Учет дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 182.27 Кб (Скачать файл)

На счете 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» ведется учет расчетов с разными  дебиторами и кредиторами. Здесь  отражается кредиторская задолженность  по страхованию имущества и персонала  организации, в случае если организация  выступает страхователем, расчеты  по депонированным суммам. Аналитический  учет на счете 76 должен вестись по каждому  дебитору и кредитору отдельно.

В бухгалтерском балансе  кредиторская задолженность отражается по видам в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Отражаемые в бухгалтерской  отчетности суммы по  расчетам с  бюджетом, поставщиками должны быть согласованы  с  соответствующими организациями  и тождественны. Оставление на бухгалтерском  балансе  неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета  и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию кредиторской  задолженности, в ходе которой проверяется  и документально подтверждается ее наличие, состояние и оценка. Проведение инвентаризации обязательно перед  составлением годовой бухгалтерской  отчетности.        Непогашенная кредиторская задолженность перед поставщиками списывается в случае:

- когда по задолженности  истекает срок исковой давности;

- либо когда стало  известно, что кредитор ликвидирован.

Кредиторская задолженность  по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями: Дебет счетов 60, 76
Кредит счета 91. Общий срок исковой давности установлен в три года в общих случаях, но не более 10 лет в частных. Срок исковой давности начинает исчисляться с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Списанные по истечении срока исковой давности суммы кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов предприятия, то есть увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

 

 

 

 

5. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Одним из необходимых средств для учета дебиторской и кредиторской задолженности является инвентаризация.

Инвентаризация задолженности при расчетах с покупателями, поставщиками, бюджетом, подотчетными лицами, работниками, банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, другим дебиторам и кредиторам заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета [9, с. 104].

Инвентаризация расчетов с дебиторами непосредственно заключается  в проверке правильности и обоснованности, числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности.  
       При проведении инвентаризации выявляют две группы обязательств – задолженности, которые будут погашены, а также долги, не реальные для взыскания. Также необходимо особое внимание обратить на наличие сумм дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

Проведение инвентаризации расчетов требует особой профессиональной подготовки от специалистов. Эта процедура  является одним из важнейших условий  правильного управления дебиторской  и кредиторской задолженностью. Инвентаризации расчетов проводится с целью:

1. документального подтверждения  наличия дебиторской задолженности и обязательств;

2. установления сроков их погашения;

3. уточнения оценки.

Порядок проведения инвентаризации расчетов регламентируется п.п. 3.44 - 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010г.).

Инвентаризационной комиссия обязана установить:

- причины и виновников образования задолженности;

- давность ее возникновения и реальность получения;

- не пропущены ли сроки исковой давности;

- какие меры принимались для погашения задолженности;

- проводились ли встречные проверки;

- составлялись ли акты сверки взаиморасчетов;

- наличие графиков погашения задолженности и писем, в которых дебиторы признают свою задолженность;

- велась ли претензионно-исковая работа;

- осуществлялся ли контроль исполнения договорных обязательств. 
 Руководитель организации назначает инвентаризационную комиссию, которая проводит сверки расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом, работниками и другими дебиторами и кредиторами. По результатам ревизии расчетов бухгалтер заполняет акт по форме ИНВ-17. В этой ведомости счетный работник указывает, на каких счетах бухучета отражены суммы дебиторской и кредиторской задолженности, отдельно выделяет подтвержденную и неподтвержденную задолженности, а также долги с истекшим сроком исковой давности. Если бухгалтер обнаружит просроченные долги, то нужно начинать работу по их списанию. Бухгалтер может это сделать двумя способами: за счет резерва по сомнительным долгам или за счет финансового результата.

Бухгалтер может списать  только безнадежную дебиторскую  задолженность. Таковой считается  просроченная задолженность или  та, которую взыскать невозможно. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

 

 

 

 

Заключение

Важное значение для благополучия предприятия имеет своевременность денежных расчетов, учет расчетных операций. В результате деятельности организации возникает дебиторская и кредиторская задолженность, учет, анализ и контроль которой является  важной составляющей бухгалтерского учета, так как от состояния дебиторской и кредиторской задолженности зависит стабильность организации.

Проведение специальных  мероприятий позволит повысить контроль над задолженностью и эффективность  ее погашения:

- систематическое   наблюдение   за  состоянием расчетов, проведение регулярных сверок с  покупателями и поставщиками;

- анализ состава  и  структуры  дебиторской  и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а  также по срокам образования задолженности, срокам их возможного погашения,  что позволит своевременно выявлять просроченную  задолженность и принимать меры к ее  взысканию;

- следить  за  соотношением  дебиторской  и  кредиторской задолженности, так как значительное преобладание  дебиторской  задолженности создает угрозу финансовой  устойчивости  предприятия,   а   превышение кредиторской   задолженности    над    дебиторской    может    привести    к неплатежеспособности предприятия;

- контролировать   оборачиваемость   дебиторской   и   кредиторской задолженности, а также состояние  расчетов  по  просроченной  задолженности;

- организовать  работу  с  договорами максимально эффективно.      

Дебиторская и кредиторская задолженность регулируется  Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями по бухгалтерскому учету и другими нормативными документами.

