Учет и отчетность на малом предприятии (На примере предприятия ООО «Ромашка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы включает в себя изучение порядка учета и формирования отчетности на малом предприятии. Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть теоретические и правовые основы организации бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса; изучить порядок составления отчетности, её состава и сроках предоставления в соответствующие контролирующие органы, в том числе и на примере ООО «Ромашка»; а так же внести предложения по совершенствованию существующих норм и правил по составлению отчетности для малых предприятий.

Содержание работы

Введение 3
1. Организационно - правовые особенности малых предприятий 5
2. Бухгалтерский учет на малом предприятии 10
2.1 Организация бухгалтерского учета 10
2.2 Состав промежуточной и годовой отчетности, адреса и сроки
их представления 14
3. Порядок составления отчетности в ООО «Ромашка» и предложения
по ее совершенствованию 21
3.1 Порядок составления отчетности и её краткий анализ на примере
ООО «Ромашка» 21
3.2 Предложения по совершенствованию бухгалтерской отчетности 26
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по бух учету.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая  бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном  учредительными документами организации.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской  отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления  организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового  отправления с описью вложения или  дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности [2].

Таким образом, формы  бухгалтерской отчетности как отражение  финансово-хозяйственной деятельности организации позволяют ответить на вопрос, как сработала организация  за прошедший период. Они отражают информацию о прибыльности организации (отчет о прибылях и убытках) и имеющихся у неё ресурсах (бухгалтерский баланс). В условиях быстрого развития законодательства в области налогов и сборов, а так же растущего уровня квалификации специалистов проверяющих органов, на предприятии малого бизнеса необходимо организовать учет таким образом, чтобы грамотно уплачивать налоги было бы не менее выгодно, чем уходить от них. Тем более, что в условиях ограниченных финансовых возможностей поддерживать высокий профессиональный уровень при постоянно меняющемся законодательстве чрезвычайно сложно.

Порядок составления  отчетности. Здесь укажем основные этапы составления отчетности, а также еще раз рассмотрим о том, какие возможности предоставлены субъектам малого предпринимательства для того, чтобы сделать этот процесс более легким и приятным.

Порядок составления  бухгалтерской отчетности организаций  состоит из двух основных этапов:

1) подготовительной работы;

2) заполнения форм  бухгалтерской отчетности на  основании данных учетных регистров.

Подготовительный этап составления бухгалтерской отчетности, в свою очередь, подразумевает:

1) инвентаризацию статей  баланса;

2) проверку записей  на счетах бухгалтерского учета;

3) порядок исправления  выявленных ошибок;

4) закрытие счетов  учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции;

5) выявление финансового  результата от продажи продукции  (работ услуг), закрытие счета  90 «Продажи»;

6) выявление финансового  результата от прочих операций, закрытие счета 91 «Прочие доходы  и расходы»;

7) выявление чистой прибыли (убытка), закрытие счета 99 «Прибыли и убытки».

Схематично порядок  заполнения бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках  представлен в приложениях 1 и 2 соответственно.

Заполнение форм бухгалтерской  отчетности на основании данных учетных регистров может представлять собой достаточно сложную задачу, если данные, необходимые для заполнения отчетных форм, не представлены в удобном виде в учетных регистрах.

Таким образом, для максимального  облегчения процедуры составления  бухгалтерской отчетности, необходимо разработать и утвердить в учетной политике такой рабочий план счетов, который бы позволял с минимальными трудозатратами составлять бухгалтерскую отчетность организации. Еще лучше, если бухгалтер будет разрабатывать не только рабочий план счетов, но и формы бухгалтерской отчетности. Это верный путь к возрождению бухгалтерского учета как системы информирования руководства и иных пользователей о финансовом состоянии дел организации.

Формирование конечного  финансового результата отчетного периода отражается в отчете о прибылях и убытках (форма №2), а в бухгалтерском балансе (форма №1) осуществляется его включение в состав собственного капитала.

