Учет и контроль операций с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками; вся первичная документация по учету операций расчетов с покупателями и заказчиками; учетные регистры и отчетность.
В рамках курсовой работы в соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность расчетов и их роль в кругообороте хозяйственных средств предприятия;
- изучить порядок бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ И ИХ РОЛЬ В 4
КРУГООБОРОТЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Сущность расчетов, их виды и формы 4
1.2 Расчетные операции как объект учета и контроля 18
2 УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 22
3 КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 26
3.1 Цели, задачи и источники информации для проверки 26
3.2 Проверка расчетов с покупателями и заказчиками 28
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 683.50 Кб (Скачать файл)

 

Списание невостребованной дебиторской задолженности может производиться за счет созданного резерва, учет которого ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», предназначенном для обобщения информации о создании и использовании сумм резервов по сомнительным долгам.

 Сомнительным долгом  признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором (а если срок не установлен - в течение нормально необходимого для этого времени), и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Сумма создаваемого резерва  по сомнительным долгам отражается по дебету счета  90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

 Резервы по сомнительным  долгам создаются на основе  результатов проведенной организацией в конце квартала или отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности.

 Величина резерва  определяется отдельно по каждому  сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга в полной или частичной сумме.

 Создание резерва по сомнительным долгам возможно при обязательном выполнении следующих условий:

- если истек установленный  договором срок погашения покупателем,  заказчиком обязательств;

- обязательства не  обеспечены гарантиями;

- учетной политикой  организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам;

- проведен анализ  возможности и вероятности погашения  долга по каждому отдельному должнику.

Таким образом, дебиторская  задолженность покупателей и  заказчиков отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету или по каждому покупателю и заказчику, каждому кредитору и т.д.

 

3 КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ С  ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

3.1 Цели, задачи и источники информации для проверки

 

 

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом проверки. Именно от состояния расчетов во многом зависит платежеспособность предприятия, его финансовое положение и инвестиционная привлекательность, более того уверенность в достоверности отчетности необходима всем её пользователям.

Хозяйственные связи, возникающие  у организации с покупателями и заказчиками, являются необходимым условием ее деятельности, так как они обеспечивают бесперебойную работу предприятия. Следует учесть, что платежи, осуществляемые несвоевременно, не полностью, приводят к возникновению штрафов, пеней за несвоевременное перечисление денежных средств в уплату своей задолженности. А это в свою очередь ухудшает не только финансовое состояние предприятия, но и взаимоотношения с другими предприятиями.

Таким образом, проверка расчетов с покупателями  и заказчиками – это важная часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Ее целью является проверка достоверности показателей отчетности и отражения состояния обязательств по расчетам с покупателями и заказчиками, а также установление соответствия применяемой в организации методики учета нормативным актам, действующим на территории Республики Беларусь, полноты, правильности и своевременности данных расчетов.

Объектами проверки являются операции по возникновению задолженности поставщиков и покупателей.

Далее становится важным определение задач проверки таких операций. В ходе проверки расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи (рисунок 3.1).

При проведении проверки расчетных операций с покупателями и заказчиками информационной базой служат:

    • Учетная политика организации;
    • Главная книга организации;
    • Бухгалтерский баланс с приложениями;
    • Кассовая книга;
    • Книга продаж;
    • Журнал платежей;
    • Кассовые документы;
    • Банковские документы;
    • Договора;
  • Журнал-ордер 11 или распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 62, 90 и аналитические ведомости;
  • Первичные документы (накладные, счета-фактуры, приходные кассовые ордера, платежные поручения, платежные требования, акты и прочее);
  • Отчеты контролирующих структур, акты проверок и прочее.

 

Рисунок 3.1 – Задачи контроля расчетов с покупателями и заказчиками

 

В приказе об учетной политике проверяющий знакомится с:

  • Рабочим планом счетов;
  • Формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;
  • Документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом операций расчетов с покупателями и заказчиками;
  • Перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции по расчетам с покупателями и заказчиками;
  • Организацией инвентаризации этих операций.

По бухгалтерскому балансу устанавливается состояние задолженности по данным разделов I «Долгосрочные активы» по строке 170 «Долгосрочная дебиторская задолженность» и II «Краткосрочные активы» по строке 250 «Краткосрочная дебиторская задолженность» и разделу V "Краткосрочные обязательства» по строке «Краткосрочная кредиторская задолженность» подстрока «По авансам полученным».

Для проведения проверки могут быть предоставлены разные формы регистров синтетического и аналитического учета в зависимости от формы бухгалтерского учета, применяемой в организации. Перечень необходимых для проверки регистров может быть установлен в приказе об учетной политике.

В организациях, применяющих  единую журнально-ордерную форму учета, используются журналы-ордера № 11(учетный  регистр для учета отгрузки и  реализации готовой продукции в  разрезе субсчетов и синтетических  показателей) в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятии. При ведении учета с использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 62, 90, аналитические ведомости, Главная книга, и книга продаж.