 

Список источников:

1. «Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая)»  от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

2. «Налоговый кодекс  Российской Федерации (часть вторая)»  от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

3. Федеральный закон  от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском  учете»

4. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н (в ред. от 24.12.2010 № 186н)

6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) от 06.05.1999г. №32н (в ред. от 27.04.2012 №55н)

7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) от 06.05.1999г. №33н (в ред. от 27.04.2012 №55н)

8. Бухгалтерский учет. Интенсивный курс за 7 дней/ Под ред. Н. Каморджановой. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.

9. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов/ Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 587с.

10. Дудин А. Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают. – СПб.: Питер, 2011. – 192с.

11. Зонова А.В., Бачуринская И.Н., Горячих С.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 480с.

12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. – М.: Проспект, 2011. – 504с.

13. Молчанов С.С. Бухгалтерский учет за 14 дней. Экспресс-курс. – М.: Эксмо, 2009. – 416с.

ЧАСТЬ 2

Расчетная часть

 

Выписка из учетной политики ОАО «Исток» на 2013 г.

1. Порядок организации  бухгалтерского учета основных  средств определен ПБУ 6/01 «Учет  основных средств» (приказ Минфина  РФ № 26н от 30 марта 2001 г., с  последующими изменениями) и Методическими  указаниями по учету основных  средств, утвержденными приказом  Минфина РФ № 91н от 13 октября  2003 г.

Списание стоимости объекта  основных средств отражается в бухгалтерском  учете на субсчете 01-1 «Выбытие основных средств», открываемом к счету 01 «Основные средства».

2. Формирование информации  о нематериальных активах, находящихся  на балансе организации на  праве собственности, базируется  на правилах, установленных ПБУ  14/2007 «Учет нематериальных активов» (приказ Минфина № 153н от 27 декабря  2007 г.).

3. Фактическая себестоимость  приобретения материалов формируется  на счете 15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей». Счет 10 «Материалы» предназначен  для учета материалов по учетным  ценам, в качестве которых принята  цена поставщика без НДС. Сумма  разницы в стоимости приобретенных  материалов, исчисленная по фактической  себестоимости и учетным ценам,  отражается на счете 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных  запасов», в ред. приказов Минфина  РФ № 156н от 26 ноября 2006 г., №  26н от 26 марта 2007 г.).

4. Материалы списываются  с кредита счета 10 по учетным  ценам. Доведение их стоимости  до фактической себестоимости  приобретения производится путем  распределения учтенных отклонений  по рассчитанному в приложении 3 процентному соотношению.

5. Отчисления на социальное  страхование и обеспечение производятся  согласно Федеральному закону  «О страховых взносах в Пенсионный  фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования» № 213*ФЗ от 24 июля 2009 г. в следующих размерах:

•в Пенсионный фонд РФ – 26%;

•в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 5,1%;

•в Фонд социального  страхования РФ – 2,9%;

•на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  – 1%.

Итого: 35%.

Предполагается, что все  работники входят в штат организации  и работают по трудовому договору.

6. Учет затрат и исчисление  себестоимости работ и услуг  вспомогательных производств осуществляется  непосредственно на счете 23 «Вспомогательные  производства» без использования  субсчета «Общепроизводственные  расходы вспомогательных производств»  счета 25 «Общепроизводственные расходы». Цех вспомогательного производства  проводит ремонт основных средств.

7. В целях равномерного  включения расходов на проведение  ремонта основных средств в затраты на производство продукции создается резерв предстоящих расходов в соответствии с назначением и местом расположения основных средств.

8. Списание расходов  вспомогательных производств осуществляется  ежемесячно следующим образом:

•первоочередному отражению  подлежат расходы, произведенные в  плановом порядке за счет резерва  предстоящих расходов;

•оставшаяся часть расходов распределяется согласно себестоимости  потребленных цехами и службами работ  и услуг.

9. Оценка окончательного  брака производится внесистемно по ограниченной плановой (нормативной) себестоимости.

10. Незавершенное производство  в цехах основного производства  оценивается на основе данных  инвентаризации по ограниченной  плановой (нормативной) себестоимости.

11. Затраты на производство  учитываются в общей системе  счетов в соответствии с ПБУ  10/99 «Расходы организации» (утверждено  приказом Минфина РФ № 156н  от 27 ноября 2006 г.) на счетах: 20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные  производства», 25 «Общепроизводственные  расходы». По окончании месяца  общепроизводственные расходы, учтенные  на счете 25, полностью списываются  на счет 20 «Основное производство».  Общехозяйственные расходы, учтенные  на счете 26, по окончании отчетного  периода полностью списываются  на счет 90 «Продажи».

12. Движение готовой продукции  отражается на счете 43 «Готовая  продукция» по учетным ценам,  в качестве которых используется  плановая (нормативная) ограниченная  себестоимость. К бухгалтерскому  учету выпуск продукции принимается  по фактической ограниченной  производственной себестоимости.  С этой целью для учета выпуска  продукции и выявления отклонений  фактической себестоимости от  учетных цен применяется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»,  который ежемесячно закрывается.

Информация о работе Учет дебиторской задолженности