Учет готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и критическая оценка методик бухгалтерского учета, анализа и аудита готовой продукции, определение направлений их совершенствования в условиях конкретного предприятия. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
изучить цели, задачи и нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета готовой продукции;
изучить методику бухгалтерского учета готовой продукции;
рассмотреть особенности бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции на конкретном предприятии;
дать рекомендации предприятию по совершенствованию учетной работы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета готовой продукции
1.1. Понятие и показатели готовой продукции
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета готовой продукции
1.3. Методика бухгалтерского учета готовой продукции
2. Бухгалтерский учет готовой продукции на примере ЗАО «Инфест»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции
2.3. Бухгалтерский учет реализации готовой продукции
3. Совершенствование бухгалтерского учета готовой продукции в ЗАО «Инфест»
3.1. Оценка состояния бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции
3.2. Совершенствование бухгалтерского учета готовой продукции
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа демоверсия_11.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

         По итогам вышесказанного можно  сделать вывод, что целью бухгалтерского учета готовой продукции является обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией об ее состоянии и движении  за отчетный период всех заинтересованных пользователей, как внутренних, так и внешних.

1.3. Методика бухгалтерского учета  готовой продукции

 

         Рассмотрим методику бухгалтерского учета готовой продукции.

         Учитывать выпуск готовой продукции  можно одним из двух способов:

1) по фактической производственной  себестоимости;

2) по учетным ценам  (нормативной себестоимости): 

     а) с использованием  счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг»;   

     б) без  использования счета 40 «Выпуск  продукции (работ, услуг».

         При учете готовой продукции  по фактической себестоимости  в день ее передачи на склад сумму затрат на изготовление продукции списывают записью:

         Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства») - оприходована на складе готовая продукция, выпущенная основным (вспомогательным, обслуживающим) производством.

         Рассмотрим методику бухгалтерского учета готовой продукции по учетным ценам. В соответствии с п. 204 Методических указаний разрешается в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения готовой продукции применять учетные цены. Выбор конкретного варианта учетной цены принадлежит организации и должен быть закреплен в учетной политике. В качестве учетных цен на продукцию могут применяться фактическая производственная себестоимость, нормативная себестоимость, договорные цены, другие виды цен.4

         Фактическая производственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

         Применение варианта оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно в отраслях с массовым и серийном характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Положительными сторонами этого способа являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.5

         Договорные цены в качестве  учетных цен применяются преимущественно  при стабильности таких цен. 

         Если организация применяет способ  учета готовой продукции по учетным ценам, то величину себестоимости (как нормативной, так и плановой) выпущенной продукции отражают по кредиту счета 40. Когда продукция изготовлена и передана на склад, в учете сделают запись:

         Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг» - оприходована готовая продукция по нормативной себестоимости.

         При продаже готовой продукции,  отраженной по нормативной себестоимости, делают записи:

         Дебет 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками» Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка от продаж» - отражена выручка от продажи продукции;

         Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость  продаж» Кредит 43 «Готовая продукция» - списана нормативная себестоимость готовой продукции;

         Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» -  начислен НДС с выручки от продажи продукции.

         Фактическую себестоимость выпущенной  продукции учитывают по дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг». Себестоимость продукции, изготовленной основным (вспомогательным, обслуживающим) производством, отражают записью:

Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг» Кредит 20 «Основное производство»  (23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»)  - отражена фактическая себестоимость продукции, выпущенной основным (вспомогательным, обслуживающим) производством.

         Как правило, нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции  не совпадает с ее фактической  себестоимостью. В результате на счете 40 возникает дебетовое или кредитовое сальдо. Поэтому при списании продукции, учтенной по учетным ценам, необходимо списать и разницу (отклонение) между фактической себестоимостью готовой продукции и ее учетной ценой. Сумму отклонений (Соткл), которая подлежит списанию, определяют по формуле:

                                               Соткл = УЦпр х Откл%                                    (3)

где УЦпр – учетная цена продукции;

      Откл% - процент отклонения фактической себестоимости продукции от ее учетной цены.

         Процент отклонения фактической  себестоимости продукции от ее  учетной цены рассчитывают по формуле:

                            Откл% = (Откл0 + Откл1) : (Гпр0 + Гпр1) х 100               (4) 

где Откл0 – отклонение по готовой продукции на начало месяца;

      Откл1 – отклонение по готовой продукции, поступившей на склад в отчетном месяце;

      Гпр0 – стоимость готовой продукции по учетной цене на начало месяца;

      Гпр1 – стоимость готовой продукции по учетной цене, поступившей на склад в отчетном месяце. 6

         Сумму отклонений списывают на  те же счета, на которые списана  себестоимость готовой продукции по учетным ценам. Дебетовое сальдо по счету 40 ежемесячно списывают бухгалтерской записью:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - списано превышение фактической себестоимости выпущенной продукции над ее нормативной себестоимостью.

Кредитовое сальдо по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг»  (экономия) ежемесячно списывается сторнировочной записью:

         Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость  продаж» Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг» - сторнировано превышение нормативной  себестоимости выпущенной продукции над ее фактической себестоимостью.

         Рассмотрим методику бухгалтерского  учета, если учетной политикой  предусмотрен вариант учета выпуска готовой продукции без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг». В данном случае при передаче на склад готовой продукции, отражаемой по учетным ценам, делают запись:

         Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 20 «Основное производство»  (23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства») - оприходована готовая продукция по учетным ценам.

