Учет безналичных операций банковскими пластиковыми карточками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Задачами исследования являются:
1) рассмотрение сущности и роли банковских пластиковых карточек в платежном обороте;
2) изучение пластиковых карточек как формы расчетов и экономических предпосылок ее дальнейшего развития;
3) анализ организации и функционирования платежной системы с использованием банковских пластиковых карточек;
4) характеристика развития рынка банковских пластиковых карточек на современном этапе;
5) перспективы развития расчетов пластиковыми карточками в ОАО «АСБ Беларусбанк.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и роль расчетов банковскими пластиковыми карточками в системе безналичных расчетов…………………………………………………………….5
1.1 История возникновения банковских пластиковых карточек…………....5
1.2 Платежные системы на основе платежных банковских карточек: понятие, механизмы и принципы функционирования………………………..11
1.3 Классификация банковских пластиковых карточек……………………17
2. Организация безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек…………………………………………………………..25
2.1 Механизм совершения операций с использованием банковских пластиковых карточек…………………………………………………………..25
2.2 Современное состояние рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь…………………………………………………………….31
2.3 Преимущества и недостатки расчетов банковскими пластиковыми карточками……………………………………………………………………….34
2.4 Оценка эффективности функционирования электронных расчетов….37
2.5 Анализ результатов проведения безналичных расчетов банковскими пластиковыми карточками ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………..39
3. Рекомендации и перспективы развития применения банковских пластиковых карточек в платежной системе Республики Беларусь…………42
Заключение………………………………………………………………………49

Файлы: 2 файла

Курсовая.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Иногда банкомат способен даже непосредственно  контактировать с держателем карточки: считав информацию с магнитной полосы (микропроцессора), он может обратиться к клиенту по имени или предложить взять ту сумму, которую последний снимает чаще всего. Однако выполнять перечисленные функции могут далеко не все из них.

И все же главной функцией банкомата  остается снятие наличных денег со счета. В этой операции содержится некое внутренне противоречие: ведь достоинство банковских карточек заключается в возможности не иметь дело с наличными. Вместе с тем, возможность получения наличных в любое время суток становится необходимым условием существования любой платежной системы. Исходя из этого банкоматы располагают в доступных и удобных для держателей карточек местах.

Внешне банкомат представляет собой  металлический бронированный шкаф с дисплеем, на котором высвечиваются  инструкции клиенту и другая информация. На передней панели расположена клавиатура для ввода клиентом команд, щель для приема карточки, щель для выдачи квитанции и окно (щель) для выдачи денег. Внутри, помимо электроники, имеются кассеты для хранения банкнот и устройство для их пересчета, кассета для хранения изъятых карточек, принтер для распечатки квитанций.

Пользование банкоматом не представляет больших трудностей. Для получения  наличных клиент вставляет карточку и, следуя инструкциям, появляющимся на экране, вводит с клавиатуры необходимые  команды. Обычно в первую очередь вводится PIN. Большинство банкоматных программ предусматривает задержание карточки, если с трех попыток не был введен правильный PIN, многие задерживают карточку, если правильный PIN не был введен в течение определенного периода. Практически всегда банкомат имеет ограничение на сумму наличных, выдаваемых по одной операции.

После того, как клиент ввел с клавиатуры необходимую сумму наличных, банкомат выдает деньги, распечатывает чек и возвращает карточку. Последовательность этих операций может быть в разных системах различной.

Единой устоявшейся технологии управления и обслуживания банкоматов не существует. Допускается подключение  банкомата в одном из трех режимов:

- On-line (режим реального времени) - банкомат постоянно подключен  к процессинговому центру, все транзакции по счету клиента выполняются в реальном масштабе времени.

- Off-line (автономный режим) - банкомат не имеет связи с процессинговым центром, обмен данными осуществляется с продолжительными интервалами путем переноса информации (например, за сутки) на магнитных носителях, после чего в процессинговым центре происходит пакетная обработка транзакций и корректировка состояния (дебетование/кредитование) счета клиента.

- Quazy-on-line — связь с процессинговым центром не поддерживается непрерывно, а осуществляется по расписанию. В зависимости от того, каким образом организована связь и составлено расписание, различают системы с дозвоном от банкомата в процессинговый центр или с обзвоном процессинговым центром, а также с обзвоном/дозвоном по расписанию.

Кроме одиночных банкоматов, в настоящее  время часто эксплуатируются  сети банкоматов. Участники такой  сети преследуют следующие цели:

- разделение затрат и риска  между участниками сети при  внедрении новых услуг;

- уменьшение стоимости операций для участников;

- предание услугам общенационального характера, повышение их субъективной ценности для клиентов.

Следует отметить, что карточка является лишь инструментом в той или иной платежной системе. Суть карточного бизнеса вовсе не в карточке, а в организации отлаженной системы безналичных расчетов.

