Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть коммерческо-сбытовую деятельность в управленческой системе организации;
- раскрыть сущность готовой продукции и произвести ее оценку;
- изучить организацию учета готовой продукции, ее продажи и результатов продажи на предприятии;
- произвести анализ безубыточности производства готовой продукции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КОММЕРЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………….
5
1.1. Коммерческо-сбытовая деятельность и ее место в управленческой
системе организации………………………………………………………..
5
1.2. Готовая продукция и методы ее оценки. Основные задачи учета готовой продукции………………………………………………………….
11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КООМЕРЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ГРАЦИЯ»……………………………………
15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…….
15
2.2. Управленческий учет движения готовой продукции...........................
17
2.3. Анализ безубыточности производства готовой продукции в ООО «Грация»……………………………………………………………………..
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...
29
Планирование и учет
Значительную долю в себестоимости производства сельскохозяйственной продукции занимают затраты на покупку комплектующих изделий и полуфабрикатов, в том числе затраты на изготовление полуфабрикатов собственного производства, так как для производства готовых изделий предприятие самостоятельно производит некоторые виды полуфабрикатов. Поэтому в ООО «Грация» используется нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, с помощью которой на предприятии определяется фактическая себестоимость продукции, оценивается брак в производстве и рассчитываются размеры незавершенного производства.
Организация управленческого учета готовой продукции обеспечивает формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам. На предприятии разработана система расходов материалов на производство, выявляются и устраняются причины перерасхода и недостатков, устанавливаются виновные лица. Таким образом, можно сказать, что конечным этапом коммерческо-сбытовой деятельности организации является выпуск готовой продукции.
Реализация продукции в ООО «Грация» является важнейшим показателем объема его деятельности. В процессе реализации завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Реализация продукции является необходимым условием для возобновления цикла производства. Моментом реализации является дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя непосредственно в процессе свободной торговли.
Основными задачами управленческого учета реализации готовой продукции на ООО «Грация» являются:9
- увеличение объема продаж
- изыскание резервов наиболее
полного удовлетворения
- повышение эффективности
- максимально возможное
Объем реализованной продукции выражается в натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема реализации оцениваются в стоимостных показателях.
Особое внимание в процессе учета реализованной продукции отводится определению выполнения плана поставок продукции в целом по предприятию, в разрезе отдельных покупателей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка невыполнения договорных обязательств.
Таким образом, на данном предприятии для осуществления целей контроля за отгрузкой готовой продукции используется следующая схема движения первичных учетных документов:10
а) на складе готовой продукции или в отделе выписывается 4 экземпляра накладной;
б) 4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу организации для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;
в) бухгалтерской службой
г) при вывозе готовой продукции через пропускной пункт один экземпляр (четвертый) накладной остается в службе охраны, один из экземпляров (третий) – у получателя в качестве сопроводительного документа на груз (готовую продукцию);
д) служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;
е) бухгалтерская служба совместно
с другими подразделениями
Реализация продукции является необходимым условием. Отпуск готовой продукции осуществляется на основании накладной, которая должна содержать обязательные реквизиты и характеристики отгруженной продукции. При отгрузке готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателям, оформляется и предъявляется ему к уплате расчетный документ. Оценка выбытия готовой продукции производится организацией по себестоимости каждой единицы. Оперативный учет выполнения договоров о реализации продукции ведет отдел сбыта, который выписывает приказ-накладную, а затем передаются в бухгалтерию для подписи, и снова возвращаются в отдел сбыта.
2.3. Анализ безубыточности
Одной из основных задач управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности является сбор и обобщение информации, необходимой для принятия правильных управленческих решений руководством предприятия.
На практике принятие решения представляет собой сравнительную оценку ряда конкурирующих альтернативных вариантов действий и выбор из них оптимального, который в наибольшей степени отвечает целям организации.
Перед принятием правильного решения необходимо определить цель или руководящее направление деятельности организации, которые помогут отдать предпочтение тому или другому варианту.
Для принятия правильного решения, прежде всего, необходимо иметь информацию о будущих затратах по всем альтернативным вариантам. Иногда при расчетах учитывается упущенная выгода предприятия.
При использовании информации управленческого учета решаются многочисленные:11
— планирование выпуска продукции;
— определение точки безубыточности;
— принятие решений по ценообразованию;
— о реструктуризации бизнеса;
— о капиталовложениях;
— о целесообразности освоения новых видов продукции.
Выбранные альтернативные варианты действий являются исходной точкой для составления бюджета.
Анализ безубыточности производства проводится в целях изучение зависимости между изменениями прибылью, объема производства и издержками в течение краткосрочного периода. Особое внимание уделяется определению точки безубыточности (порога рентабельности, критической точки).
Критической считается такая точка объема реализации, при которой предприятие имеет затраты равные выручке. То есть, предприятие в этом случае не имеет ни убытка, ни прибыли.
В международной практике для определения критической точки используют три метода:12
— метод уравнения (математический метод);
— метод маржинального дохода;
— графический метод.
Рассмотрим анализ безубыточности производства готовой продукции в ООО «Грация» на примере молока.
Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:
Прибыль от реализации продукции = Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – Переменные затраты на объем реализации - Постоянные затраты в общей сумме
Записав каждый показатель более детально, формулу можно представить в следующем виде:
Прибыль от реализации молока = Цена единицы продукции * Количество единиц – Переменные затраты на единицу продукции * Количество единиц – Постоянные затраты в общей сумме = 8,3*43200 -4,2*43200 - 13237 = 163883 тыс. руб.
Обозначим в формуле количество единиц, т. е. объем реализации (производства) в точке безубыточности через X, правую часть уравнения приравняем к 0 (так как в точке безубыточности у предприятия нет прибыли) и получим:
Х * (Цена за единицу продукции – Переменные затраты на единицу продукции) – Постоянные расходы = 0
Х*(8,3 - 4,2) - 13237=0
В скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции, т. е. разница между выручкой и переменными затратами. Отсюда объем реализации в критической точке определяется:
X =Постоянные расходы /Маржинальный доход на единицу продукции = 13237/4,1=3228,5 ц.
Следовательно, при производстве 3228,5 ц. молока предприятие будет работать безубыточно.
Для предприятия важно определить зону безопасности, или запас прочности (кромка безопасности). Этот показатель показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки:
Зона безопасности = Фактическая (планируемая) реализация – Реализация на пороге рентабельности = 43200 - 3228,5 = 39971,5 ц.
Чем больше запас прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов производства и реализации.
Предприятие имеет положительный запас прочности, поэтому его прибыль определяется:
Прибыль = Запас прочности * Маржинальная прибыль на единицу продукции 39971,2*4,1 = 163883,2тыс. руб.
Таким образом, любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага:
Сила операционного рычага = Маржинальная прибыль/ Прибыль = (43200*4,1)/16383,2 = 10,8
Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.
Следовательно, если выручка от реализации увеличится на 10%, то прибыль увеличится на 108% (10*10,8).
Все перечисленные показатели можно
использовать для прогнозирования
развития предприятия, т. е. выбрать
оптимальную стратегию в
1. Увеличение цены реализации.
2. Увеличение
объема производства и
3. Снижение переменных затрат.
4. Снижение постоянных затрат.
5. Сочетание любых перечисленных стратегий.
Рассмотрим выбор стратегий на нашем примере.
1. Увеличение цены реализации на 10%, т. е. на 0,83 тыс. руб., она составит 9,130 тыс. руб.
Маржинальная прибыль на единицу продукции равна: 9,13 – 4,2 = 4,93 (тыс. руб.)
Точка безубыточности равна: 13237/4,93 = 2664,7 (ц).
Запас прочности равен: 43200 - 2664,7 = 40535,3 (ц).
Прибыль равна: = 40535,3*4,93 =199839,0 (тыс. руб.).
Следовательно, увеличение цены реализации на 10% приведет к увеличению прибыли на 30965,8 (тыс. руб.).
2. Снижение переменных затрат на 10%, т. е. на 0,42, и составят они 4,2 - 0,42 = 3,8(тыс. руб. на единицу продукции).
Маржинальная прибыль на единицу продукции равна: 8,3 - 3,8 = 4,5(тыс. руб.)
Точка безубыточности равна: 13237/4,5 = 2941,5 (ц).
Запас прочности равен: 43200 - 2941,5 = 40258,5 (ц).
Прибыль равна: 40258,5*4,1 = 165059,9 (тыс. руб.).
Следовательно, уменьшение переменных затрат на 10% приведет к уменьшению прибыли.
3. Снижение постоянных затрат на 10%, т. е. на 1323,7 руб., и составят они 11913,3 (тыс. руб.).
Маржинальная прибыль на единицу продукции равна: 8,3 - 4,2 = 4,1(тыс. руб.)
Точка безубыточности равна: 11913,3 / 4,1 = 2905,7 (ц).
Запас прочности равен: 43200 - 2905,7 = 40294,3 (ц)
Прибыль равна: 40294,3 * 4,1 = 165206,6 (тыс. руб.).
Следовательно, снижение постоянных затрат на 10% приведет к уменьшению прибыли.
4. Увеличение объема производства и реализации на 10%, т. е. на 4320 ц, и составит 47520 (ц).
Цены и затраты остались прежними, следовательно, точка безубыточности осталась прежней.
Запас прочности равен: 39971,5 (ц). Прибыль рассчитаем с помощью силы операционного рычага, он равен 2,4; следовательно, прибыль увеличится на 24% и составит 217768,3тыс. руб.
Выполненные выше расчеты возможны лишь при классификации затрат на постоянные и переменные. Такие расчеты справедливы для определенной масштабной базы, т. е. для интервала в объеме реализации, в котором постоянные затраты не изменяются.
Таким образом, оптимальная стратегия ООО «Грация» в управлении прибылью, затратами – это увеличение объема производства и реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная система управления требует рациональной организации коммерческо-сбытовой деятельности. При этом под коммерческо-сбытовой деятельностью понимается деятельность, направленная на реализацию произведенных или закупленных предприятием товаров, работ, услуг с целью извлечения предпринимательской прибыли, где основными объектами являются покупатель, товары и каналы товародвижения.