         Сумму отклонений списывают на  те же счета, на которые списана  себестоимость готовой продукции по учетным ценам. Если учетная цена готовой продукции оказалась ниже фактической себестоимости, делают запись:

         Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» (45 «Товары отгруженные», 28 «Брак в производстве») Кредит 43 «Готовая продукция» -увеличена себестоимость готовой продукции (перерасход).

         Если учетная цена выше фактической  себестоимости, делают запись:

         Дебет Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» (45 «Товары отгруженные», 28 «Брак в производстве»)  Кредит 43 «Готовая продукция» -  сторнирована разница между учетной ценой и себестоимостью готовой продукции.7

          Аналитический учет готовой продукции  по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов, т.е. в карточках учета. Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.

         По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что методика бухгалтерского учета  готовой продукции выбирается предприятием самостоятельно с учетом особенностей производственной деятельности. Выбранный способ бухгалтерского учета должен быть закреплен в учетной политике.

 

 

 

2. Бухгалтерский учет готовой  продукции на примере ЗАО «Инфест»

2.1. Краткая характеристика предприятия

 

          Закрытое акционерное общество  «Инфест» –предприятие лакокрасочной отрасли, активно работающее на рынках России и стран СНГ. Созданные бизнес–направления ЗАО «Инфест» сфокусированы на определенных сегментах рынка и специфических требованиях потребителей. Ассортимент продукции ЗАО «Инфест» состоит из следующих укрупненных групп:  автомобильные конвейерные покрытия; общепромышленные и индустриальные ЛКМ; авторемонтные ЛКМ;  декоративные ЛКМ в мелкой фасовке;  индустриальные и общепромышленные ЛКМ в товарной фасовке;  порошковые краски.

         Проанализируем основные технико-экономические  показатели деятельности ЗАО «Инфест» за 2006-2007 годы (табл. 2.1).

         Таблица 2.1. - Основные технико-экономические показатели деятельности  ЗАО «Инфест» за 2006-2007 годы (в тыс. руб.)

 

 

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

Абс. откл. 2007 г. от 2006 г., +/-

Темп роста, %

1. Объем реализации  продукции

 

205054

   

2. Себестоимость продукции

 

140317

   

3. Прибыль от реализации продукции

 

8103

   

4. Прибыль после налогообложения

 

12514

   

5. Среднегодовая стоимость  имущества

 

108844

   

6. Рентабельность активов

 

14.93

   

7. Среднегодовая остаточная  стоимость основных средств

 

40651

   

8. Фондоотдача

 

5.04

   

9. Среднесписочная численность персонала

 

1540

   

10. Выработка на 1 работающего

 

133.2

   

11. Среднемесячная заработная  плата одного работника

 

10352

   

12. Затраты на 1 руб.  объема реализации услуг

 

68.43

   

13. Рентабельность продаж

                                организации

 

8.83

6.10

   

 

         Как видно из табл. 2.1, эффективность  финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Инфест» увеличивается. Объем продажи продукции в 2007 г. увеличился по сравнению с прошлым годом на 59738 тыс. руб., или на 41.1 %. Увеличилась как прибыль от продажи продукции (на 12018 тыс. руб., или на 197.5 %), так и чистая прибыль (на 4012 тыс. руб., или на 47.2 %). Производительность труда увеличилась на 37.4 тыс. руб. на одного работающего (на 39.1 %). Среднемесячная заработная плата увеличилась меньшими темпами (на 21.8 %), что свидетельствует об экономически обоснованной организации оплаты труда. Рентабельность активов увеличилась с 9.23 % в 2006 г. до 14.93 % в 2007 г. Фондоотдача увеличилась на 2.19 руб. (на 76.8 %).

         Проанализируем ассортимент продукции ЗАО «Инфест»  (табл. 2.2).

         Таблица 2.2. -  Ассортимент продукции ЗАО «Инфест»  в 2006-2007 г.г. (в тыс.руб.)

 

Группы товаров

2006 г.

2007 г.

Объем продаж, тыс. руб.

Удельный вес, %

Объем продаж, тыс. руб.

Удельный вес, %

Авторемонтные ЛКМ

   

14764

 

Автомобильные конвейерные покрытия

   

26247

 

Антикоррозионные покрытия

   

10663

 

Декоративные ЛКМ в  мелкой фасовке

   

64182

 

Индустриальные и общепромышленные ЛКМ

   

57825

 

Порошковые краски

   

31373

 

Итого

   

205054

 

 

        Как видно из приведенных данных, в структуре продукции ЗАО «Инфест» наибольший удельный вес приходится на декоративные лакокрасочные материалы в мелкой фасовке, однако он снизился с 37.7 % в 2006 г. до 31.3 %  2007 г. На втором месте по объему продаж находятся индустриальные и общепромышленные лакокрасочные материалы (25.5  %  и 28.2 % в 2006 г . и 2007 г. соответственно). Велик удельный вес таких видов продукции, как порошковые краски (15.3 % 2007 г.) и автомобильные конвейерные покрытия (12.8 % 2007 г.). Наименьший объем продаж приходится на антикоррозийные покрытия, однако он имеет тенденцию к росту с 4.1 % в 2006 г. до 5.2 % в 2007 г. Авторемонтные лакокрасочные материалы также имеют незначительный удельный вес в структуре продаж ЗАО «Инфест» - 7.2 % в 2007 г.

Информация о работе Учет готовой продукции