Учет и аудит движения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - исследовать состояние учета и аудита движения основных средств на предприятии, и наметить пути их совершенствования.
В соответствии с поставленной целью работы были сформулированы следующие основные задачи:
- дать экономическую характеристику основных средств и роль учета и аудита в повышении экономической эффективности их использования в условиях рыночной экономики;
- исследовать состояние учета движения основных средств и наметить пути его совершенствования;
- провести аудит и анализ использования основных средств на предприятии и разработка рекомендаций по повышению экономической эффективности их использования.

Содержание работы

Введение
1 Экономическая характеристика основных средств и роль учета и аудита в повышении экономической эффективности их использования в условиях рыночной экономики
1.1 Экономическая характеристика основных средств и их оценка
1.2 Классификация основных средств
1.3 Роль учета и аудита в повышении экономической эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики
2 Учет движения основных средств и пути его совершенствования
2.1 Документальное оформление и учет поступления основных средств
2.2 Документальное оформление и учет амортизации и обесценение основных средств
2.3 Документальное оформление и учет выбытия основных средств
2.4 Совершенствование учета основных средств
3 Аудит и анализ использования основных средств и пути повышения экономической эффективности их использования
3.1 Аудит использования основных средств
3.2 Анализ использования основных средств
3.3 Пути повышения экономической эффективности использования основных средств
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 345.82 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим бухгалтерские  записи по данной операции.

1. На сумму начисленного  износа:

Дебет счета 2424 «Амортизация прочих основных средств»

Кредит счета 2415 «Прочие  основные средства 24600 тенге

2. Расходы на демонтаж  основных средств:

Дебет счета 7410 «Расходы по выбытию активов»

субсчет «Основные средства»

Кредит счета 3310 «Краткосрочная кредиторская

задолженность поставщикам  и подрядчикам» 4068 тенге

3. На балансовую стоимость  передаваемого объекта:

Дебет счета 7410 «Расходы по выбытию активов»

субсчет «Основные средства»

Кредит счета 2415 «Прочие  основные средства» 25400 тенге

4. На сумму НДС (от  облагаемого оборота балансовой  стоимости):

Дебет счета 7210 «Административные  расходы»

Кредит счета 3130 «Налог на добавленную стоимость» 3302 тенге.

Таким образом, основные средства выбывают с баланса предприятия  в результате их ликвидации по причине  износа, в результате их реализации, безвозмездной передаче.

2.4 Совершенствование  учета основных средств

Роль основных средств в процессе производства, особенности их воспроизводства в условиях рыночной экономики обуславливают особые требования к информации о наличии, движении, состоянии и использовании основных средств. Рыночная система управления требует более полной оперативной и комплексной информации по основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно было получить любую информацию, а не только отчетную.

Поэтому совершенствование  учета основных средств на предприятии АО "KEGOC" следует вести по двум направлениям. Во-первых, работать над тем, чтобы как можно быстрее получать необходимую информацию по основным средствам. А так как на предприятии большое множество различных групп основных средств, то без использования вычислительной техники получить необходимые данные невозможно. Для решения данной задачи предприятию необходимо более полно использовать вычислительную технику. Централизовано вести учет на ЭВМ.

Вторым направлением является совершенствование действующей  методологии учета основных средств, что вызвано целым рядом причин.

В печати обсуждались вопросы  классификации основных средств, понятия  инвентарного объекта, оценки основных средств, учета амортизации, износа, ремонта основных средств. Решение  этих проблем в условиях работы предприятия  при становлении социально ориентированной  экономики позволит подойти к  пересмотру такого основополагающего  документа как Положение по бухгалтерскому учету основных средств государственных, кооперативных и общественных предприятий  и организаций.

В учете основных средств  важным является понятие об инвентарном  объекте, как имущественной единице  основных средств и как единицы  их учета. Многообразие основных средств  по конструкции, различию выполняемых  функций, внешней форме, непосредственно  соединенные между собой в  комплексе затрудняют такую формулировку понятия, как инвентарный объект, которая давала бы простое и ясное  применение во всех случаях его определения.

Согласно Закону Республики Казахстан «О бухгалтерском учете  и финансовой отчетности» инвентарным  объектом считается законченное  устройство со всеми к нему приспособлениями и принадлежностями или отдельный  конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно  сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно  выполняющих определенную работу.

Исходя из выше сказанного, следует, что инвентарный объект должен представлять собой технически законченную единицу учета основных средств, которая выделяется благодаря  самостоятельным эксплуатационным возможностям.

К инвентарным объектам относятся  также вмонтированные части (комплекс предметов). Действующая в практике учетная единица содержит одно свойство - самостоятельное функционирование. Однако технический прогресс (расширение применения конвейерного производства, механизация, автоматизация, внедрение  гибких технологических процессов  с применением роботов во всех отраслях промышленности, вычислительной техники) приводит к взаимосвязи  отдельных видов основных средств. Инвентарные объекты объединяются в более крупные комплексы  основных средств, которые включают в себя десятки и сотни самостоятельных  объектов.

Все это говорит о том, что в условиях научно-технического прогресса во многих случаях отдельный  инвентарный объект теряет способность  к самостоятельному функционированию и может участвовать в производственном процессе только в соединении с другими  инвентарными объектами и в то же время быть с ними конструктивно  сочлененными.

В учетной практике возникает  постоянно вопрос о том, как отражать комплекс в регистрах, как целый  объект либо открывать на каждый объект свою инвентарную карточку. Исходя из этого, возникает второй вопрос, как начислять амортизацию, дифференцированно  или в целом на все объекты  комплекса общим процентом, и  по какому проценту. Эти вопросы  на практике решаются по-разному. На одних  предприятиях объекты комплекса  отражаются дифференцированно, т.е. каждому  объекту присваивается свой инвентарный  номер, открывается инвентарная  карточка, дифференцированно начисляется  амортизация. На других предприятиях комплексам присваивается один инвентарный  номер и устанавливается с  разрешения министерства единая норма  амортизации.