По данным регистров синтетического и аналитического учета устанавливается:

  • Участники сделок и их число;
  • Применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами);
  • Порядок ведения аналитического учета (виды продаж: опт, розница, виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);
  • Нестандартные (нетипичные) бухгалтерские проводки.

Более того, необходимо затребовать  первичные документы по оформлению и отражению в учете расчетных операций и операций по реализации продукции - это договоры, накладные, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, отгрузочные документы, банковские документы (выписки банка, платежные поручения, реестры чеков), кассовые документы (расходные кассовые ордера и квитанции к приходным кассовым ордерам), векселя, акты инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками.

3.2 Проверка  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

 

Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как правило; безналичным путем платежными поручениями, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями, чеками, а средства со счетов фирмы списываются по распоряжению владельца счетов.

Форма расчетов плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. Организации - участники договора по общему соглашению могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачтенную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством.

Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками  включает следующие вопросы (рисунок 3.2).

Оценив состояние учета, контроля, реальности сальдо счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», проверяющий выясняет наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. При проверке прежде всего необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли эти договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем.

 Рисунок 3.2 –  Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками

 

Проверяя расчеты с  покупателями с использованием векселей, необходимо обратить внимание на своевременность и правильность отражения вексельного процента по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей, если имеются факты просроченной дебиторской задолженности, нет ли пропусков срока исковой давности.

После чего проверяющий  по данным первичных расчетно-платежных  документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» устанавливает достоверность учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками, при этом записи по дебету данного счета сверяются с записями по кредиту счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы».

Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за полученную продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов.

По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками  необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной.

Путем прослеживания  и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных сделках, взаимозачетах, расчетов с использованием чеков, аккредитивов, векселей.

Расчеты с покупателями за реализованную продукцию (работы, услуги) учитывают на активном балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Таким образом, необходимо также проверить правильность ведения аналитического учета по данному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок). Проверяется правильность составления корреспонденции счетов со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе.

В ходе контроля расчетов с покупателями и заказчиками также проверяется соблюдение принятого в учетной политике порядка списания дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и других нереальных для взыскания долгов за счет соответствующего резерва по сомнительным долгам или отнесение их на финансовые результаты хозяйственной деятельности организации.

При проверке расчетов с  покупателями можно применить также  аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ.

Таким образом, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо ознакомиться с перечнем субъектов ведения хозяйства, а также физических лиц, которые являются дебиторами и кредиторами предприятия, выучить динамику дебиторской и кредиторской задолженности и установить соответствие данных, полученных по расчетам, данным бухгалтерского учета.

 

4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задание №1

 

Таблица 4.1 - Журнал регистрации хозяйственных операций.

Содержание хозяйственной

операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. руб.

Дт

Кт

1

2

3

4

1 Акцептован счет поставщика  за поступившие материалы по учетным (покупным) ценам на условиях “франко-завод изготовитель”:

     материал А –  680 кг по 20 руб. за 1кг (без НДС)

680*20

    НДС 20%

13600*20/100

     материал Б –  330 кг по 50 руб. за 1кг (без НДС)

330*50

НДС 20%

16500*20/100

 

 

 

10

 

18

 

10

 

18

 

 

 

60

 

60

 

60

 

60

 

 

 

13600

 

2720

 

16500

 

3300

2 Акцептован счет транспортной  организации за доставку материалов (НДС включен), НДС – 20 %

16

76

6000

3 Списываются представительские  расходы делегации, связанные  с представлением экспозиции  изделий предприятия на международной выставке

44

60

10000

4 Начислена заработная плата  рабочему за выгрузку поступивших материальных ценностей

16

70

2000

5 Произведены обязательные отчисления  от зарплаты рабочего, начисленной за погрузоразгрузочные работы, в фонд социальной защиты населения в установленном размере

2000*35/100

16

69

700

6 Произведены отчисления  в фонд страхования от несчастных  случаев в размере 0,6 % от зарплаты (округление до целых)

2000*0,6/100

16

76

12

7 Начислен подоходный  налог (рабочий имеет 2 детей: 7 лет и 19 лет (студент дневной формы обучения в ВУЗе) и отчисления в пенсионный фонд

(2000-550-155-155)*12%

2000*1%

 

 

70

70

 

 

68

69

 

 

137

20

8 Согласно авансовому  отчету списаны командировочные  расходы, связанные с заготовлением материалов

16

71

2000

9 Произведены выплаты,  указанные в пп. 1,2,4–8

  • Поставщику за материалы

13600+2720+16500+3300

  • Транспортной организации за доставку материалов
  • Перечислена заработная плата

2000-137-20

  • Перечислены взносы в  фонд социальной защиты населения

700+20

  • Перечислены  отчисления в фонд страхования от несчастных случаев
  • Перечислен подоходный налог
  • Возмещены командировочные расходы

Зачет НДС

2720+3300

 

 

60

76

 

70

 

69

 

76

 

68

71

 

68

 

 

51

51

 

51

 

51

 

51

 

51

50

 

18

 

 

36120

6000

 

1843

 

720

 

12

 

137

2000

 

6020

Информация о работе Учет и контроль операций с покупателями и заказчиками