности и роли банковских пластиковых карточек в платежном обороте;
2) изучение пластиковых карточек как формы расчетов и экономических предпосылок ее дальнейшего развития;
3) анализ организации и функционирования платежной системы с использованием банковских пластиковых карточек;
4) характеристика развития рынка банковских пластиковых карточек на современном этапе;
5) перспективы развития расчетов пластиковыми карточками в ОАО «АСБ Беларусбанк.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и роль расчетов банковскими пластиковыми карточками в системе безналичных расчетов…………………………………………………………….5
1.1 История возникновения банковских пластиковых карточек…………....5
1.2 Платежные системы на основе платежных банковских карточек: понятие, механизмы и принципы функционирования………………………..11
1.3 Классификация банковских пластиковых карточек……………………17
2. Организация безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек…………………………………………………………..25
2.1 Механизм совершения операций с использованием банковских пластиковых карточек…………………………………………………………..25
2.2 Современное состояние рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь…………………………………………………………….31
2.3 Преимущества и недостатки расчетов банковскими пластиковыми карточками……………………………………………………………………….34
2.4 Оценка эффективности функционирования электронных расчетов….37
2.5 Анализ результатов проведения безналичных расчетов банковскими пластиковыми карточками ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………..39
3. Рекомендации и перспективы развития применения банковских пластиковых карточек в платежной системе Республики Беларусь…………42
Заключение………………………………………………………………………49

Файлы: 2 файла

Курсовая.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к  рынку предъявляет все более  высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации  расчетного и кассового обслуживания, как частных лиц, так и предприятий  и организаций. Рост платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость совершенствования механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек денежного обращения и сокращения трудовых затрат.

Постоянно возрастающие требования к  спектру и качеству услуг, растущая конкурентная борьба между банками  за клиента заставляют искать новые  формы, методы, инструменты для работы с населением.

Данная проблема не может быть решена при массовом использовании наличных денег, так как в силу своей  физической природы они имеют  предел подвижности, обуславливают  высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивающих непрерывность цепи расчетов и затрудняющих контроль за своим движением. Основной путь ее решения – это использование так называемой «безбумажной» технологии на основе передового опыта применения на практике безналичных расчетов. Одним из направлений данного пути является развитие расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

Формирование отечественного рынка банковских карточек происходит одновременно с широкомасштабными  экономическими преобразованиями, в  условиях социально-экономической  неустойчивости, при существующих особенностях построения и функционирования национальной платежной системы, действующих традициях денежно-кредитных отношений и специфики внутреннего потребительского рынка. Банковские карточки – это не только сервис для клиентов, но и эффективный инструмент денежно-кредитной политики государства. Именно государство заинтересовано в широком привлечении средств в банки, развитии безналичных форм расчета за товары и услуги, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание.

Как и в любой экономической  деятельности, для белорусских специалистов в области пластиковых карточек важно учитывать как положительный, так и отрицательный мировой  опыт банков, в первую очередь европейских, поскольку только через опыт старейших  банков можно достаточно точно прогнозировать результаты своей деятельности на серьезную перспективу.

Актуальность исследования рынка банковских карточек обусловливается  необходимостью:

1) перехода к более  цивилизованным платежным системам  и внедрения принципиально новой технологии осуществления расчетов;

2) расширения рынка  банковских услуг для юридических  и физических лиц;

3) увеличения и ускорение  безналичных расчетов в платежном  обороте;

4) сокращения наличной  денежной массы и затрат на  ее поддержание;

5) увеличения масштабов потребительского кредитования.

Задачами исследования являются:

1) рассмотрение сущности  и роли банковских пластиковых  карточек в платежном обороте;

2) изучение пластиковых  карточек как формы расчетов  и экономических предпосылок  ее дальнейшего развития;

3) анализ организации  и функционирования платежной  системы с использованием банковских  пластиковых карточек;

4) характеристика развития  рынка банковских пластиковых  карточек на современном этапе;

5) перспективы развития  расчетов пластиковыми карточками в ОАО «АСБ Беларусбанк.

