Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование учетного процесса реализации товаров в оптовой торговле с точки зрения формирования информации, полезной пользователям при принятии экономических решений с учетом требований как российских, так и международных стандартов. Целью работы является изучение составляющих элементов учетного процесса реализации товаров на предприятии оптовой торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследования особенностей торговой деятельности (торговли);
- определить особенности бухгалтерского учета реализации товаров в оптовой торговле на примере конкретного предприятия;
- раскрыть формы и методы учета оптовой продажи товаров;
- выявить пути совершенствования бухгалтерского учета реализации товаров;
- выявить пути совершенствования системы управленческого учета и отчетности в целях создании базой для оперативного анализа хода продаж на предприятии, выявления выгодных клиентов, определения перспективных видов продукции.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в торговле 6
1.2 Оценка товаров на розничном торговом предприятии 10
1.3 Товарооборот на розничном торговом предприятии 14
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРОВ В ООО «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ экономических показателей ООО «Ледяной дом» 23
2.3 Документальное оформление и учет движения товаров, отчетность на предприятии 25
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ В ВЕДЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Факультет экономики
Кафедра учета и аудита
Дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ»
Курсовая работа
Учет движения товаров
2 курса на базе С/П 22гр.
Направление Экономика
Профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Мордакина Ю.С.
Проверил:_______________
Дата «____» __________2014г.
Рязань 2014г.
Содержание
Введение
Товар является основной экономической категорией для предприятий розничной и оптовой торговли. В условиях рыночной экономики важное значение приобретают методы и способы оценки и отражения в учете реализации товаров как по Российским стандартам учета, так и по международным правилам. Актуальность темы данной работы обусловлена необходимость организации тщательного учета реализации товаров для торгового предприятия в целях сохранности, своевременного и полного отражения выручки и прибыли, остатков товарных запасов в учете и отчетности.
Торговая деятельность, безусловно, связана с учетом частных интересов производителей, продавцов, потребителей. Практическая значимость данной работы заключается в необходимости совершенствования учета реализации товаров в оптовой торговле. Хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают вид, форму, способ, специализацию торговли, тип торгового объекта, основания использования имущества, порядок и условия осуществления торговли.
Учетные аспекты в сфере учета реализации товаров играют особую роль для любого предприятия, так как оптимальный размер дебиторской задолженности и объем реализации товара является основой успешной работы любой торговой фирмы. Современная система учета реализации товаров, способствующая усилению контроля за сохранностью, расходованием и своевременность поступления выручки способствует повышению конкурентоспособности современного предприятия.
Целью данной работы является исследование учетного процесса реализации товаров в оптовой торговле с точки зрения формирования информации, полезной пользователям при принятии экономических решений с учетом требований как российских, так и международных стандартов.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Ледяной дом». Предметом исследования является бухгалтерский учет реализации товаров.
Целью работы является изучение составляющих элементов учетного процесса реализации товаров на предприятии оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследования особенностей торговой деятельности (торговли);
- определить особенности бухгалтерского учета реализации товаров в оптовой торговле на примере конкретного предприятия;
- раскрыть формы и методы учета оптовой продажи товаров;
- выявить пути совершенствования бухгалтерского учета реализации товаров;
- выявить пути совершенствования системы управленческого учета и отчетности в целях создании базой для оперативного анализа хода продаж на предприятии, выявления выгодных клиентов, определения перспективных видов продукции.
Информационной базой исследования является бухгалтерская отчётность ООО «Ледяной дом», рабочий план счетов, первичные документы и бухгалтерские регистры по учету реализации, а так же нормативно-правовые акты Российской Федерации, справочно-правовые системы.
1.1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в торговле
Многим направлениям общественной жизни, включая бухгалтерский учет, свойственно регулирование в форме воздействия на объект для выполнения поставленной цели. Регулирование, имея универсальный характер, в бухгалтерском учете обладает высокой социальной ценностью и организуется посредством правовых норм, позволяющих соблюсти интересы государства.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета реализации товаров в розничной торговле состоит из документов четырех уровней.
Первый уровень системы составляют законодательные акты — указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, федеральные законы, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях, приказы соответствующих министерств и ведомств[33, 7].
Второй уровень — российские стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.
Третий уровень — методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учёту имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждает Минфин России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.
Четвертый уровень — это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации, рабочие документы об организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.
Правоустанавливающая функция государства в учете воплощается в форме правовых актов - официальных письменных документов, имеющих обязательную силу, принятых субъектом права, выражающих властные веления, порождающих правовые последствия, создающих юридическое состояние и направленных на регулирование социальных отношений [36, с. 673]. В них выражается государственная воля, закрепленная в решении создать, изменить, отменить акт и правила, нормы, содержащиеся в них, воздействие "...государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права)" [28, с. 431].
Поэтому немногочисленное число правоведов, занимающихся изучением юридического сопровождения бухгалтерского учета, предпочитает термин "правовое регулирование" [10; 2]. Оно должно объединять правовые акты, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета, под которыми понимаются документы законодательного характера - Конституция (Основной Закон) РФ и иные федеральные законы, принимаемые высшим органом государственной власти или в результате референдума.
