Учет и аудит движения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать состояние учета и аудита движения основных средств на предприятии, и наметить пути их совершенствования.
В соответствии с поставленной целью работы были сформулированы следующие основные задачи:
- дать экономическую характеристику основных средств и роль учета и аудита в повышении экономической эффективности их использования в условиях рыночной экономики;
- исследовать состояние учета движения основных средств и наметить пути его совершенствования;
- провести аудит и анализ использования основных средств на предприятии и разработка рекомендаций по повышению экономической эффективности их использования.

Содержание работы

Введение
1 Экономическая характеристика основных средств и роль учета и аудита в повышении экономической эффективности их использования в условиях рыночной экономики
1.1 Экономическая характеристика основных средств и их оценка
1.2 Классификация основных средств
1.3 Роль учета и аудита в повышении экономической эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики
2 Учет движения основных средств и пути его совершенствования
2.1 Документальное оформление и учет поступления основных средств
2.2 Документальное оформление и учет амортизации и обесценение основных средств
2.3 Документальное оформление и учет выбытия основных средств
2.4 Совершенствование учета основных средств
3 Аудит и анализ использования основных средств и пути повышения экономической эффективности их использования
3.1 Аудит использования основных средств
3.2 Анализ использования основных средств
3.3 Пути повышения экономической эффективности использования основных средств
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 345.82 Кб (Скачать файл)

При установлении и принятии ориентированных критериев существенности каждый раз аудитору необходимо опираться  на свое собственное мнение, выбирая  его, аудитор руководствуется тем, что суммарная общая погрешность  в финансовой отчетности, превышающая 10% будет считаться существенной. При оценке существенности в диапазоне  от 5% до 10% необходимо более тщательно  исследовать все факторы.

Неотъемлемый риск. Оценивая неотъемлемый риск, берут во внимание ряд важных факторов:

1.  Характер деятельности предприятия, который влияет на внутрихозяйственный риск в отношении определенности счетов.

2.  Честность администрации, когда во главе администрации стоит лицо, которое характеризуется как честнейшее и отсюда вероятность наличия существенных погрешностей в финансовой отчетности не велика.

3.  Мотивы поведения клиента. Во многих ситуациях хозяйственной деятельности, администрация может допустить некоторые изменения финансовой отчетности.

4.  Профессионализм. Сальдо многих бухгалтерских счетов требуют предположительных исчислений и высокопрофессионального суждения администрации.

Оценка риска контроля. Прежде чем приступить к планированию аудита, аудитор оценивает состояние  системы внутреннего контроля, так  как эффективная работа этой системы  существенно сокращает масштаб  внешнего аудита, соответственно - меньше процедур и затрат времени.

Стандарт аудита «Оценки  рисков и внутренний контроль» требует  от аудитора получения и документального  оформления оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля для определения аудиторского подхода.

При проверке внутреннего  контроля аудитор проверяет следующее:

1) Соблюдались ли специфические  процедуры контроля при создании  системы внутреннего контроля  посредством бухгалтерской службы  предприятия.

2) Прежде всего, установлена  ли система выдачи разрешений  руководством на те или иные хозяйственные операции и виды деятельности. В этих целях определена ли соподчиненность должностных лиц, с правом подписи финансовых документов исходя из сущности операции, размера денежных сумм. Закреплено ли такое право работника в должностных инструкциях или в приказе о приеме на работу.

3) Разработана ли в  бухгалтерии схема документооборота  с указанием последовательности  выписки документов, санкционирования  операции подписями должностные  лиц, завершая процедурами сдачи  их в архив.

4) Определены ли бухгалтерией  формы бланков документов или  выбраны из имеющихся на данный  момент образцов.

При этом необходимо проверить  протестированы ли бухгалтерской службой  реквизиты документов, насколько  они раскрывают существа описываемой  в них операции, учтены ли при  этом требования бухгалтерского, статистического  и оперативного (налогового) видов  учета.

5) Надежна ли система  регистрации и сквозной нумерации  документов. Обеспечивает ли эта  мера ломоту регистрации всех  операции предприятия и сохранность  информации на бумажном носителе.

6) Какова система обеспечения  сохранности электронной версии  бухгалтерии, своевременно ли  оформляются документы и регистры  учета на бумажном носителе  и закреплены ли они в переплет.

7) Производятся ли сверки  учетных данных с фактическими, кем и как часто меняются исполнители этих работ, не имеет ли место "фактор срастания".

