Учет безналичных операций банковскими пластиковыми карточками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Задачами исследования являются:
1) рассмотрение сущности и роли банковских пластиковых карточек в платежном обороте;
2) изучение пластиковых карточек как формы расчетов и экономических предпосылок ее дальнейшего развития;
3) анализ организации и функционирования платежной системы с использованием банковских пластиковых карточек;
4) характеристика развития рынка банковских пластиковых карточек на современном этапе;
5) перспективы развития расчетов пластиковыми карточками в ОАО «АСБ Беларусбанк.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и роль расчетов банковскими пластиковыми карточками в системе безналичных расчетов…………………………………………………………….5
1.1 История возникновения банковских пластиковых карточек…………....5
1.2 Платежные системы на основе платежных банковских карточек: понятие, механизмы и принципы функционирования………………………..11
1.3 Классификация банковских пластиковых карточек……………………17
2. Организация безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек…………………………………………………………..25
2.1 Механизм совершения операций с использованием банковских пластиковых карточек…………………………………………………………..25
2.2 Современное состояние рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь…………………………………………………………….31
2.3 Преимущества и недостатки расчетов банковскими пластиковыми карточками……………………………………………………………………….34
2.4 Оценка эффективности функционирования электронных расчетов….37
2.5 Анализ результатов проведения безналичных расчетов банковскими пластиковыми карточками ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………..39
3. Рекомендации и перспективы развития применения банковских пластиковых карточек в платежной системе Республики Беларусь…………42
Заключение………………………………………………………………………49

Файлы: 2 файла

Курсовая.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Со второй половины 1993 года АКБ ''Приорбанк'', ''Промстройбанк'', ''Беларусбанк'' организовали выдачу кассовых авансов держателям карточек Visa, MasterCard через московские банки - члены данных платежных систем. С февраля 1994 года Приорбанк, а с сентября 1995 года Белвнешэкономбанк на основе полученных лицензий от мировых платежных ассоциаций, развернули работу по созданию системы обслуживания платежей держателей международных карточек в Беларуси не только в сфере выдачи наличных, но и среди предприятий торговли и сервиса.

Первым белорусским банком, эмитировавшим собственную карточку Visa, стал Приорбанк, выпустивший в начале 1995 года Visa Classic.

Следует отметить, что в 1993 году была выпущена первая в Беларуси частная  банковская карта "Поиск" АКБ "Поиск".

На сегодняшний день в Беларуси обращаются карточки внутренней системы Белкарт, шести международных систем (включая одну частную): MasterCard, Visa, Union Card, Diners Club, Japan Credit Bureau, АО Банк «Снорас» и пяти внутренних частных систем: «Нефтекарт», «Poiskcard», «Приорбанк ОАО», «Берлио Карт», ОАО «Белпромстройбанк» [11, с.15].

Таким образом, история  банковских пластиковых карточек насчитывает  уже более шестидесяти лет. В  настоящее время в мире в обращении  находятся несколько миллионов  платежных карточек, постоянно расширяется сеть банкоматов.

1.2 Платежные системы на основе банковских пластиковых карточек: понятие, механизмы и принципы функционирования

 

 

В литературе нет однозначного определения платежной системы. С точки зрения информационных технологий ее можно рассматривать как корпоративную информационную систему. И тогда под понятием платежная система следует иметь в виду совокупность инструментов и методов, применяемых в хозяйстве для перевода денег, осуществления расчета и регулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота [18,с.125].

Элементами любой платежной  системы являются:

- участники;

- инструменты платежей;

- правила и методы  организации расчетов;

- законодательная база, определяющая права и обязанности  участников и регулирующая их  отношения.

Участниками платежной  системы выступают:

- учредители (владельцы)  платежной системы (финансово-кредитные  организации, их ассоциации, компании  и др.);

- плательщики (потребители,  промышленные предприятия и организации,  коммерческие фирмы и др.);

- получатели средств (предприятия торговли и сервиса, промышленные предприятия, бюджет и др.);

- банки (банк-плательщик, банк-получатель, расчетный банк);

- центр обмена платежными  инструментами между банками-участниками  и их обработки (нефинансовые  организации: процессинговые центры, автоматизированные расчетные палаты, расчетно-кассовые центры и др.);

- регулирующий орган,  устанавливающий правила и методы  платежей (в Республике Беларусь - Национальный банк).

Инструментами платежа  могут быть платежные поручения, платежные требования, требования-поручения, векселя, аккредитивы, чеки, пластиковые карты, электронные расчетные документы (аналоги бумажных документов).

