Учет и аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Основные средства – это внеоборотные активы, отвечающие определенным критериям и обладающие материально–вещественной структурой. Основные средства представляют собой часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» приведены критерии выделения основных средств из множества внеоборотных активов"

Содержание работы

Глава 1. Общие сведения о бухгалтерском учете основных средств……....3
1.1 Понятие и классификация основных средств……………………………3
1.2 Бухгалтерский учет основных средств……………………...…………7
Глава 2. Аудит основных средств…………………………………..……….1
2.1 Понятие, цели и задачи аудита основных средств…………………..…19
2.2 План и программа проведения аудита основных средств…………….23
2.3 Типичные ошибки в документировании движения основных средств.33
Глава 3. Программа аудита основных средств……………………………..37
Список литературы………………………………………………………..…40

Файлы: 1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Организация работ по проведению ремонта и их оплата являются обязанностью руководства организации  или лиц, которым эта обязанность  делегирована руководством. Работы по ремонту могут выполняться как силами самого предприятия (отдельных работников или структурных подразделений), так и силами сторонних исполнителей. В первом случае говорят о ремонте хозяйственным способом, во втором — подрядным способом.

Если затраты на ремонт целиком включаются в издержки текущего отчетного периода, то по мере производства и приемки работ в бухгалтерском учете выполняются следующие проводки:

Для первого варианта сбора затрат на ремонт:

Д-т 20 “Основное производство“, 44 “Расходы на продажу“, 23 “Вспомогательные производства“ и др. (В этой проводке счет 20, 44, 23 и др. выбирается в зависимости от того, какое подразделение потребляет ремонтные работы) – К-т 10 “Материалы“, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда“ и т.д. — отражены затраты на ремонт, выполненный собственными силами организации — хозяйственным способом;

Д-т 20, 44, 23 и др. – К-т 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ или 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“ — отражены затраты на ремонт, выполненный силами сторонних организаций (ремонтных мастерских, центров технического обслуживания и ремонта и т.п.) — подрядным способом;

 для вариантов 2 и 3:

Д-т 25 “Общепроизводственные расходы“ или 23 “Вспомогательные производства“  –  К-т 10 “Материалы“, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда“ и т.д. — отражены затраты на ремонт, выполненный хозяйственным способом;

Д-т 25 “Общепроизводственные расходы“ или 23 “Вспомогательные производства“ – К-т 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ или 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“ — отражены затраты на ремонт, выполненный подрядным способом;

Д-т 20, 44, 23 и др. – К-т 25 “Общепроизводственные расходы“ или 23 “Вспомогательные производства“ — затраты на ремонт включены в затраты подразделений — потребителей ремонтных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аудит  основных средств

2.1 Понятие,  цели и задачи аудита основных  средств

 

         Аудит представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению вневедомственных  проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

         Аудитор - лицо, проверяющее состояние  финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

         Аудит основных средств - лишь  часть проверки финансово-хозяйственной  деятельности организации. Его  целью является установление  соответствия применяемой в организации  методики учета, нормативным актам,  действующим на территории Российской Федерации. Целью аудита основных средств также может быть оценка эффективности использования основных средств. Для достижения указанной цели в ходе аудиторской проверки необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:

1.  Оценка состояния организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии организации и по материально ответственным лицам, в местах эксплуатации основных средств (цехах, отделах, службах). Причем как собственных основных средств, так и арендованных.

2.  Проверка правильности  ежемесячного начисления износа  по собственным и долгосрочно  арендуемым основным средствам,  так как это связано с формированием  себестоимости реализуемой продукции  (работ, услуг) и в конечном  итоге - с финансовым результатом организации, что влияет на взаимоотношении организации с бюджетом по налогу на прибыль.

3.  Проверка соблюдения  организацией налогового законодательства  по операциям, связанным с приобретением  и выбытием основных средств,  их арендой у физических и юридических лиц.

4.  Проверка оценки действующего  а организации порядка учета  затрат на текущий или капитальный  ремонт основных средств при  подрядном и хозяйственном способах  работ, исходя из принятой предприятием  учетной политики на год.

5.  Проверка результатов произведенной переоценки основных средств.

6.  Проверка учета капитальных  вложений.

7.  Анализ в необходимых случаях,  если это предусмотрено условиями  заключенного договора, использования  организацией основных средств  по времени и мощности с  учетом специфики производственной деятельности.

         Эти основные вопросы аудитор  должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском  заключении и сделать предложения  по выявленным нарушения и  отступлениям от установленных  правил учета.

В процессе аудиторской проверки операций с основными средствами (ОС) следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  • Налоговый кодекс Р.Ф;
  • Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. N 91н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. N 135н;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 1.01.02 г. N 1 «Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы»;
  • Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. N 7;
  • Постановление Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359 «Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94».

Необходимость использования нормативной базы в процессе аудита определена в Правиле (стандарте) № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита». В частности, в Стандарте указано, что аудитор обязан учитывать соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов РФ в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности этого аудируемого лица .