В бухгалтерском балансе  суммы доходов и расходов не отражаются. В нем содержится информация о доходах и расходах будущих периодов, которые уже нашли отражение в отчете о прибылях и убытках в соответствии с содержанием и характеристикой.

Данные отчета широко используются для анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации. Отчет о прибылях и убытках отражает ступенчатый порядок формирования конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году чистой прибыли. В форме №2 соблюдается принцип сбалансированности доходов и расходов организации за прошлый год.

В отчете о прибылях и убытках содержатся все необходимые сведения о финансовых результатах деятельности организации в целом и суммы, их составляющие. В отчете о прибылях и убытках данные о доходах и расходах и финансовых результатах предоставляются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Таким образом, отчет  о прибылях и убытках дает пользователям  предоставление о финансовом положении  организации и результатах ее деятельности в отчетном периоде, позволяет  увидеть все доходы и расходы, которые получила организация в прошедшем году.

Организации обязаны  осуществлять большую подготовительную работу по формированию бухгалтерской  отчетности на основе нормативных документов по бухгалтерскому учету и отчетности ПБУ 4/99 , ПБУ 9/99 , ПБУ 10/99 . Одной из особенностей указанных документов является отказ Минфина РФ об утверждении форм бухгалтерской отчетности как типовых. Организациям предоставлено право на основе рекомендуемых Минфином РФ форм отчетности разрабатывать свои формы, в которых были бы учтены основные особенности соответствующих организаций и вместе с тем содержание этих форм должно отвечать требованиям нормативных   документов [8] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок составления отчетности в ООО «Ромашка» и предложения по ее совершенствованию

3.1 Порядок составления отчетности и её краткий анализ на примере ООО «Ромашка»

 

Рассмотрим порядок  составления бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках  организации ООО «Ромашка», основным видом деятельности которой является строительство. А так же сделаем  выводы, относительно финансового состояния организации на основе имеющихся данных. Так как порядок составления вышеупомянутых форм был рассмотрен в предыдущей главе, в данной мы будем так же обращаться к приложениям 1 и 2, попутно комментируя строки, интересующих нас статей баланса Общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»).

В активной части баланса, в разделе «Внеоборотные активы» (приложение 3) по строке 110 отражаются нематериальные активы по остаточной стоимости, как мы видим, на конец года по данной строке сумма (1 тысяча рублей) не меняется. По указанному нематериальные активы за отчетный год не начислялась амортизация, поэтому можно сделать вывод, что данный объект имеет неопределенный срок полезного использования (согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

По строке 120 отражается остаточная стоимость основных средств, она на отчетную дату составила 575 тысяч  рублей.

По строке 190 отражается общая сумма внеоборотных активов. Для ООО «Ромашка» эта сумма  равна 576 тысяч рублей.

Как видно из баланса  сумма внеоборотных активов сильно уменьшилась по сравнению с началом  отчетного года. Причин этому может  быть множество: от амортизации до выбытия.

Строка 210 входит во II раздел баланса - «Оборотные активы». Стоит отметить, что одним из основных критериев отнесения объекта к оборотным активом, является срок использования и он не должен превышать 12 мес. К данной статье предусмотрены расшифровочные строки. В нашем примере суммы присутствуют в строках:

211 - сырье, материалы и другие аналогичные ценности (8946 тысяч рублей)

213 - затраты в незавершенном производстве (2913 тысяч рублей)

216 - расходы будущих периодов (131 тысяча рублей)

По строке 240 выделяется краткосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты)- так же имеет расшифровочные строки. В нашем случае отражена задолженность покупателе и заказчиков  - 57323 тысячи рублей.

По строке 260 «Денежные  средства» формируется сумма  остатков по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках» (кроме субсчета 3 «Депозитные счета»). В ООО «Ромашка» эта сумма на конец отчетного периода составила 65 тысяч рублей.

По строке 290 подводится итог по разделу «Оборотные активы»: суммируются строки 210, 220, 240, 260 (69383 тысячи рублей) [6].