Платеж представляет собой выполнение денежного обязательства  посредством безотзывной передачи кредитору приемлемого для него безусловного платежного требования к третьей стороне (банку). Платеж завершается расчетом - действиями, в результате которых денежные обязательства среди двух или большего количества сторон становятся выполненными.

Механизмы осуществления платежа бывают интерактивные и пакетные.

Интерактивные предполагают, что при проведении платежа обращение  к счету клиента и перевод  средств осуществляются одновременно, что устраняет риск неплатежа  и увеличивает скорость его осуществления. Но проведение операции требует [7, с.5]:

а) больших затрат, т. к. каждая операция оформляется индивидуально;

б) наличия развитых систем обмена информацией.

Пакетные механизмы  обеспечивают отражение на счете  клиента результата нескольких операций в конце периода их осуществления.

Проведение расчетов выполняется в соответствии со следующими принципами [7, с.5]:

- проведение расчетов  через банк или расчетные центры;

- покупатель производит  платежи из своих средств или  за счет банковского кредита;

- платежи производятся лишь при документально подтвержденном покупателем согласии принять поставляемую ему продукцию;

платежи производятся в  установленные сроки и путем  установленных форм расчетов.

Анализ показывает, что  существуют различные признаки, по которым производится классификация платежных систем. Одним из них является вид носителя платежа, в качестве которого может выступать бумажный или электронный документ, пластиковая карта. По этому признаку платежные системы подразделяют на:

  • традиционную, в которой используются бумажные носители;
  • электронную;
  • на основе пластиковых карт;
  • электронную в Internet.

Платежи в традиционной платежной системе осуществляются с помощью бумажных документов - чеков, платежных поручений, аккредитивов, платежных требований и т.д. и  обрабатываются либо вручную, либо с помощью специальных устройств. Эти платежи не требуют автоматизации, удобны для плательщика, обеспечивают подтверждение прохождения платежа, иногда имеют защиту более высокого уровня по сравнению с электронными. Для обеспечения обмена между банками плательщика у получателя требуется доставка документов и перевод денежных средств, чаще всего почтовый или телеграфный.

Развитие техники привело  к появлению электронных расчетов. Это очередной этап развития денежного  обращения: традиционная платежная система претерпевает значительные изменения за счет внедрения компьютерных информационных технологий, что позволяет на некотором шаге заменить бумажный документ на электронный, использовать для его доставки телекоммуникации и обеспечивать электронную обработку [6, с.28].

Платежные системы с  использованием пластиковых карт получили развитие сначала в виде торговых платежных систем, обеспечивающих оплату товаров и услуг в сети торговых предприятий, принадлежащих эмитенту карт. В настоящее время пластиковые карты широко используются в качестве платежного инструмента в международных, национальных, региональных и других платежных системах.

К платежным системам предъявляются следующие требования: скорость платежа, определенность платежа, надежность, безопасность, удобство, стоимость, универсальность.

Скорость платежа. Платежная  система должна обладать необходимыми операционными характеристиками для  обеспечения быстроты входа в  систему, ответа, обработки, передачи и  получения данных.

Определенность платежа. Платежная система должна гарантировать достоверность заплаченной суммы, получение средств адресатом, проведение платежа в срок. Это требует выполнения операций в условиях жесткого контроля, наличия правил, регулирующих не только потоки платежей, но и исключающих появление ошибок и споров.

Каждая платежная система  должна обладать достаточно высокой  степенью надежности: пользоваться доверием клиентов; работать в соответствии с установленными правилами и  положениями; поддерживать целостность  данных; обеспечивать контроль и сохранность информации.

Система безопасности платежной  системы определяет защиту данных от несанкционированного доступа в  течение оформления сделки, проведения платежа и впоследствии обеспечивает жесткую идентификацию получателя средств и плательщика, гарантирует точность платежа (сколько средств переведено, столько и получено). Она включает управление так называемыми кредитными рисками - рисками неплатежей (потерь от неоплаченных требований участников операции) [6, с 30].

Платежная система должна быть удобной и простой для всех участников сделки, обеспечивать широкий спектр услуг и доступ к ним, предусматривать возможности модернизации и т.д.

Стоимость услуг платежной  системы, с одной стороны, должна соответствовать их качеству и отражать действительные расходы на их выполнение, с другой - должна быть доступной для клиентов.

Универсальность платежной  системы характеризуется совместимостью с существующими банковскими  системами, организацией бухгалтерского учета, клиентскими системами.

