Учет движения товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование учетного процесса реализации товаров в оптовой торговле с точки зрения формирования информации, полезной пользователям при принятии экономических решений с учетом требований как российских, так и международных стандартов. Целью работы является изучение составляющих элементов учетного процесса реализации товаров на предприятии оптовой торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследования особенностей торговой деятельности (торговли);
- определить особенности бухгалтерского учета реализации товаров в оптовой торговле на примере конкретного предприятия;
- раскрыть формы и методы учета оптовой продажи товаров;
- выявить пути совершенствования бухгалтерского учета реализации товаров;
- выявить пути совершенствования системы управленческого учета и отчетности в целях создании базой для оперативного анализа хода продаж на предприятии, выявления выгодных клиентов, определения перспективных видов продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в торговле 6
1.2 Оценка товаров на розничном торговом предприятии 10
1.3 Товарооборот на розничном торговом предприятии 14
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРОВ В ООО «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ экономических показателей ООО «Ледяной дом» 23
2.3 Документальное оформление и учет движения товаров, отчетность на предприятии 25
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ В ВЕДЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

4380 Учет дв тов.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Анализируя данные таблицы 4 можно сделать вывод, что общий оборот хозяйственной деятельности ООО «Ледяной дом» повысился на 17338 тыс.руб. В 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась величина внеоборотных и оборотных активов предприятия соответственно на 9767 тыс.руб и 7621 тыс.руб. В составе оборотных активов значительное увеличение дебиторской задолженности на 3642 тыс.руб произошло за счет приобретения в рассрочку товаров. Под рисками хозяйственной деятельности организации понимаются возможность утраты ею ликвидности и появление финансовых потерь, связанных с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность организации.

Собственный капитал предприятия в составе источников формирования составил в 2012 году 63633 тыс.руб, что на 627 тыс.руб меньше, чем в 2010 году.

Т.о., показатели финансово-хозяйственная деятельности ООО «Ледяной дом» снизились за 2010-2012 годы, что отрицательно сказалось на его финансовых результатах. Добиваясь повышения эффективности, торговые организации стремятся увеличить оборачиваемость ликвидных активов, что, соответственно, повышает хозяйственные риски.

 

 

2.3 Документальное оформление и учет движения товаров, отчетность на предприятии  

Бухгалтерский учет реализации товара и тары в ООО «Ледяной дом» отражает согласно требованиям плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета), следует, что выручка от продажи товаров отражается на счете 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка". Именно на счете 90 "Продажи" производится и определение финансового результата от основного вида деятельности организации[40, 7].

Порядок отражения реализации товаров, в случае, когда оплата товаров происходит после поставки договора представлена в приложении 2 к данной работе, схема бухгалтерских проводок и перечень первичных документов по отражению реализации товаров, по которым получен аванс от покупателя представлен в приложении 3.

Как и все торговые организации ООО «Ледяной дом» в процессе своей деятельности нередко несут потери товаров. Для обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и отчетности их следует своевременно выявлять и правильно отражать.

Пример. Кладовщики в процессе осуществления операций по приемке, хранению и отгрузки товаров допустили бой 10 коробок мороженого. Созданная комиссия установила, что причиной боя явилось несоблюдение кладовщиками правил складирования товара, в связи с чем был составлен акт о порче, бое, ломе и установлены конкретные виновники.

Выявление и возмещение материально ответственными лицами потерь от боя обусловит следующие записи (табл.4).

Таблица 4-Учет потерь, возникших при бое товаров

 
             Содержание операции           

 
  Сумма,   
   руб.  

Корреспондирующие 
счета (субсчета)

  Дебет 

 Кредит 

Приняты к учету товарные потери, образовавшиеся в результате боя коробок мороженого

  15 000 

   94  

  41-1 

Списана сумма незачтенного "входного" НДС,   
относящегося к утраченным товарам          

   2 700 

   94  

  19-3 

Отражена задолженность кладовщиков по возмещ. материального ущерба (15 000 руб. + 2700 руб.)                  

  17 700 

  73-2 

   94  

В кассу организации поступили денежные средства от кладовщиков в счет погашения задолженности по возмещению материального ущерба                                     

  17 700 

  50-1 

  73-2 


 

Согласно учетной политике складское хозяйство ведет учет товарных запасов по стоимости их приобретения. При этом закупочная стоимость одного разбитого набора составляет 1770 руб. (в том числе НДС - 270 руб.). По данным бухгалтерии на момент выявления боя в учете организации числится сумма не возмещенного из бюджета «входного» НДС по утраченным товарам.

