Учет и аудит дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теории и практики аудита дебиторской задолженности.
В ходе исследования решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические аспекты учёта, анализа и аудита расчётов с дебиторами;
дана организационно-экономическая характеристика деятельности;
рассмотрены особенности аудита дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы учета и аудита дебиторской задолженности
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.2 Правовые основы и нормативное регулирование учета и аудита дебиторской задолженности
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «К-Центр»
5Аудит дебиторской задолженности ООО «К-Центр»
5.1 Оценка системы внутреннего контроля
5.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска
5.3 Разработка план и программы аудита. Процедуры аудиторской проверки дебиторской и кредиторской задолженности
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

к-центр покуптели.docx

— 91.46 Кб (Скачать файл)

Наименование базового показателя

Значение базового показателя финансовой отчетности проверяемого предприятия

(тыс. руб.)

Допустимая ошибка

(%)

Расчетное значение, применяемое для нахождения уровня существенности

(тыс.руб.)

1

2

3

4

Убыток

2859

5

142,95

Выручка

32063

2

641,26

Валюта баланса

7812

2

156,24

Собственный капитал

4255

10

425,5

Общие затраты организации

34394

2

687,88


 

Наименьшее значение отличается от среднего на -61 %. Наибольшее значение отличается от среднего на 57 %.

Оба значения отбросим.

Значение 425,5 тыс. руб. можно принять за уровень  существенности.

Эту величину можно округлить до 400 тыс. руб. и использовать ее в качестве планируемого уровня существенности.

Далее необходимо оценить аудиторский риск, который  состоит из трех компонентов: внутрихозяйственного риска, риска средств контроля и  риска необнаружения. Иными словами, вероятностью аудиторского риска будет  вероятность сложного события, заключающегося в одновременном осуществлении  трех простых событий: есть существенные искажения в отчетности, система  контроля их не заметила, аудиторская  организация их также не обнаружила. Совместное появление нескольких случайных  событий может быть представлено в виде произведения их вероятностей:

Ра = Рв х Рк х Рн, (1)

где Ра – аудиторский риск;

Рв – внутрихозяйственный риск;

Рк – риск средств контроля;

Рн – риск необнаружения.

Если  аудитор пытается оценить отдельно внутрихозяйственный риск и отдельно риск системы контроля, то существует возможность неправильной оценки риска. Целесообразно после оценки вероятности внутрихозяйственного риска и риска системы контроля рассчитывать вероятность риска присутствия ошибки (Ро) по формуле:

Ро = Рв х Рк. (2)

Вероятность аудиторского риска можно рассчитывать по формуле:

Ра = Ро х Рн. (3)

Из приведенной  формулы выводится вероятность  риска необнаружения:

Рн = Ра / Ро. (4)

Как видно  из формулы (4), существует обратная зависимость  между риском присутствия ошибки и риском необнаружения. Чем выше риск присутствия ошибки, тем ниже должен быть риск необнаружения, т.е. должен быть увеличен объем аудиторских  процедур, для того чтобы свести аудиторский риск к минимуму. В  случае если аудитор оценит риск присутствия  ошибки как низкий, объем аудиторских  процедур может быть значительно  снижен.

Величину  приемлемого аудиторского риска  определим до начала аудиторской  проверки. Примем в качестве допустимого  значения совокупного аудиторского риска значение 5%.

Риск  присутствия ошибки определяют обычно на стадии планирования аудиторских  работ исходя из степени доверия  к системе учета и внутреннего  контроля аудируемого лица.

Оценка  внутрихозяйственного риска и риска  средств контроля приведена в  Приложениях 2,3.

Надежность  системы внутрихозяйственного контроля оценена в 75%. Величина внутрихозяйственного аудиторского риска равна 25%.

Таким образом, получаем

Ро = 0,25 х 0,38=0,095

Вероятность риска необнаружения:

Рн = 0,05 / 0,095=0,53

53% – это максимальный процент ошибок, которые можно пропустить, не допуская превышения значения общего аудиторского риска.

Риск  необнаружения является показателем  эффективности и качества проведения аудиторской проверки. От его величины зависит выбор аудиторских процедур получения аудиторских доказательств.

 

3.3 Разработка плана и программы аудита. Процедуры аудиторской проверки дебиторской и кредиторской задолженности

 

Перед непосредственным проведением процедур, на основании полученных результатов оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска нами были разработаны план и программа аудиторской проверки (Приложение 4).

Приступая к проверке, нами было принято решение  об использовании сплошного метода проверки дебиторской задолженности. Это связано с тем, что, по мнению аудитора, эффективность системы  внутреннего контроля ООО «К-Центр» не достаточно высока и использование выборочного метода проверки нецелесообразно.

Далее рассмотрим процедуры аудиторской проверки.

  1. Проведение аудиторской проверки началось с правовой оценки договоров с позиции действующего законодательства

В ходе проверки было установлено, что формы договоров  полностью соответствуют экономическому смыслу совершаемых сделок  и  содержат все существеннее условия (ст. 421 ГК РФ), исключающие риск признания  договора недействительным.