Предлагается усовершенствовать  нормативы и методы начисления амортизации, систему переоценки основных фондов и индексации, ввести меры экономического стимулирования и контроля целевого использования амортизационных  отчислений.

Предприятию дать свободу  в выборе модели амортизации и  методов ее начисления. Преимущества ускоренной амортизации заключаются  в том, что она позволяет:

-  страховать предприятия от потерь, связанных с моральным износом, и стимулировать внедрение более совершенной техники;

-  ускорять обновление основных средств и защитить их инфляции, повышать конкурентоспособность продукции и другое.

При ускоренной амортизации  используются различные методы исчисления, среди которых: метод двукратных уменьшающихся амортизационных  отчислений (метод двойной нормы) и метод суммы годовых цифр (метод суммы лет). Их называют методами ускоренной амортизации, т.к. они ускоряют начисление износа, при их использовании  величина амортизационных отчислений в начале срока эксплуатации объекта  основных средств больше, чем при  использовании метода равномерного начисления амортизации. Но это превышение компенсируется меньшими отчислениями по мере истечения срока эксплуатации. Величина всей начисленной на протяжении срока эксплуатации амортизация  всегда одинакова и равна амортизируемой стоимости объекта.

Метод двукратных уменьшающихся  амортизационных отчислений, или  регрессивный, получил наибольшее распространение. Он определяет амортизационные отчисления на основе фиксированных процентов  от остаточной балансовой стоимости  основного капитала. При этом максимальная норма в два раза превышает  нормы амортизации, применяемые  при равномерном начислении амортизации; метод уменьшающегося баланса, который предполагает удвоение нормы амортизации в первый год эксплуатации, отчисление 20 % от остаточной стоимости во второй год и т.д.; метод "сумма чисел" или "сумма лет" или "кумулятивный метод", при котором норма амортизации подсчитывается путем деления числа лет (часов), оставшихся до истечения срока службы основного капитала, на сумму лет службы этого капитала

Принцип регрессии, лежащий  в основе этих методов, позволит в  первый год начислить амортизацию  в повышенных размерах, а в последствии ее уменьшить. Это позволит 2/3 стоимости фондов амортизировать за половину срока службы.

Предоставление предприятиям выбора начисления амортизации будет  содействовать созданию гибкой амортизационной  политики, которая позволит остановить сбережение устаревшего оборудования, быстрейшего накопления денежных ресурсов на обновление основных фондов.

Что касается проблемы классификации  основных средств, то следует отметить, что в связи с созданием  различных средств механизации  и автоматизации управленческого  труда, созданием новых видов  техники, требуется некоторое уточнение  существующей классификации основных средств.

Изменение классификации  позволит более точно учитывать  функциональное назначение основных средств при их распределении по классификационным группам, даст возможность полнее выявить значение отдельных групп в производственном процессе, характер их изменений.

Также одним из направлений  совершенствования учета основных средств является автоматизация  учета основных средств. Автоматизация  учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета  основных средств применяются коды:

- синтетических счетов  и субсчетов аналитического учета;

- структурных подразделений  предприятия;

- инвентарных объектов;

- норм амортизационных  отчислений;

- бухгалтерских операций  и др.

При автоматизации учета  основных средств используются типовые  межотраслевые формы первичных  документов.

Особенностью организации  автоматизированного учета является создание постоянного файла (массива) информации, соответствующего картотеке  инвентарных объектов. По данным первичных  документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В  результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств  по местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и  начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление  баланса и форм периодической  и годовой отчетности.

«1С: Бухгалтерия 8.0» является мощной системой, предназначенной для  комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всех масштабах. Эта система  позволяет в каждом индивидуальном случае подобрать оптимальное решение, учитывающее специфику организации. Средства работы с документами позволяют  организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск  любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме. Исходной информацией  является операция, которая отражает реальный хозяйственный акт.

Операции могут формироваться  автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может  порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить  большое количество проводок, например, при начислении амортизации основных средств.

Одним из важных путей совершенствования  бухгалтерского учета является введение дополнительного контроля со стороны  руководства предприятия. Просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих  в данной области позволит более  рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить  меньше времени на убеждение руководства  в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств  сотрудниками предприятия.

 
3 Аудит и анализ использования  основных средств и пути повышения  экономической эффективности их  использования  

 

3.1 Аудит использования  основных средств

Аудит - особая, самостоятельная и независимая организационная форма финансового контроля. В Законе Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» аудиту дается следующая характеристика: «Проверка в целях выражения независимого мнения о составлении финансовой отчетности и прочей информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан».[23]

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий  и их владельцев в достоверности  учета и финансовой отчетности.

Многие авторы в экономической  литературе по аудиту по-разному трактуют понятие аудита. Джек Робертсон отмечал, что под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.

Аудиторская деятельность в  Казахстане представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских  услуг.

Аудитор (от лат. auditor - слушатель, ученик, последователь) - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период [24, с.11]. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Цель аудита основных средств - проверка правильности состава, полноты  и реальности учета движения основных средств и достоверности начисленной  амортизации, установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения действующим  в Казахстане нормативным документам.

Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:

-  основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения операций с основными средствами;

-  приказ об учетной политике организации;

-  приказ об учетной политике для целей налогообложения;

-  первичные документы по отражению операций по капитальным вложениям и по основным средствам;

-  регистры синтетического и аналитического учета капитальных вложений и движения основных средств, используемые в организации;

Информация о работе Учет и аудит движения основных средств