В мировом сообществе, как показывает анализ, существует множество платежных систем на основе пластиковых карт. Их классифицируют по различным признакам. Платежные  системы по масштабу охвата хозяйственных  объектов можно разделить на:

1) платежные системы международного масштаба (Visa, MasterCard, EuroPay, American Express и Diners Club);

2) платежные системы  национального масштаба - GIE (Франция), PBS (Дания), U.E PS. (Южная Африка);

3) региональные межбанковские  системы - STBCard, UnionCard (Россия), ELTCard (Эстония);

4) локальные платежные  системы - пилотпроекты, реализованные  в рамках одного отдельно взятого  региона, - SmartCity (фирма АйТи), Факел  (г. Лангепас), ИртышКарт, платежная  система АО «СканТэк», Cirrus/Maestro (Беларусбанк);

5) торговые платежные системы: OLBICard, Ortex.

Каждая из международных  платежных систем сложилась в  результате многолетней конкурентной борьбы. В настоящее время они  представляют собой крупномасштабные организации со сложной инфраструктурой, ориентированные на банки и пользователей с высоким престижем и доходом, со своими требованиями и правилами функционирования. В то же время наблюдается переплетение их капиталов и интересов.

В Республике Беларусь банки  осуществляют операции с использованием банковских пластиковых карт на основании соответствующего разрешения Национального банка [10, с.38]:

  • ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «БПС-Банк», ОАО «Приорбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белгазпромбанк», - карт национальной системы «БелКарт»;
  • ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Белвнешэконобанк» - частных банковских карт;
  • ОАО «Приорбанк», ОАО «Белгазпромбанк» - банковских карт банков-резидентов.

Таким образом, банковские карточки – это не только сервис для населения, но и эффективный  инструмент денежно-кредитной политики государства. Массовое использование безналичных расчетов на основе пластиковых карточек обеспечивает:

1) дополнительное привлечение  средств населения в банки,  что способствуют увеличению  ресурсов банковской системы,  является источником дополнительной  прибыли и инвестиционного потенциала экономики государства;

2) обслуживание потребительских  сделок в безналичной форме,  что, в свою очередь, ускоряет  движение стоимости, облегчает  учет, а следовательно, возможность  контроля и способствует росту  налогооблагаемой базы, уменьшению  роли теневой экономики;

3) увеличение масштабов  потребительского кредитования  населения;

4) оптимальное сочетание  функций обращения и сбережения;

5) ритмизацию спроса  средств на потребление и в  стабильном во времени росте  остатков средств на карт-счетах;

6) оптимизацию обращения наличных денег и вкладов, делая структуру денежных агрегатов более стабильной. Поскольку отношение наличных средств к депозитам уменьшается, денежный мультипликатор увеличивается, но при этом наличной эмиссии денег не осуществляется. Снижается спрос и затраты на наличные деньги и, в определенной степени, снижается потребность в дополнительной денежной эмиссии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что расширение безналичных расчетов на основе пластиковых  карточек обеспечивает дополнительную устойчивость национальной денежной единицы и экономическую стабильность государства в целом.

 

1.3 Классификация банковских пластиковых  карточек

 

Платежная карточка может рассматриваться  с различных точек зрения: как  продукт продаваемый эмитентом (банковский продукт) держателю, как техническое изделие производителя карт или даже как произведение прикладного искусства, принимая во внимание, что дизайн некоторых карточек является без всяких сомнений произведением искусства. Подобное разделение точек зрения весьма условно, поскольку различные аспекты карточек тесно взаимосвязаны.

Карточку, выпускаемую банком, можно  рассматривать как инструмент удаленного доступа к банковскому счету. Подобный взгляд справедлив для большинства  банковских карточек, но многие из них выпускаются в рамках платежной системы, и это обусловливает следование определенным правилам как при выпуске, так и при использовании карточек. Как стандартный продукт платежных систем банковская карточка предназначена для выполнения довольно ограниченного круга операций: совершения безналичных расчетов в торгово-сервисной сети, получения налично-денежных средств, получения информации о состоянии счета.

Выпустивший карточку банк может также  придать карточке как своему частному (в дополнение к стандартным свойствам) продукту ряд специфических свойств. При переводе средств с одного счета держателя карточки на другой или получении информации по другим счетам держателя карточка применяется как средство идентификации клиента банка. Пластиковая карта с развитием технологии будет предоставлять держателю все более широкий круг возможностей по управлению его средствами. Поэтому банк, принимая решение о запуске карточной программы, одновременно должен определить направление и масштабность запускаемой программы, виды карточных продуктов. Клиент, желая получить карточку, должен понимать преимущества и функциональную значимость последней.

Титульник-реферат-содержание.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Учет безналичных операций банковскими пластиковыми карточками