Учет и отчетность на малом предприятии (На примере предприятия ООО «Ромашка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы включает в себя изучение порядка учета и формирования отчетности на малом предприятии. Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть теоретические и правовые основы организации бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса; изучить порядок составления отчетности, её состава и сроках предоставления в соответствующие контролирующие органы, в том числе и на примере ООО «Ромашка»; а так же внести предложения по совершенствованию существующих норм и правил по составлению отчетности для малых предприятий.

Содержание работы

Введение 3
1. Организационно - правовые особенности малых предприятий 5
2. Бухгалтерский учет на малом предприятии 10
2.1 Организация бухгалтерского учета 10
2.2 Состав промежуточной и годовой отчетности, адреса и сроки
их представления 14
3. Порядок составления отчетности в ООО «Ромашка» и предложения
по ее совершенствованию 21
3.1 Порядок составления отчетности и её краткий анализ на примере
ООО «Ромашка» 21
3.2 Предложения по совершенствованию бухгалтерской отчетности 26
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по бух учету.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

Днем представления  организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Таким образом, среди  множества факторов, характерных  для организаций малого бизнеса, можно выделить следующие:

1) Относительно скромные  финансовые возможности.

2) Потребность во всесторонних  знаниях законодательства для  осуществления своей деятельности.

3) Небольшая численность  работающих.

4) Ограниченные возможности  по защите своих интересов во взаимоотношениях с проверяющими органами.

5) Незначительное, либо  полное отсутствие разделения  труда в бухгалтерской службе.

 

 

 

2. Бухгалтерский учет на малом предприятии

2.1 Организация бухгалтерского  учета

 

Процессу первичной  постановки или реорганизации системы бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта должен предшествовать анализ потребностей в выполнении указанных задач. Средние и крупные организации испытывают потребность в том, чтобы система бухгалтерского учета решала все поставленные задачи. Однако изучение специфики деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все. Например, перед системой бухгалтерского учета организации, в которой работает один человек, являющийся одновременно ее учредителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, так как все оно находится в единоличном пользовании. В небольшой организации, которая работает по договорам поручения в качестве поверенного, может отсутствовать необходимость в организации эффективности управления ресурсами. Организация, осуществляющая разовые операции, может не нуждаться в определении финансового результата деятельности, так как он будет равен разнице между поступлением и расходованием денежных средств. Наконец, бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый налог на вмененный доход, не выполняет задачу расчета налоговых обязательств, так как они не рассчитываются на основе данных бухгалтерского учета [13].

Определять потребность  в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач должен руководитель вместе с главным бухгалтером организации.

Определяя перечень задач, которые должен решать бухгалтерский  учет, необходимо учитывать, что каждая из них оказывает существенное влияние  на организацию системы бухгалтерского учета в целом. При этом если бухгалтерский учет организуется с преимущественным упором на выполнение одной задачи, то зачастую усложняется процесс получения данных, необходимых для выполнения другой. Например, если в организации первоочередной задачей является обеспечение сохранности товаров, то на счете 41 «Товары» целесообразно выделить субсчета по материально ответственным лицам или местами хранения. При этом если у разных лиц хранятся товары одного и того же наименования, то для получения информации об общем количестве товаров одного наименования придется складывать данные по каждому материально ответственному лицу [6].

Следует принимать во внимание также то, что каждая задача может быть решена несколькими способами. Например, данные о видах товаров могут быть получены с помощью выделения видов товаров как на отдельных синтетических субсчетах, так и на аналитических счетах организации. Конкретный способ ведения бухгалтерского учета обладает своими преимуществами и недостатками, а также имеет свою «цену», то есть стоимость затрат на его организацию и ведение.

Из всего сказанного следует, что, перед тем как разрабатывать  систему бухгалтерского учета организации, необходимо:

1) Определить перечень  задач, которые должен выполнять  бухгалтерский учет в данной организации.

2) Расставить приоритеты  между задачами.

3) Выбрать эффективные  способы решения поставленных  задач.

Перечень способов ведения  бухгалтерского учета организации  закрепляется в его учетной политике, поэтому необходимо рассмотреть  данный документ.

Согласно п. 2 положения  по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного  приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, под учетной политикой  организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. К способам бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации, система регистров бухгалтерского учета и иные соответствующие способы и приемы. При этом всегда возникает вопрос, что же это за способы, которые должны находить отражение в учетной политике?

Помочь ответить на поставленный вопрос позволяет классификация  положений (элементов) учетной политики:

1) По содержанию элементы  учетной политики подразделяются  на методологические, методические  и организационные.

2) По сфере регулирования  элементы учетной политики делятся  на общие и специальные.

3) По обязательности  разработки элементы учетной  политики делятся на обязательные, факультативно - обязательные и факультативные [12].

Существенное влияние  на организацию бухгалтерского учета оказывает налоговое законодательство. Ограниченность финансовых и технических возможностей для организации одновременно налогового, управленческого и финансового учета заставляет малые предприятия отдать предпочтение одному из них, и, как показывает практика, именно налоговому.

В соответствии с действующим  налоговым законодательством субъекты малого бизнеса могут уплачивать налоги по следующим налоговым режимам:

1) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход (ЕНВД);

2) упрощенная система  налогообложения (УСН);

3) УСН наряду с ЕНВД;

4) общая система налогообложения  (ОСН);

5) ОСН наряду с ЕНВД.