Сумма величин оборотных  активов на конец отчетного периода  сильно превосходит сумму на начало года. Это может свидетельствовать  об увеличении деловой активности организации. Можно отметить так же такое свойство, присущее малым предприятиям как высокая скорость оборачиваемости оборотных средств, наряду с эффективностью стратегии управления активами.

В пассиве баланса  выделяют 3 раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и  «Краткосрочные обязательства». В балансе ООО «Ромашка» нет данных по разделу «Долгосрочные обязательства» ввиду отсутствия надлежащих операций за отчетный период.

По строке 410 отражен  уставный капитал ООО «Ромашка» - 10 тысяч рублей, что является минимальной суммой уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью.

Добавочный капитал, который  отражается по строке 420, не претерпел  никаких изменений за отчетный период. Это может говорить о том, что  за прошедший год не проводилось  переоценки внеоборотных активов или их стоимость в результате переоценки не изменилась (что само по себе маловероятно).

По строке 470 отражается нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Стоит отметить, что по факту  числящаяся на балансе прибыль или  убыток могут быть распределены на дату формирования баланса. Обратившись к балансу ООО «Ромашка» видно, что сумма нераспределенной прибыли на конец отчетного периода увеличилась примерно на 500 тысяч рублей по отношению к началу года. Возможно было бы целесообразно за счет нераспределенной прибыли погасить часть задолженности перед персоналом организации. К сожалению, внести более интересные предложения по данному вопросу не представляется возможным, так как баланс не отражает необходимых дополнительных сведений.

Итоговой строкой для  раздела «Капиталы и резервы» является строка под номером 490. Итого на отчетную дату по данному разделу числится 7001 тысяча рублей.

В разделе «Краткосрочные обязательства» баланса ООО «Ромашка»  на отчетную дату присутствуют только строка 620 - кредиторская задолженность, а так же расшифровочные строки.

Задолженность перед  поставщиками и подрядчиками в размере 62957 тысяч рублей записана по строке 621. Для сравнения аналогичный  показатель на начало отчетного года - 7159 тысяч рублей.

По строке 622 отражается задолженность перед персоналом организации. Этот показатель тоже возрос по отношению к началу отчетного года: 1948 тысяч рублей на начало и 3158 тысяч рублей на конец отчетного периода.

Задолженность по налогам  и сборам (строка 624) составила 2018 тысяч  рублей, а задолженность перед прочими кредиторами (строка 625) - 2018 тысяч рублей.

По строке 690 подводится итог по разделу «Краткосрочные обязательства». Можно отметить, что наряду с увеличением  суммы внеоборотных активов так  же внушительно возросли краткосрочные обязательства. Это очередной раз подтверждает, что организация ООО «Ромашка» ведет активную деятельность.

Валюта баланса пассивной  части, а именно показатель по строке 700, как известно, должен совпадать  с валютой активной части баланса - строкой 300. Что мы и наблюдаем в приложении 3.

У ООО «Ромашка» помимо собственных основных средств на балансе числятся арендованные, которые  обычно отражаются на забалансовых счетах. Поэтому данный показатель не входит в основную часть бухгалтерского баланса, однако не остается без внимания и отражается в части баланса под названием «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах» по строке 910- арендованные основные средства на сумму 11739 тысяч рублей.

Второй документ из состава  годовой отчетности малого предприятия- Отчет о прибылях и убытках.

По строке 010 отражается выручка в сумме, исчисленной  в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и  иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, за минусом  НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, то есть нетто выручка По строке 010 указана сумма - 188218 тысяч рублей.

По строке 020 указана  себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг - 187560 тысяч рублей, в круглых скобках, так как в дальнейшем вычитается для определения валовой и чистой прибыли.

По строке 029 - валовая прибыль отражено значение, полученное путем вычитания величины себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг из нетто-выручки, что составило 658 тысяч рублей.

Информация о работе Учет и отчетность на малом предприятии (На примере предприятия ООО «Ромашка»)