8) Распределены ли обязанности  между работниками бухгалтерии  таким образом, что намеренные  и случайные ошибки, допущенные  одним, выявляются другим бухгалтером.  Предусмотрены ли условия, исключающие  возможность и необходимость  сговора между должностными лицами.

В частности, произведено  ли разделение обязанностей между лицами:

-  санкционирующими и осуществляющими операции;

-  обеспечивающими физическое хранение и контроль за их использованием;

-  отражающими операции в учете.

9) Оформлены ли договоры  о материальной ответственности  с лицами, имеющими доступ к  активам предприятия. Не имеют  ли работники какие-либо юридические  ограничения для работы с ценностями.

10) Соблюдается ли последовательность  обработки информации в бухгалтерском  учете: от первичных документов  до финансовой отчетности.

Хозяйственные операции предприятия  всех видов подвергаются тестированию по основным направлениям внутреннего  контроля с позиции реальности, полноты, разрешения, точности, классификации, учета, периодизации (Таблица 1). 

 

Таблица 1 -Контроль хозяйственных операций

Направление контроля

Что означает

Что выявляет

1

2

3

Реальность

Зафиксированные операции достоверны и подтверждены данными документов

Бестоварные или неотфактурованные операции

Полнота

Все фактически совершенные  операции записаны, ни одна не пропущена

Фактически совершенные, но не зарегистрированные операции

Разрешение

Операции санкционированы  в соответствии с политикой компании

Не санкционированное  списание активов компании

Учет

Учет операции полностью  завершен

Расхождения между синтетическим  и аналитическим учетом, несписанные  доходы и расходы

Периодизация

Периодизации записаны в  соответствующем периоде

Искажение отчетности

Точность

Все суммы должным образом  исчислены

Количество не соответствует  фактическому наличию, цена завышена или  занижена, допущены арифметические ошибки, описки цифр

Классификация

Операции отнесены на соответствующие  счета

Неправильные бухгалтерские  проводки


Рассмотрим процедуры  тестирования контрольных моментов на АО «KEGOC». Для подтверждения эффективности  функционирования контрольных мероприятий  и процедур были использованы четыре типа процедур:

1.  Опрос компетентных работников предприятия.

2.  Проверка документов записей и сообщений.

3. Наблюдение.

4. Повторное выполнение.

В результате был сделан вывод, о том, что риск контроля на предприятии АО «KEGOC» составляет 30%.

Как уже было отмечено выше, риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска.

Модель аудиторского риска  выглядит следующим образом:

 (1)

где DR – риск не обнаружения,

DAR – приемлемый аудиторский  риск,

IR – неотъемлемый аудиторский  риск,

CR – риск внутреннего  контроля.

Областями исследования для  неотъемлемого аудиторского риска  в АО «KEGOC», являлись области:

1.Характер деятельности  предприятия.

2. Честность администрации.

3. Мотивы поведения клиента.

4. Профессионализм

В результате исследования неотъемлемого аудиторского риска  сделаны следующие выводы: во многих ситуациях хозяйственной деятельности, администрация допускает некоторые  изменения финансовой отчетности, а  также сальдо многих бухгалтерских  счетов требуют предположительных  исчислений.

В результате был получен  неотъемлемый аудиторский риск в  размере 50%.

Был исследован риск внутреннего  контроля, который заключается в  том, что ошибки в остатках счетов или видах операций могут быть существенными до выявления или  исправления их с помощью систем учета и внутреннего контроля. При исследовании изучалась оценка эффективности систем учета и  внутреннего контроля, направленных на предотвращение, выявление и исправление  существенных искажений.

Были обнаружены следующие  недочеты:

-  отсутствие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов.

-  увольнение и перемещение материально ответственных лиц осуществляется без согласования с гл. бухгалтером АО;

-  при увольнении или переводе работников в распорядительные документы не вносятся изменения.

Риск внутреннего контроля установлен в размере 30%.

Областью исследования приемлемого  аудиторского риска на предприятии  является существенность несоответствия финансовой отчетности:

1. Есть неточности, но  они не влияют на принятие  решений – несущественность –  5%.

2. Суммы являются существенными,  но не показывают общего влияния  на финансовую отчетность в  целом – 10%.

3. Суммы не только существенны,  но и часто встречаются, что  под вопрос ставится объективность  финансовой отчетности в целом  –20%.

В результате было установлено, что все формы финансовой отчетности АО «KEGOC» соответствуют международным  стандартам финансовой отчетности, но имеются подчистки и исправления.

В связи с этим приемлемый аудиторский риск определен в  размере 5%.