В действующем законодательстве есть прямые указания на зависимость  организации и ведения бухгалтерского учета от выбранного налогового режима (например, УСН). В тех случаях, когда таких обязательных к применению правил не установлено, но тем не менее существует отличительное влияние механизма налогообложения на организацию бухгалтерского учета, перед субъектом малого бизнеса встает вопрос унификации положений учетной политики с целью сближения бухгалтерского и налогового учета [1].

Влияние на организацию  бухгалтерского учета:

а) ЕНВД (при отсутствии иных режимов) - минимальное, что обусловливается отсутствием необходимости расчета величины налога на основании данных бухгалтерского учета;

б) УСН - в зависимости от объема хозяйственных операций и объекта налогообложения (организации могут вести либо не вести бухгалтерский учет, если объект налогообложения доходы или доходы за минусом расходов);

в) ОСН - максимальное, что прежде всего связано с применением главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»;

г) при совмещении различных налоговых режимов - влияние определяется с учетом особенностей каждого режима.

На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета:

1) Упрощенную форму  бухгалтерского учета, которую  можно вести:

А) по простой форме  бухгалтерского учета, предусмотренную типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64 н);

Б) по форме бухгалтерского учета с использованием регистров  бухгалтерского учета, предусмотренную  Типовыми рекомендациями по организации  бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64 н).

2) Мемориально-ордерную  форму. 

3) Единую журнально-ордерную  форму. 

4)Журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций.

5) Автоматизированную форму.

6)Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Книга учета доходов и расходов; утв. приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3-22/606). Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ [1].

Таким образом, существует реальная возможность тесной интеграции бухгалтерского и налогового учета. Поэтому для унификации данных бухгалтерского и налогового учета организации необходимо в учетной политике принять порядок, наиболее удовлетворяющих требованиям субъекта малого бизнеса и находящего компромиссный вариант между этими видами учета.

Так же для поддержания  данных целей необходимо организовать в рамках бухгалтерского учета получение  данных, необходимых для заполнения налоговой декларации по соответствующим  налоговым режимам (ОСНО, ЕНВД, УСНО).

Делая вывод из всего  вышеперечисленного можно отметить, что грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

1) Обеспечить сохранность имущества;

2) Организовать эффективное  управление ресурсами;

3) Определить финансовый результат деятельности;

4) Рассчитать налоговые  обязательства.

 

2.2 Состав промежуточной  и годовой отчетности, адреса  и сроки их представления

 

Бухгалтерская отчетность - единая система  данных об имущественном и финансовом положении организации и о  результатах хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Составление бухгалтерской отчетности завершающий этап учетного процесса на малом предприятии. В бухгалтерской  отчетности представлена информация о  финансовом положении организации, о результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении.

Состав бухгалтерской отчетности регламентирован приказом Минфина  России № 67н. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском  учете», бухгалтерская отчетность организаций  делится на промежуточную и годовую. Промежуточная отчетность, в свою очередь, может быть месячной и квартальной [4].

Согласно п. 49 ПБУ 4/99 промежуточная  отчетность организаций состоит  из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках если иное не установлено учредителями (участниками) организации. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, т.е. не позднее 30 марта 30 июля и 30 октября по отчетности за I квартал, полугодие и 9 месяцев соответственно [9].

Состав годовой отчетности субъектов  малого предпринимательства зависит  от того, подлежит ли их отчетность обязательному  аудиту.

Согласно Федеральному закону «Об  аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации:

1) имеющие организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

2) объем выручки которых от  реализации продукции (выполнения  работ, оказания услуг) за один  год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (на момент написания книги МРОТ составлял 100 руб)., т.е. 50 млн руб. и 20 млн руб. соответственно;

3) обязательный аудит в отношении  которых предусмотрен федеральным  законом.

Если организация подлежит обязательному  аудиту, то ее годовую

бухгалтерскую отчетность составляют:

1) Бухгалтерский баланс.

2) Отчет о прибылях и убытках.

3) Отчет об изменениях капитала.

4) Отчет о движении денежных  средств.

5) Приложение к бухгалтерскому  балансу.

6) Пояснительная записка.

7) Аудиторское заключение.

Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности предусмотрено, что данные организации могут не предоставлять отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу, если отсутствуют соответствующие данные. Данное условие выполнимо, только если указанная организация не осуществляла деятельности в отчетном периоде.

Годовая отчетность организации, не подлежащей обязательному аудиту, состоит из:

1) Бухгалтерского баланса.

2) Отчета о прибылях и убытках.

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности - 90 дней с момента окончания отчетного периода, то есть в не високосный год отчетность должна быть представлена не позднее 31 марта, а в високосный - не позднее 30 марта.

Об адресах и сроках представления  отчетности подробно написано в статье 15 федерального закона №129-ФЗ.

 Все организации, за исключением  бюджетных, представляют годовую  бухгалтерскую отчетность в соответствии  с учредительными документами  учредителям, участникам организации  или собственникам ее имущества,  а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации [2].

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям  бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Информация о работе Учет и отчетность на малом предприятии (На примере предприятия ООО «Ромашка»)