1. Место и  роль расчетов банковскими пластиковыми  карточками в системе безналичных  расчетов

1.1 История возникновения банковских пластиковых карточек

 

 

Время появления банковских пластиковых карточек является в  определенной степени спорным вопросом. Все зависит от того, о каких карточках идет речь. Некоторые говорят о кредитных карточках, другие называют их банковскими, третьи - пластиковыми. Понятия эти хоть и пересекающиеся, но не совпадающие. Действительно, говоря о пластиковых карточках, мы имеем в виду лишь материал, из которого они изготовлены. Называя их банковскими, мы уточняем, кто их эмитирует (выпускает). Ведя же речь о кредитных картах, мы подразумеваем схему расчетов между держателем карточки и эмитентом, который может быть не банком, а, например, магазином или страховой компанией [11, с.46].

Первыми возникли именно кредитные карточки, которые еще  не были ни банковскими, ни пластиковыми. Смысл их состоял в том, чтобы  подтверждать кредитоспособность владельца  вне его банка. Такое средство кредитования возникло в США, где потребительский кредит частных лиц бурно развивался еще с конца ХIХ века. Уже в 1914 году некоторые магазины начали выдавать своим наиболее состоятельным постоянным клиентам специальные карточки, чтобы привязать их к себе. В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался (эмбоссировался) адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке. В последующие годы были придуманы документы финансовой кредитной схемы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, т.е. беспроцентного кредитования, и многое другое.

Большинство специалистов утверждает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка  Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей.

Однако считается, что  первой массовой платежной карточной  системой стала Diners Club, созданная в 1949 году. Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. Именно эта особенность позволила стать Diners Club первой массовой универсальной картой.

По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием - локальностью сети обслуживания своих карточек. В 1966 году начал выдавать лицензии на выпуск карточек BankAmericard другими банками Bank of America. Однако изначальное неравенство банков-лицензиатов в создаваемой ассоциации по отношению к Bank of America вызывало их недовольство и препятствовало развитию сети. В ответ на это в 1966 году 14 крупных нью-йоркских банков-конкурентов Bank of America соучредили Межбанковскую карточную ассоциацию - МКА (Interbank Card Inc), a 4 калифорнийских банка - особую ассоциацию Western States Вancard Assatiation. Последняя из этих ассоциаций в качестве имени для своей платежной системы выбрала наименование Master Charge [8, с. 3].

Период 1967 – 1969 годов рассматривают как этап бурного распространения пластиковых карт. Основной упор банки делали на предложение клиентам именно кредитной карты. Однако в течение 15 лет программа банковских карт была убыточной в США.

В 1969 году Interbank Card приобрела эксклюзивные права на карты "Master Charge", выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов. И большинство банков-членов МКА перешли на Master Charge. В свою очередь банки, выпускавшие BankAmericard, настояли, чтобы карточная программа была выведена из-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 года была создана Нэшнл Бэнк Америкард Инкорпорейтед - НБИ (National Bank Americard Inc.), в которой собственно Bank of America был одним из ее членов, юридически равным с другими членами этой платежной системы.

Таким образом, к началу семидесятых  годов в США сформировались два  основных конкурента на рынке универсальных  банковских карточек: НБИ и МКА. Среди  небанковских универсальных карточек выделялась «American Express» [17, с.24].

Первоначально банки, начинавшие выпуск карточек, присоединялись либо к НБИ, либо к МКА.

Параллельно с развитием  американского рынка шла и  интернационализация карточных  операций.

Продолжалась конкуренция  американских карточных ассоциаций в Европе. В 1974 году МКА подписала соглашение с британской системой AccessCard, которая входила в Ассоциацию Eurocard International. Так началось сотрудничество Eurocard International и американской МКА.

Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ  переименовала свою карточку на известную теперь всем «Visa». Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке более международное название.

Eurocard International также не  стояла на месте. Расширяя свое  сотрудничество с MasterCard, эта ассоциация  по мере появления новых технологий заключила соглашения с компаниями Cirrus и Maestro, что позволило расширить спектр предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Eurocard International с платежной системой Eurocheque.