В случае частичной утраты товарами своих потребительских свойств должен быть решен вопрос о возможности их дальнейшего использования (продажа по сниженным ценам, сдача в переработку и др.). В этом случае испорченные товары приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается стоимость потерь от порчи, ранее учтенная на счете 94.

Для оформления операций продажи (отпуска) товаров используется товарная накладная формы N ТОРГ-12. Выписывается она уполномоченным лицом анализируемой организации в двух экземплярах. Любой первичный документ, который используется на предприятии для оформления реализации товаров, в том числе и товарная накладная N ТОРГ-12, приобретает юридическую силу только в том случае, если он заполнен по соответствующей форме, с указанием всех реквизитов и подписан надлежащим образом. Образец заполнения товарной накладной на анализируемом предприятии представлен в приложении 4 к данной работе. Согласно нормам действующего законодательства о бухгалтерском учете, формы первичных документов, используемых на анализируемом предприятии установлены учетной политикой предприятия.

Учет товаров на складе анализируемого предприятия ведется материально ответственным лицом в натуральном выражении. В установленные сроки материально ответственное лицо сдает в бухгалтерскую службу все приходные и расходные документы по движению товаров. После проверки качества оформления "первички", а также законности совершенных операций, подтвержденных первичными документами, производится таксировка, т.е. определяется денежная оценка совершенных операций путем умножения количества поступившего (отпущенного) товара на его цену. В бухгалтерии аналитический учет товаров ведется как в количественном, так и в суммовом выражении, причем чаще для этих целей используются оборотные ведомости, хотя может применяться и сальдовый метод.

В компании ООО «Ледяной дом» на 1 января 2012 г. числился остаток мороженого В/ст. «Птичье молоко» 75г/24 550 шт. 15 января 2012 г. организация получила по накладной N 123 от ООО "Гулливерия" 1000 штук.

16 января со склада кладовщик  отпустил по накладной N 12 ООО «Русский холод» 300 штук. 20 января по накладной N 13 было отпущено 500 штук ООО "Посадское мороженое". Порядок заполнения журнала учета движения товаров на складе ООО «Ледяной дом» представлен в приложении 5 к данной работе.

Спецификой деятельности анализируемого предприятия является использование тары, которая, как и товары, в обязательном порядке отражается в бухгалтерском учете, причем ее отражение в учете также осуществляется на основании первичных бухгалтерских документов. А это говорит о том, что тара, как и любое другое имущество компании, имеет свой документооборот, о котором речь пойдет далее.

Многооборотная тара может использоваться как один раз, так и несколько, это вытекает из ст. 517 ГК РФ. Если в соответствии с договором купли-продажи или поставки товаров тара подлежит возврату поставщику, то она квалифицируется как возвратная тара.

Учет тары торговые организации ведут на специальном субсчете 41-3 "Тара под товаром и порожняя", открываемом к балансовому счету 41 "Товары". Здесь же учитываются и тарные материалы.

Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая определяется путем суммирования всех фактических затрат по ее приобретению и доставке в торговую организацию или затрат, связанных с ее изготовлением. При этом из фактических затрат исключаются суммы налога на добавленную стоимость и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Складской учет тары в ООО «Ледяной дом» осуществляется аналогично учету самих товаров.

Рассмотрим пример на основании фактов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ледяной дом» когда предприятие приобретает у поставщика ООО "Гулливерия" партию мороженого в количестве 50 штук по цене 16,50 руб. за шт. (в том числе НДС). При отгрузке мороженого поставщик ООО «Гулливерия» оформил товарную накладную формы N ТОРГ-12.

Товар поступил в ООО «Ледяной дом» на поддонах. Данный тип тары представляет собой многооборотную тару, которая может быть продана торговой организацией в дальнейшем. При приемке товара тара была принята на учет на основании акта N ТОРГ-5, а в учете операции с поступившей тарой были отражены следующим образом.

Дебет 41-3 Кредит 91-1 - 18000 руб. - приняты на учет поддоны по рыночной цене с учетом их физического состояния. Пример заполнения акта об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика представлен в приложении 6 к данной работе.