Исходя из этого, рассмотрим процесс взаимодействия участников платежной системы (организация расчетов) при совершении операций с использованием банковских пластиковых карточек (рис.1.1), при этом следует отметить: механизм совершения операции с банковской пластиковой картой одинаков вне зависимости от типа карты.

На данном рисунке  представлена общая схема движения информационных и денежных потоков  в процессе расчета банковской картой.

 

 

 

Рис.1.1 Процесс расчета банковскими пластиковыми карточками

 

Сначала рассмотрим процесс  авторизации. Допустим, держатель карточки пришел в магазин и решил оплатить покупку своей банковской карточкой. Продавец авторизует сделку, т.е. передает эквайреру информацию о номере карточки и сумме оплаты. В транзакцию, кроме этого еще входит дата и время операции, учетный код торгово-сервисной организации. Далее эквайрер отправляет эту информацию в систему. Процессинговая компания переправляет полученные данные эмитенту, и тот проверяет счет клиента. Если оплата возможна, то соответствующая сумма эмитентом резервируется, и разрешение на проведение операции направляется процессинговой компании, а оттуда эквайреру. Получив разрешение, эквайрер направляет его в торгово-сервисную организацию. Обычно это оформляется в виде кода авторизации - некоторого числа. Если код авторизации не получен, то это означает, что сделка не одобрена, и торгово-сервисная организация не может принять данную карточку к оплате.

Сделка может быть запрещена по следующим причинам:

— карточка объявлена  пропавшей или украденной; в этом случае подключается отдел безопасности;

— владелец карточки исчерпал свой лимит денежных средсв;

— у владельца карточки истек срок действия данной банковской пластиковой карточки.

Что же возникло, когда  продавец получил код авторизации? По данной сделке между участниками  системы возникли отношения "должник-кредитор". Кто должен торгово-сервисной организации? Эквайрер. Кто должен эквайреру? Система (точнее, расчетный банк). Кто должен системе (расчетному банку)? Эмитент. Кто должен эмитенту? Держатель карточки, который приобрел покупку. Никаких движений денежных средств не произошло; наш магазин пока получил вместо денег код авторизации. Вот почему некоторые торгово-сервисные организации не желают принимать карточки. Они не получают деньги сразу, т.е. при оплате карточки они на некоторое время изымаются из оборота. И такие отношения устанавливаются по каждой сделке. Только с расчетного часа система начинает разрешать эти отношения. Эмитент списывает зарезервированную сумму авторизованной сделки на счет расчетного банка, расчетный банк переводит деньги на счет эквайрера, эквайрер - на счет торгово-сервисной организации. Кроме того, за обслуживание эквайрер берет с торгово-сервисной организации комиссию.

Процессинговый центр  может быть уполномочен на проведение авторизации по карточкам банка-эмитента. В этом случае процессинговый центр  ведет базу данных по карточкам, счетам и остаткам на них банка-эмитента.

Здесь был изложен  только принцип. Вообще-то, процесс авторизации гораздо более сложный, данные могут обрабатывать множество технологических агентов.

 

2.2 Современное состояние  рынка банковских пластиковых  карточек в Республике Беларусь

 

Для населения и сферы торговли (услуг) нашей республики банковские пластиковые карточки - дело новое и непривычное. Между тем анализ зарубежного опыта показывает, что банковские карточки достаточно популярны среди населения, а платежные системы на их основе имеют высокую эффективность и доходность. Рынок банковских карточек в Беларуси очень молод, сравнивать его с развитыми рынками зарубежных стран довольно сложно.

Национальный банк Республики Беларусь уже несколько лет активно  занимается проблемами рынка банковских пластиковых карт во всех его направлениях. В рамках программ Национального банка действуют Концепция развития национальной системы расчетов на основе банковских пластиковых карточек и Концепция развития национальной платежной системы, в которой также говорится о развитии рынка банковских пластиковых карточек. В республике действует постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 13.10.1998 г. № 1352/24 "О мерах по расширению использования в безналичном обороте банковских пластиковых карточек". В этих документах отражены:

создание и совершенствование  правового пространства для организации  обращения на территории Беларуси карточек различных систем и типов, включая  карточки международных и внутренних систем, карточек кредитных, дебетовых  и предоплаченных, как для физических лиц, так и для субъектов хозяйствования;

создание предпосылок для массового  выпуска карточек в обращение, включая обслуживание населения по заработной плате;

создание единого информационного  пространства безналичных расчетов за товары и услуги, включая оплату коммунальных услуг (единой сети банкоматов, предприятий торговли и сферы услуг, принимающих карточки международных и внутренних платежных систем);

совершенствование механизмов расчетов с целью оптимизации ликвидности и сокращения всех видов рисков.

В республике функционируют разнообразные  системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в  качестве платежного средства: внутриреспубликанская система "БелКарт", международные банковские системы Visa и Masterсard/Europay, операции с частными банковскими карточками, частными банковскими карточками банков-нерезидентов и карточками систем других государств.

