Учет и анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

В рамках курсовой работы представляется целесообразным рассмотреть следующий перечень логически взаимосвязанных между собой вопросов:
1) необходимо рассмотреть сущность, содержание бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности компании;
2) требуется проанализировать эффективность использования экономического потенциала ОАО «Волжский пекарь»;
3) следует оценить процесс формирования финансовых результатов деятельности ОАО «Волжский пекарь»;
4) нужно внести предложения по увеличению финансовых результатов деятельности ОАО «Волжский пекарь».

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Значение и экономическая сущность финансовых результатов.
Понятие финансовых результатов деятельности предприятия, их экономическая сущность.
Нормативно-правовая база учета финансовых результатов.
Методы и методики анализа финансовых результатов.
Глава 2. Учет финансовых результатов ОАО «Волжский пекарь».
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия и его учетной политики.
2.2. Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности.
2.3. Учет финансовых результатов от прочих видов деятельности.
2.4 Учет формирования конечного финансового результата и раскрытие информации о финансовых результатах в финансовой отчетности.
Глава 3. Анализ прибыли ОАО «Волжский пекарь» от финансово-хозяйственной деятельности.
3.1 Цели, задача и информационная база анализа прибыли
3.2 Анализ прибыли
3.3 Анализ рентабельности
3.4. Предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бух курсачш.docx

— 114.27 Кб (Скачать файл)

   Кривая А – это классический вариант поведения затрат, положение кривой подтверждено экономическим законом функционирования "Возрастания затрат".

   Условно линию А можно представить в виде модели:

З ± ∆З (1.1)

где З – затраты;

∆З – возмущение затрат.

   Кривая Б на графике – это классический вариант поведения дохода, что обусловлено экономическими законами рыночных отношений "Убывание доходности" и "Конкуренции" [26, с. 48, 54]. Условно линию Б можно представить в виде модели:

 Д ± ∆Д (1.2)

где Д – доходы;

∆Д – возмущение доходов.

   Формирование прибыли на графике представлено различными стадиями. Стадия роста (0 – m). Рост – это отражение ожиданий от инвестиционного проекта. На данном этапе происходит максимальная капитализация прибыли, кривые А и Б находятся на максимальном расстоянии друг от друга – показатели дохода и расхода участвуют в приращении капитала со знаком плюс. Стадия стабилизации (m – n) – начало снижения прибыли, сказываются негативные воздействия рынка (рынка сбыта и фондового рынка) и возрастающие внутренние противоречия (износ мощностей, удорожание сырья и трудовых затрат). На данном этапе начинается и продолжается снижение капитализации прибыли, кривые А и Б сближаются – показатели дохода и расхода участвуют в приращении капитала со знаком минус. Стадия упадка (n → t) представляет собой заключительный этап существования бизнес-сегмента, происходит разбалансировка его целей. Далее наступает необратимый процесс самоуничтожения, кривые А и Б соединяются в некой точке – сегмент, чтобы "выжить" поглощает прибыль другого бизнес-сегмента, что может привести к деградации параллельного сегмента. Далее происходит стагнация самой экономической системы. Стагнация – задержка развития; застой в производстве, торговле.

   Прибыль и убыток на рисунке 1.2 представим в следующем виде:

П ± ∆П (1.3)

У ± ∆У (1.4),

где ± ∆П и ± ∆У – возмущение показателей (прибыль и убыток соответственно).

   Методы и приемы финансового анализа можно классифицировать по степени формализации, по применяемому инструментарию и по используемым моделям (см. рис.1.3).

Рис. 1.3. Основные типы моделей финансового анализа

   По степени формализации методы и приемы финансового анализа делят на формализованные и неформализованные. Формализованные методы являются основными при проведении финансового анализа предприятия, они носят объективный характер, в их основе лежат конкретные аналитические зависимости. Неформализованные методы основаны на логическом описании аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знания аналитика. К неформализованным методам также относятся: метод экспертных оценок и метод сравнения.

   По применяемому инструментарию методы и приемы финансового анализа делятся на экономические, статистические, математико-статистические методы и методы оптимального программирования.

   К экономическим методам относятся:

- метод абсолютных величин, который  применяется для оценки объемов  денежных потоков предприятия; абсолютные  величины служат основой для  расчета относительных и средних  показателей;

- метод относительных величин  применяется при динамическом (горизонтальном) анализе для выявления тенденций  изменения финансового состояния  предприятия в целом и отдельных  показателей его деятельности; при  структурном (вертикальном) анализе  – для выявления соотношений  различных показателей, входящих  в одну группу; при расчете  и анализе финансовых коэффициентов  предприятия – для распределения  и координации;

- балансовый метод служит для  построения сравнительного аналитического  баланса-нетто;

- метод дисконтирования применяется  для привлечения различных показателей  к единому моменту времени.

  К статистическим методам относятся:

- метод арифметических разниц, который используется при оценке достаточности наличия источников средств предприятия для формирования тех или иных фондов;

- метод выявления изолированного  влияния факторов позволяет выявить  причины, повлиявшие на полученный  финансовый результат;

- индексный метод основывается  на относительных показателях, выражающих  отношение уровня данного показателя  к его уровню в прошлое время  или к уровню аналогичного  показателя, принятого в качестве  базы. Всякий индекс используется  путем сопоставления соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми или тотальными;

- метод сравнений – наиболее  ранний и распространенный метод  анализа. Заключается в выявлении  соотношений явлений между собой, определении общего и различий.

    Существует множество форм сравнения: сравнение с планом, сравнение с прошлым (текущего дня, декады, месяца, года с аналогичным предшествующим периодом).  