 

3. Рекомендации по устранению недостатков в ведении и организации бухгалтерского учета на предприятии

 

В экономической жизни организации изменения в величине активов могут происходить как в результате целенаправленных хозяйственных операций (фактов-действий), так и из-за стечения обстоятельств (фактов-событий).

Принятие обоснованных экономических решений требует наличия в качестве необходимого условия соответствующей информационной базы, далеко не последнюю роль в формировании которой играют данные финансовой отчетности и производные от нее показатели. В свою очередь, надлежащее качество исходной информации обеспечивается строгим выполнением контрольных функций и процедур. Необходим перманентный контроль за соблюдением установленных учетных методик, состоянием и эффективностью использования ресурсов, сохранностью ценностей, действиями материально ответственных лиц и т.д.

Несмотря на то что наличие контроля не оказывает непосредственного влияния на достоверность информации, его значение приуменьшать нельзя. Учет и контроль беспристрастно констатируют последствия нерациональной организации складского хозяйства, противоправных действий третьих лиц и иных факторов, приводящих к изменениям в финансовом положении и финансовом результате деятельности экономического субъекта. В то же время именно регулярное проведение инвентаризаций, система материальной ответственности и т.п. обеспечивают возможность минимизации отклонений фактических данных от учетных и внесения при необходимости коррективов. Кроме того, контроль как задача учета позволяет решить еще более важную задачу финансово-хозяйственной деятельности субъекта бизнеса - сохранение и приумножение собственного капитала.

Таким образом, формирование достоверной информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности организации, будучи основной целью бухгалтерского учета, достигается в том числе посредством контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Иными словами, контроль признается одной из важнейших задач в обеспечении достоверности финансовой информации.

Говоря о контроле за сохранностью товарных ценностей, следует отталкиваться от обстоятельств, способных оказать влияние на изменение их величины (как в физическом, количественном и качественном, так и в стоимостном выражениях) и вызвать тем самым отклонение их фактического состояния (в том числе наличия или отсутствия) от учетных данных.

Для этого рассмотрим возможные варианты, приводящие к изменениям в оценке товаров ООО «Ледяной дом», не связанные с обычной хозяйственной деятельностью, т.е. произошедшие с ними под воздействием фактов-событий.

Факты хозяйственной жизни ООО «Ледяной дом» в бухгалтерском учете могут быть классифицированы на факты-действия, возникшие вследствие целенаправленной деятельности организации (например, покупка товаров) и факты-события, имевшие место в результате стечения обстоятельств (например, недостача).

В рассматриваемом контексте интерес представляют именно факты-события, поскольку только они способны вызвать несоответствие учетных и фактических данных. Например, приобретение ценностей оформляется товарно-сопроводительными документами, на основании которых операция отражается в учете, чем обеспечивается соответствие. Однако при приемке или позже, в ходе инвентаризации, может оказаться, что часть товаров отсутствует, повреждена, обесценилась и т.п.

В связи с этим следует различать понятия "уценка", "обесценение", "недостача" и "потери от порчи". Все они относятся к фактам-событиям.

Уценка представляет собой учетную процедуру, в ходе которой происходит изменение (уменьшение) первоначальной стоимости объекта оценки [38, 2].

Обесценение - более общая категория, под которой понимается процесс утраты объектом своих первоначальных свойств. В широком смысле любое уменьшение стоимости объекта - следствие его обесценения. К примеру, товары обесценились по причине их порчи, хищения комплектующих, снижения спроса на рынке и т.д.

Однако в бухгалтерском учете не всякое снижение стоимости ценностей признается в качестве обесценения. Говоря об условии признания обесценения, необходимо заметить, что Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" оно ограничивается констатацией потери активами своих первоначальных качеств, снижения их текущей рыночной стоимости или стоимости продажи (п. 25) [24]. Однако на этот случай есть Инструкция по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций [5], которая предписывает отражать такое снижение стоимости не как обесценение, а как недостачи и потери от порчи ценностей на специально предназначенном для этого счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Инструкция требует отражать изменение предполагаемой цены продажи товаров в розничной торговле дополнительной или сторнировочной записью по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 42 "Торговая наценка". Кроме того, обесценение (создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей) согласно ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" признается лишь в случае, если текущая рыночная стоимость снизилась ниже первоначальной.

Информация о работе Учет движения товаров