Сегодня на белорусском рынке предлагаются классические карточные продукты с  дополнительными услугами для всех владельцев. Например, ОАО «АСБ Беларусбанк'' предоставляет своим клиентам возможность использовать карты для оплаты коммунальных услуг и других услуг (GSM) как через сеть филиалов, так и с помощью банкоматов, инфокиосков.

Внутриреспубликанская система на базе микропроцессорной карты «Белкарт» является составной частью национальной платежной системы. Цели и задачи последней продекларированы следующим образом:

сокращение наличного денежного  оборота за счет обеспечения безналичных расчетов за товары (работы, услуги);

предоставление возможности получения  наличных денег с помощью карточек «Белкарт» и оказание других банковских услуг их держателям;

создание условий для активного  привлечения средств клиентов банков в ресурсную базу банковской системы;

взаимодействие с другими платежными системами, построенными на основе пластиковых карточек.

Членами системы «Белкарт» являются Национальный банк Республики Беларусь и банки, заключившие с ним договоры о совместной деятельности в рамках системы «БелКарт».

Тарифы на межбанковские расчеты и услуги в рамках системы «БелКарт» устанавливает Национальный банк. На внутриреспубликанские платежи по карточкам «Белкарт» отчисления и комиссионные вознаграждения на общесистемном уровне не устанавливаются. Финансовые взаимоотношения со своими клиентами и предприятиями торгово-сервисной сети банки-члены системы «БелКарт» определяют самостоятельно.

Свидетельством принадлежности к  системе «Белкарт» является зарегистрированный товарный знак (свидетельство от 02.10.1997 № 7099), внешний вид и порядок использования которого определяется документами системы.

Следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь применяет  протекционистские меры по расширению системы "Белкарт". В частности, в п. 4.8 Концепции развития национальной платежной системы Республики Беларусь четко определено, что "развитие национальной системы расчетов на основе пластиковых карточек в максимально возможной степени должно учитывать национальные интересы Республики Беларусь, ее граждан, экономическое и психологическое состояние общества. Заинтересованным гражданам, предприятиям целесообразно проводить работы в области создания современных систем типа "электронный кошелек" (electronic purse), "карточки с заранее зараженной стоимостью" (stored value cards), "электронные программы доверия" (electronic loyalty programs) и "электронная наличность" (E-cash) ".

 И в наши дни ситуация на карточном рынке в Республике Беларусь характеризуется все более обостряющейся конкуренцией банков в борьбе за клиента. ОАО «АСБ Беларусбанк» является ведущим банком на карточном рынке в республике по числу выпущенных банковских карточек и мест их обслуживания. Причем каждый клиент ОАО «АСБ Беларусбанк», открывающий международные пластиковые карточки Eurocard/Masterсard или VISA получает дополнительно и, причем бесплатно электронные карты VISA Electron или Maestro.

По данным Национального банка, в настоящее время операции с  использованием карточек можно осуществлять в 2944 предприятиях торговли и сервиса (рост за год на 46%), 1656 пунктах выдачи наличных (на 23%), 887 банкоматах (на 77%), 266 инфокиосках. По созданию объектов технической инфраструктуры для безналичных расчетов с использованием карточек лидируют ОАО «АСБ Беларусбанк», «Белпромстройбанк» и «Приорбанк» [21, с.12-13].

2.3 Преимущества и недостатки расчетов банковскими пластиковыми карточками

 

 

Сегодня расчеты посредством  карточек стали наиболее распространенной (после расчетов банковскими чеками) формой безналичных расчетов. Благодаря  своему главному предназначению –  служить платежным инструментом – банковские карточки превратились в чрезвычайно рентабельный, если не самый прибыльный вид услуг, предлагаемый финансовой сферой.

Рынку страны необходимы новые банковские продукты, способные  стимулировать заинтересованность населения и предприятий торговли в использовании банковских пластиковых карточек для безналичных расчетов. Один из них – кредитная карта.

Внедрение кредитных  карточек в гораздо большей степени  позволяет учесть экономические  интересы всех участников расчетов с  использованием банковских пластиковых карточек. За счет более длительных сроков предоставления кредита, простоты его получения и погашения, более высокого по сравнению с овердрафтом кредитного лимита клиент получает возможность реального увеличения своей покупательной способности. В свою очередь, предприятия торговли и сервиса, обслуживающие держателей кредитных карточек, кроме опосредованного кредитования своего оборота и увеличения числа покупок, приобретают постоянных покупателей, способных осуществлять расчеты только в безналичном порядке. С увеличением количества кредитных карточек в обращении государство получает рост безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек, что напрямую влияет на сокращение налично-денежного оборота в стране.

Титульник-реферат-содержание.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Учет безналичных операций банковскими пластиковыми карточками