Рассчитанные показатели можно подставить в формулу (1):

В результате исследования трех составляющих аудиторского риска, входящим в модель аудиторского риска  было выявлено, что для аудита на АО «KEGOC» риск необнаружения составил 0,33%.

Следующим шагом аудитора на этапе планирования было определение  ключевых по значимости областей проверки и составление аудиторской программы  по проверке учета движения основных средств на предприятии АО «KEGOC».

Также в программе аудита указываются следующие основные положения:

-  цель аудита;

-  основные участки работы предприятия и объекты учета, подлежащие проверке.

-  характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);

-  предполагаемая продолжительность проверки.

В программе аудиторской  проверки указано последовательное осуществление необходимых аудиторских  процедур и их исполнителей.

Таким образом, первоначальным этапом аудиторской проверки поступления  основных средств на предприятии АО «KEGOC» явилось общее ознакомление с деятельностью предприятия, а также планирование аудитор-кой проверки и составление детальной программы аудита. На последующих этапах будет осуществлена детализация аудита путем составления конкретных проверочных процедур.

Для достижения цели аудита составляется программа аудиторской  проверки по разделу основных средств (Приложение Р).

Учитывая содержание процедур аудита основных средств, необходимо изучить:

а) приняты ли меры по обеспечению  сохранности основных средств, назначены  ли приказом руководителя предприятия  материально-ответственные лица, заключены  ли с ними письменные договора о  полной индивидуальной материальной ответственности;

б) созданы ли условия  для материально-ответственных лиц, для обеспечения сохранности  основных средств, имеются ли закрываемые  складские помещения, оборудованы  ли они охранной сигнализацией;

в) организован ли порядок  вывоза товарно-материальных ценностей  с территории предприятия, назначена  ли приказом руководителя постоянно  действующая комиссия для проверки сохранности основных средств;

г) проводились ли инвентаризации и выборочные проверки сохранности  основных средств, оформлены ли их результаты, какие меры приняты к виновным в случае их недостачи.

Составным элементом программы  аудита наличия, сохранности и использования  основных средств на предприятии АО «KEGOC» являлась проверка:

1) соответствия статей  баланса, характеризующих наличие  основных средств данным Главной  книги;

2) наличия и сохранности  основных средств;

3) правильности отнесения  имущества к основным средствам,  их группировки по классификации,  принадлежности и участия в  производственном процессе;

4) точности оценки, оформления  и отражения в учете операций  по поступлению и выбытию основных  средств;

5) целесообразности начисления  и отражения в учете износа  и ремонта основных средств.  «Амортизация» («погашение») - объективный  процесс перенесения стоимости  основных средств на использование  специальных денег - амортизационных  отчислений, включаемых в издержки  производства или обращения для  простого или расширенного воспроизводства  основных фондов (основного капитала);

6) регулярности отражения  данных о наличии и движение  основных средств в регистрах бухгалтерского учета и отчетности;

7) оптимальности и эффективности  использования основных средств.

При проверке движения основных средств было обращено внимание на:

1) правильность отнесения  видов имущества к основным  средствам и их классификация  по принадлежности (собственные  и арендованные), по характеру  участия в производственном процессе (действующие и бездействующие), по назначению производственные  и непроизводственные), по роли  в производстве (активные и пассивные)  и т.д.;

2) перечень с указанием  первоначальной стоимости, износе, цен соглашения или покупки  (за иностранную валюту, по перерасчетному  курсу в момент приобретения  в национальную валюту);

3) объекты капитального  строительства, находящиеся во  временной эксплуатации, которые  не включаются в состав основных  средств предприятия, а учитываются как незавершенное строительство на группе счетов 2930 «Незавершенное строительство»;

4) установление рыночной  стоимости, которая, как правило,  не должна быть ниже балансовой;

5) то что, при безвозмездной  передаче основных средств ни  подлежат обложению налогу на  добавленную стоимость, за исключением  их безвозмездной передачи приобретенных  с этим налогом для непроизводственной  сферы (Плательщиком налога на  добавленную стоимость является  передающая сторона и т.д.)

Аудитор изучил правильность отражения в учете и отчетности операций, связанных с приобретением  и безвозмездным получением основных средств с учетом уплачиваемого  поставщиком (подрядчиком) налог на добавленную стоимость. По этим объектам, согласно данным актам приема-передачи основных средств, в журнале-ордере 12 и 10 проверялась достоверность  и обоснованность показателей, отраженных на счетах подраздела «Основные средства», в частности:

Информация о работе Учет и аудит движения основных средств