Среди документов, предоставляемых аудитору и подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы  включают:

  • приказ «Об учетной политике организации», составленный в соответствии с ПБУ «Учетная политика»;
  • унифицированные формы первичной учетной документации;
  • приказ о назначении постоянно действующей комиссии;
  • отчет о переоценке основных средств;
  • договоры купли - продажи основных средств;
  • договоры на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств.

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

  • Главную книгу;
  • Регистры бухгалтерского учета по счетам:
  1. по которым непосредственно отражаются операции с основными средствами - 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения в необоротные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производство и хозяйство»; 001 «Арендованные основные средства»;
  1. проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности - 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • ведомость аналитического учета основных средств;
  • разработанные таблицы «Расчет износа (амортизации) основных средств».

Отчетность  включает:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1) - отражаются данные по основным средствам, принадлежащим организации на праве собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения, представлены в разделе I «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» с детализацией по видам: земельные участки и объекты использования; здания, машины и оборудование.
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) - Расшифровка движения основных средств в течение отчетного года, а также их состав на конец отчетного года;
  • Статистический отчет (форма № 11) - статистическое наблюдение за наличием и движением основных средств;
  • налоговая отчетность (налоговые декларации).

Также предоставляется  аудитору внеучетная информация, которая  включает акты предыдущих налоговых  проверок, аудиторские заключения и  отчеты, договоры, соглашения, приказы и распоряжения руководителя организации и др.

 

2.2  План и программа проведения аудита основных средств

 

Последовательность работ  при проведении аудита основных средств  можно разделить на три этапа (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы аудиторской проверки основных средств

Этап аудита основных средств

Содержание этапа аудита

Ознакомительный

- аудитором должна быть обязательно  проведена проверка соблюдения  условий для отнесения имущества  к основным средствам, согласно  ПБУ 6/01;

- должен быть изучен состав и структура основных средств по данным регистров аналитического учета. В процессе такого изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов;

- проверка сохранности основных средств -  необходимо проверить условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с ними заключены договоры о полной материальной ответственности.

Основной

- необходимо проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражались операции по приобретению, выбытию объектов основных средств;

- на основании данных бухгалтерского  учета и первичных учетных  документов проверяют своевременность зачисления объектов в состав основных средств;

- производится проверка формирования  первоначальной стоимости объектов  основных средств; проверяется  соответствие методологии, закрепленной  учетной политикой для целей  бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов;

- осуществляется перекрестная  сверка данных регистров синтетического  учета по счетам 01 «Основные средства»  и 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

- проверяется правильность начисления  амортизации ОС для целей бухгалтерского  учета; в случае ликвидации  ОС проверяют оформление первичных  документов, устанавливают причины  ликвидации, техническое состояние  списанных объектов.

Заключительный

- проводится проверка соблюдения  установленного порядка в учетной  политике организации в части  проведения инвентаризации, а именно, проводится ли инвентаризация: - перед составлением годовой отчетности; - при смене материально ответственных  лиц; - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при реорганизации или ликвидации;

 На основании данных инвентаризационных  описей, сличительных ведомостей, решений руководителя по итогам инвентаризации, бухгалтерских справок изучаются своевременность проведения инвентаризации, полнота и правильность отражения ее в учете. Если аудитор производит лишь проверку результатов инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качественной инвентаризации ОС более целесообразно провести ее самостоятельно. В заключение аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.


 

Для эффективного планирования аудита аудиторская организация  должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

 Основные сведения  о потенциальном аудируемом лице  аудитор получает в процессе  общения с руководством  и сотрудниками  предприятия, а так же изучения  документов.

 На данном этапе планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и достигнуть понимания данного субъекта в следующих вопросах:

1. Основные вопросы  предварительного планирования:

- организационно-правовая  форма клиента, масштаб деятельности;

- соблюдение клиентом  условия непрерывности деятельности;

- вид производственной  деятельности и номенклатура  выпускаемой продукции; 

- структура капитала  и курс акций (если они имеются);

- внешние и внутренние  факторы, влияющие хозяйствующую деятельность экономического субъекта.

2. Вопросы на стадии  предварительного планирования  аудита основных средств: 

- соблюдение научно  обоснованной классификации основных  средств; 

- права предприятия  на основные средства.

Важным моментом при планировании аудита основных средств является установление прав предприятия на данные объекты. В зависимости от этих прав аудитор будет применять те или иные процедуры.

 Так если объект  основного средства принадлежит  предприятию на праве собственности, то аудитору необходимо проверить - договор купли-продажи, свидетельство о государственной регистрации, Устав организации (тем самым проверить за счет чего формируется имущество).

 Исходя из главы  19 ГК РФ, данные права представляют  собой разновидности осуществления хозяйственной деятельности с чужим имуществом. [1]

 Право хозяйственного  ведения предполагает наличие  права владения, пользования и  распоряжения, ограниченного исключительно  в следующих областях:

- собственник сохраняет  право принимать решение о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, наделяемого им имуществом на праве хозяйственного ведения, а также определяет предмет и цели его деятельности;

- собственник назначает  руководителя юридического лица  и осуществляет контроль за эффективностью использования вверенного имущества (предприятие без разрешения собственника не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться иным образом);

Информация о работе Учет и аудит основных средств