Сейчас в обороте  находится более 130 миллионов карточек American Express, которые принимают к  оплате около 3,5 миллионов торговых заведений в 136 странах мира. На обладателей  карточки автоматически распространяется программа страхования покупателей. Срок гарантии, которую предоставляет изготовитель товара, в этом случае увеличивается на год. Отличительной чертой American Express является то, что фирма не устанавливает заранее оговоренного «потолка» кредита для владельцев карточки. Однако компания внимательно следит за расходами владельцев карточек, и определенный лимит кредита для них все же существует. American Express взимает с каждой операции платежа по карточке более высокий процент, чем другие фирмы, сейчас он достигает 5 % и представляет собой один из основных источников дохода фирмы. Торговые фирмы соглашаются на уплату такого процента, т.к. расчет с помощью кредитной карточки считается более надежной формой оплаты, чем банковский чек. Кредитная компания гарантирует выплату кредита вне зависимости от платежеспособности клиента. В обороте бывают обычные «зеленые», золотые, платиновые карточки American Express, а также карточка Optima.

 Международная система  Visa International объединяет более 22500 коммерческих  банков в 154 странах мира, выпускающих банковские карточки Visa и осуществляющих расчеты по платежам с их применением.

Планируя будущее, VISA ожидает, что основными факторами, способствующими ее дальнейшему  росту, станут [4, с.25]:

1) увеличение числа  платежей через Интернет, где  транзакции по карточкам VISA уже составляют 50 % общего числа операций;

2) широкое распространение платежей  в секторе business-to-business (в настоящее  время увеличение платежей по  карточкам, используемых в коммерческом  секторе, составляет 40 % в год,  и ожидается, что в ближайшие несколько лет эта цифра значительно возрастет);

3) значительное увеличение выпуска дебетовых карточек;

4) значительное увеличение числа  карточек VISA по всему миру.

Основные карточные продукты, предлагаемые банками-участниками системы Visa:

Visa Classic - наиболее популярная карточка, может быть дебетной и кредитной.  Принимается в более чем 10,4 млн. ОТС во всех странах  мира, более 260000 пунктах выдачи  наличной валюты и более 130000 банкоматах всемирной сети Visa.

Дополнительные услуги держателям карточек [23, с. 17]:

- различные виды страховок;

- привилегированное бронирование  гостиниц;

- получение наличных или новой  карточки в случае ее утери  в любой стране мира.

Visa Gold (в некоторых странах - Visa Premier) - более привилегированная карточка, как правило, золотого цвета, предоставляет держателям дополнительные преимущества (вместе с теми, что предоставляются держателям Visa Classic):

- срочная медицинская помощь  в любой стране мира;

- более широкий выбор страховок.

Visa Business - как правило, серебряного цвета. Аналогична Visa Gold(Premier) но выдается только сотрудникам компаний.

Visa PLUS - карточка, принимаемая только  банкоматами системы Visa. Она не  несет на себе эмбоссированной  информации, а только магнитную  полоску.

Visa Electron, как и Visa PLUS, может обслуживаться только в банкоматах и POS-терминалах с авторизацией в режиме on-line. Введение продукта Visa Electron позволяет банкам охватить даже такие рискованные с точки зрения платежеспособности сегменты рынка как студенты и школьники.

Как и карточки VISA, карточки MasterCard бывают нескольких видов – Mass (Standart), Gold и Business. Преимущества, получаемые держателями этих карточек, аналогичны VISA.

В бывшем СССР карты международных  систем появились еще в 1969 году. Это  были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 году было подписано первое соглашение такого рода с компанией Diners Club. В 1974 году на нашем рынке появились American Express. С советской стороны все соглашения подписывались в АО "Интурист", которое и организовывало расчеты по пластиковым карточкам в валютных магазинах "Березка" и гостиницах [15, с. 9].

Первым советским эмитентом международных карт был Внешэкономбанк СССР, выпустивший в 1989 году "золотые" карточки EuroCard. С коммерческой точки зрения это можно считать не более чем относительно удачным экспериментом в области карточного бизнеса.

Титульник-реферат-содержание.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Учет безналичных операций банковскими пластиковыми карточками