При этом, к существенным условия относятся:

  • предмет договора;
  • условия, предусмотренные законодательством или нормативными актами, как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • условия, сочтенные существенными каждой стороной договора.

Также, при  проверке договоров была проведена  сверка данных количественного и  суммового учета по приобретенным  и проданным материальным ценностям.

Аудиторская процедура: просмотр документов.

Следующим этапом стала проверка своевременности, правильности и обоснованности отражения  на расчетах с дебиторами сумм задолженностей покупателей и заказчиков.

  1. Проверка начальных сальдо по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» была осуществлена посредством сопоставления данных регистров бухгалтерского учета по счетам учета расчетов (62, 76) и бухгалтерской отчетности ООО «К-Центр» на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому. Результаты проверки могут быть оформлены в виде рабочего документа представленного в таблице 5.3.

Проверка показала, что отраженные в бухгалтерском учете и отчетности проверяемого периода данные, не содержат искажений и правильно перенесены из предыдущего отчетного периода.

  1. Проведена сверка остатков аналитического и синтетического учета и показателей бухгалтерской отчетности.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками ведется  по каждому предъявленному счету и отражается на счетах: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 Ошибок  и искажений выявлено не было. Результаты проверки могут быть оформлены в виде рабочего документа РД – Расчеты – 3, представленного в  таблице 3.4 (Приложение 5).

Таблица 3.3 – Проверка начального сальдо по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

(РД –  Расчеты - 2)

Номер счета и наименование учетного регистра

На конец предыдущего периода, тыс.руб.

На начало проверяемого периода, тыс.руб.

Отклонения, руб.

Дт

Кт

Дт

Кт

Остаток по счету 76 (по данным регистра аналитического учета)

         

Сальдо по счету 76 по данным Главной  книги

         

Остаток по счету 62 (по данным регистра аналитического учета)

         

Сальдо по  счету 62 по данным Главной  книги

         

Данные строки «Дебиторская задолженность»:

- покупатели и заказчики

(бух.баланс ф.№1)

         

Выявленные расхождения данных учета  и отчетности по расчетам с покупателями

         

 

  1. В ходе проведения аудита было установлено, что инвентаризация расчетов проводится перед составлением годового отчета – раз в год. Однако анализ актов инвентаризации расчетов и сверки расчетов не производится. В связи с этим было принято решение о направлении письменных запросов дебиторам и кредиторам, имеющим задолженность на конец отчетного периода. Сведения о задолженности дебиторов и кредиторов ООО «К-Центр» представлены в таблице 3.5
  2. Проверка документальной подтвержденности расчетных операций.

 

 

Таблица 3.5 – Сведения о задолженности дебиторов и кредиторов ООО «К-Центр» на 31 декабря 2011 года

 

Наименование дебиторов  и кредиторов

Задолженность на конец года, тыс.руб.

Дебиторы (покупатели), всего :

 

- ООО «Вектор»

50


 

Нами была проверена достоверность оборотов по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», отраженных в учетных регистрах в течение отчетного года. При этом проверялось:

    • наличие договоров, послуживших основанием для совершения расчетных операций, правильность их оформления;
    • наличие первичной документации, подтверждающей оприходование товарно-материальных ценностей от поставщиков и отгрузку продукции покупателям;
    • наличие платежных документов, подтверждающих оплату задолженности;
    • соответствие данных первичной документации условиям договоров;
    • соответствие данных первичных документов записям в учетных регистрах по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  1. В ходе проверки  на соответствие данных первичных документов записям в учетных регистрах по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» нарушений не выявлено.
  1. В результате проверки правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий выявлено, что в отчетном периоде аудируемым лицом предъявлялись претензии к покупателям. Для проверки и обоснованности сумм претензии, отраженной в учете, мною были проанализированы подтверждающие её документы. Претензия за оказанные услуги ООО «Вектор» была предъявлена правильно и своевременно. ООО «Вектор» признал ее, но еще не возместил. В учете сделаны правильные бухгалтерские записи.
  2. Проверка правильности и полноты раскрытия информации о дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности показала, что за исключением отмеченных выше нарушений, информация о расчетах с дебиторами и кредиторами  представлена в основных формах бухгалтерской отчетности полно, классифицирована правильно.

В результате проведенной аудиторской проверки руководству предприятия  было рекомендовано:

  • уделять больше внимания системе внутреннего контроля;
  • обеспечить контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности
  • ежемесячно проводить инвентаризацию расчетов.

По результатам  проверки было составлено аудиторское  заключение, которое представлено в Приложении 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  и предложения 

 

Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения  с клиентами, необходимо постоянно  контролировать текущее состояние  взаиморасчетов и отслеживать тенденции  их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. Политика управления дебиторской  и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

Актуальность  проблемы учета, анализа и аудита расчетов с дебиторами и кредиторами  в настоящее время определила выбор темы дипломной работы.

Предмет исследования – состояние бухгалтерского учёта, анализа и аудита расчетов с дебиторами и кредиторами.

Информация о работе Учет и аудит дебиторской задолженности