Однако современная система регулирования бухгалтерского учета не ограничена законодательными актами и объединяет другие правоустанавливающие документы. Поэтому мы поддерживаем авторов, считающих базой регулирования бухгалтерского учета нормативные правовые акты, под которыми понимаются письменные официальные документы правотворческих органов в пределах их компетенции и направленные на установление, изменение или отмену правовых норм (конституций, уставов, федеральных конституционных законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительства и др.) [6]. Известны нормативные правовые акты, регламентирующие бухгалтерский учет, - Конституция РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (1996 г.), Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" (2010 г.). В системе регулирования бухгалтерского учета значительное место отведено нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти-постановлениям, приказам, распоряжениям, инструкциям, положениям, издаваемым в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (в ред. от 29.07.2011) [22]. Так, приказами Минфина России утверждены положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методические рекомендации по бухгалтерскому учету. В соответствии с классификацией нормативных правовых актов, предложенной Л.В. Тихомировой и М.Ю. Тихомировым, акты федеральных органов исполнительной власти разделяются на нормативные акты, устанавливающие правила, нормы, нормативы, и нормативные документы разъяснительного характера [36, с. 550]. Соглашаясь с учеными, считаем целесообразным отнести к нормативным актам ПБУ, утвержденные приказами Минфина России, а методические рекомендации - к нормативным документам разъяснительного характера. В состав нормативных документов разъяснительного характера следует включить также методические рекомендации Минфина России и других министерств и ведомств, наделенных правом регулирования бухгалтерского учета. Таким образом, взяв за основу классификацию нормативных правовых актов, разработанную Л.В. Тихомировой и М.Ю. Тихомировым, объединим их в группы, характерные для регулирования бухгалтерского учета, и представим на рис. 1.
┌─────────────────────────────
│ Конституция РФ и иные федеральные│ │ ┌─────────────────────────┐
│законы, принимаемые высшим органом├──────┼─>┤ Законодательные правовые│ │
│ государственной власти или │ │ │ акты │
│ в результате референдума │ └─────────────────────────┘ │
└───────┬─────────────────────
\│/
┌───┴─────────────────────────
│ Указы Президента РФ, ├──────┼─>┤Подзаконные правовые акты│ │
│постановления Правительства РФ│ │ └─────────────────────────┘
└───────┬─────────────────────
\│/ │
┌───┴──────────────────────┐
│ Приказы Министерства │ │ ┌─────────────────────────┐
│финансов РФ, Банка России,├──────┼─>┤ Нормативные акты │ │
│ Федеральной службы │ │ └─────────────────────────┘
│
по финансовым рынкам │
└───────┬──────────────────┘
\│/
┌───┴──────────────────┐ │ ┌─────────────────────────┐
│Приказы Минфина России│
│ и других министерств ├──────
│ и ведомств │ │ характера │ │
└──────────────────────┘ │ └─────────────────────────┘
Рис. 1. - Виды нормативных правовых актов, регулирующих
бухгалтерский учет
Сегодня правовое регулирование такого вида деятельности, как торговля осуществляется не только в соответствии с общими нормативно-правовыми актами, но и в соответствии со специальным Законом о торговле, в котором изложены основы государственного регулирования торговой деятельности.
1.2. Оценка товаров на розничном торговом предприятии
Важнейшим объектом бухгалтерского учета в торговле признаются товары и как следствие оценка в бухгалтерском учете товаров и тары. В ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" под товаром понимается любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
В свою очередь, § 8 МБС (IAS) 2 «Запасы» определяет товары как часть запасов, купленных и предназначенных для перепродажи (например, товары, купленные предприятием розничной торговли и предназначенные для перепродажи, или земля и другое имущество, предназначенное для перепродажи).
Под оценкой товаров и тары понимают определение цены, по которой они будут отражены в учете и отчетности. При этом такая цена далеко не всегда постоянна, поэтому и в МСФО, и в российских стандартах бухгалтерского учета (РСБУ) сказано как о первоначальной, так и о последующей оценке.
Первоначальная оценка, как правило, осуществляется в сумме фактических затрат на приобретение товаров, последующая зависит от выбранного способа списания их стоимости, а также от наличия или отсутствия факторов-оснований для переоценки ценностей и (или) признания их обесценения.
Остановимся на особенностях первоначальной и последующей оценки товаров, содержащихся в российских и международных стандартах, более подробно.
В российских стандартах бухгалтерского учета и в МСФО применяются различные подходы к определению первоначальной стоимости товаров при их приобретении[35, 8].
Для торговых организаций п. 13 ПБУ 5/01 предусмотрено специальное правило о формировании покупной стоимости товаров: затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, разрешено включать в состав расходов на продажу или в стоимость товаров.
В случаях предоставления организациями-поставщиками организациям - покупателям товаров различных скидок товары в торговых организациях учитываются по покупной стоимости (стоимости приобретения). При этом покупной ценой товара считается фактическая величина денежных средств (или ее эквивалент), уплаченная за данный товар, т.е. за минусом предоставленной скидки.
В фактические затраты на приобретение товаров не включаются общехозяйственные и иные подобные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением товаров.
Выбранный метод распределения расходов на продажу (в том числе и транспортно-заготовительных) устанавливается российской организацией самостоятельно и закрепляется в ее учетной политике. Международные стандарты, напротив, не допускают распределения расходов на продажу между проданными товарами и остатком товаров на конец отчетного периода, так как выполнение данной процедуры приводит к завышению стоимости активов и сокращению величины расходов отчетного периода.