    Применяется при необходимости сопоставления с лучшими показателями других подразделений внутри предприятия, отечественными и зарубежными достижениями и средними отраслевыми данными (по однородной группе подразделений или предприятий);

- метод группировки позволяет  изучить показатели в их взаимосвязи  и взаимозависимости, выявить влияние  на финансовые показатели наиболее  существенных факторов, обнаружить  закономерности и тенденции в  изменении показателей.

   Из математико-статистических методов на сегодняшний день применяются корреляционный, регрессионный и факторный анализ.

   Из методов оптимального программирования применяется системный анализ, линейное и нелинейное программирование.

   Для проведения расчетов используются не только перечисленные выше методы и приемы анализа, но и модели, которые позволяют структурировать и идентифицировать связи между основными показателями.

   В широком смысле под моделью понимают любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо процесса или явления (т.е. "оригинала" данной модели).  

   Финансовая модель – это точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, таблиц, графиков и т.д.) [11, с.83]. Таким образом, моделирование представляет собой исследование каких-либо процессов, объектов или явлений путем построения моделей и их изучения.

   Финансовый анализ проводится с помощью разного типа моделей позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.

   Дескриптивные модели – это модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним можно отнести построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, систему аналитических коэффициентов, аналитические записи к отчетности. К дескриптивным моделям относят:

1. горизонтальный или временной  анализ – это сравнение каждой  позиции отчетности с аналогичной  ей позицией в предыдущем периоде  или за более длительный промежуток  времени.

2. трендовый анализ – это  сравнение каждой позиции отчетности  логичной ей позицией ряда  предыдущих периодов и определение  тренда, т. е. основной тенденции  динамики показателя, очищенной  от случайных влияний и индивидуальных  особенностей отдельных периодов.

3. вертикальный анализ – это  определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением  изменения каждой позиции по  сравнению с предыдущим периодом.

4. анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет  соотношений отдельных показателей, позиций отчета с позициями  разных форм отчетности, определение  взаимосвязей показателей. Относительные  показатели подразделяются на  коэффициенты распределения и  коэффициенты координации. Коэффициенты  распределения применяются в  том случае, когда требуется определить, какую часть тот или иной  абсолютный показатель финансового  состояния составляет от итога  включающей его группы абсолютных  показателей. Коэффициенты координации  используются для выражения соотношений  разных по существу абсолютных  показателей или линейных комбинаций, имеющих различный экономический  смысл.

5. сравнительный анализ – это  и внутрихозяйственный анализ  сводных показателей отчетности  по отдельным показателям фирмы  в сравнении с показателями  конкурентов, со среднеотраслевыми  и средними общеэкономическими  данными.

6. факторный анализ – это  анализ влияния отдельных факторов  на результативный показатель  с помощью детерминированных  или стохастических методов исследования.

   Он может быть прямым (собственно анализ) и обратным (синтез).

   Предикативные модели – это модели прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного характера.

   Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными с учетом плановых заданий (бюджета). Эти модели используются во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов и к анализу отклонений фактических данных от их нормативов.

   Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

   Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

- горизонтальный (временной) анализ  – сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ  – определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением  влияния каждой позиции отчетности  на результат в целом;

- трендовый анализ – сравнение  каждой позиции отчетности с  рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е. основной  тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний  и индивидуальных особенностей отдельных периодов.

   С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Выявление основной закономерности изменения ряда предполагает ее количественное выражение, в некоторой мере свободное от случайных воздействий. Выявление основной тенденции развития (тренда) называется также выравниванием временного ряда, а методы выявления основной тенденции – методами выравнивания. Выравнивание позволяет характеризовать особенность изменения во времени данного динамического ряда в наиболее общем виде как функцию времени, предполагая, что через время можно выразить влияние всех основных, факторов;

- анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений  между отдельными позициями отчета  или позициями разных форм  отчетности, определение взаимосвязей  показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ  – это как внутрихозяйственный  анализ сводных показателей отчетности  по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так  и межхозяйственный анализ показателей  данного предприятия в сравнении  с показателями конкурентов, со  среднеотраслевыми и средними  хозяйственными данными;

- факторный анализ – анализ  влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных  или стохастических приемов исследования.

   Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов.

   В процессе анализа реализуется переход от общего ознакомления с объектом исследования к выявлению и измерению противоречивого влияния отдельных факторов на его характеристики и к обобщению материалов анализа в виде конечных выводов и рекомендаций. При этом необходимо использовать в анализе всю имеющуюся информацию о результатах деятельности хозяйствующей единицы после ее обработки специальными приемами.

   Анализ структуры и динамики какого-либо показателя, характеризующего деятельность предприятия рассматривается по определенному алгоритму [12 с. 185],  например, абсолютное отклонение затрат исчисляется по формуле:

±З = З1 – З0                                 (1.5),

где З1 – затраты (расходы) отчетного периода;        

 З0 – затраты (расходы) базисного периода;      

 ΣЗ – затраты (расходы), произведенные в отчетном периоде всего.

   Изменение каждого вида затрат относительно его общей величины расходов определяется по формуле:

ΔЗ = З1 / ΣЗ * 100 (1.6).

   Изменение каждого вида затрат относительно его базисного показателя определяется по формуле:

ΔЗ = З1 / З0 * 100 (1.7).

   По данным "Отчета о прибылях и убытках" можно рассчитать рентабельность финансовых результатов базисного и отчетного периода, а также влияние факторов на изменение прибыли [12 с. 205].

   Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции (выручке от продаж):

Rп = Пп / В *100% (1.8)

Рентабельность текущей деятельности (Rт) – это отношение суммы прибыли от продаж к себестоимости продукции:

Rт = Пп / С *100% (1.9)

Рентабельность продаж относительно чистой прибыли (Rч) – это отношение суммы чистой прибыли к выручке от продаж:

Информация о работе Учет и анализ финансовых результатов деятельности предприятия