Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 09:31, реферат
В национальной экономике каждой страны особое место занимает сфера обращения. Она объединяет снабженческие, сбытовые и все другие торговые организации. Их назначение – доведение произведенного товара от производителя до потребителя.
Знание основ бухгалтерского учета, его рациональная и правильная организация в условиях торговой организации необходимы не только бухгалтеру, но и директору, собственнику предприятия. Они нужны для своевременного принятия грамотных финансово-экономических решений, для контроля за движением товарной массы, издержками обращения и доходами. Они позволят предотвратить банкротство. Ведь «для купца ничего не может быть слишком ясным ввиду тех бесчисленных случаев, которые встречаются в торговых делах, о чем знает всякий, кто посвятил себя торговле... Для того чтобы стать хорошим торговцем, требуется значительно больше, чем для того, чтобы стать доктором права».
При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры,накладные и т. д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.
Акт по форме № ТОРГ-2 составляется на отечественные товары в четырех экземплярах. Акт по форме № ТОРГ-3 составляется на импортные товары в пяти экземплярах.
Если товарно-материальные ценности поступают в организацию без счета поставщика, то они принимаются по актуо приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4).
Ценности принимаются по данному акту по фактическому наличию. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.
Для аналитического учета товаров, которые учитываются в количественно-стоимостном выражении, применяются карточки количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28).
Карточка ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара. При количественно- стоимостном учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться вместена одной карточке. Записи в карточке производятся в количественном и стоимостном выражении на основаниипроверенных документов, представляемых в бухгалтерию материально ответственными лицами.
Для учета движения и остатков товаров и тары на складе применяется журнал учета движения товаров на складе(форма № ТОРГ-18). Журнал ведется материально ответственным Лицом по наименованиям, сортам, количествуи цене.
Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день.
При продаже товаров другим организациям отпуск товаров со склада производится по товарным накладным (форма № ТОРГ-12).
Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, продающей товары, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается организации-покупателюи является основанием для оприходования им этих ценностей.
Для учета товарных документов в организациях торговли за отчетный период применяются товарный отчет (форма № ТОРГ-29) и отчет по таре (форма № ТОРГ-30).
Эти первичные документы составляются в двух экземплярах материально ответственным лицом с указаниемномера, даты документов на поступление и выбытие товаров и тары.
Товарный отчет, как правило, составляется при сальдовом методе учета товаров. Подписывается бухгалтероми материально ответственным лицом. Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на основаниикоторых составляется отчет, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материальноответственного лица.
Для учета внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениям или материально ответственными лицами применяется накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13).
В случае возникновения по тем или иным причинам боя, порчи, лома товарно- материальных ценностей они подлежат уценке или списанию, которое оформляется актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15).
Акт составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии с участием представителя администрации организации, материально ответственного лица или, при необходимости, представителя санитарного надзора.Акт утверждается руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и являетсяоснованием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий — у материально ответственного лица.
В случае обнаружения при инвентаризации потерь от порчи товаров для их списания используется акт о списаниитоваров (форма № ТОРГ-16).
Для оформления уценки товаров при моральном устаревании, снижении покупательского спроса, обнаружении признаков понижения качества по различным причинам применяется акт об уценке товарно-материальных ценностей (форма № МХ-15).
Акт составляется и подписывается в двух экземплярах ответственными лицами комиссии. Один экземплярнаправляется в бухгалтерию, второй передается материально ответственному лицу для хранения или прикладывается к товарной накладной для передачи в организации торговли для перепродаж товарно-материальных ценностей по более низким ценам или для возврата их поставщику (производителю).
1.3 Учет поступления товаров
B учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.
Приемка товаров на фирме поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта. Доверенность оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации.
Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается и закрытой таре, то необходимо сделать запись: «Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки». После этого материально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.
Торговое предприятие по законодательству несет ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии сертификата может быть подвергнуто штрафам. Торговое предприятие получает сертификат соответствия.
Приемка товаров по качеству, количеству, массе и комплектности осуществляется в соответствии с комплектом первичной документации – это накладная, сертификат качества и счет-фактура.
Накладная и счет-фактура выписываются, как правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.
Кроме того следует помнить, что в соответствии с Налоговым кодексом все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг), формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (с изменениями и дополнениями). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.
Составленный документ должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации. Получаемые покупателем товаров счета-фактуры относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления ведется в журнале регистрации поступивших счетов-фактур.
Также заполняется книга покупок, которая ведется получателями товаров, в целях определения сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего зачету.
О выявленной недостаче и нарушении качества продукции составляется акт, являющийся юридическим документом для выставления претензий поставщику.
Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам получатель (покупатель) предъявляет изготовителю (поставщику, отправителю).
Если изготовитель или его местонахождение получателю недоступны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который после ее получения направляет один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя. Претензия по поводу недостачи продукции или ее ненадлежащего качества должна сопровождаться актом с вышеуказанными документами.
Для приема товара у материально ответственного лица предприятия-получателя операционист вводит в программу приходную накладную в соответствии с первичной документацией.
В свою очередь материально ответственное лицо (экспедитор) сдает корешок выданной ему доверенности вместе с товаром. Кладовщик проверяет оприходованную накладную на соответствие первичной документации.
Поступление товаров отражается по дебету активного счета 41 «Товары», по субсчету 41-1 «Товары на складах». Товар приходуется по стоимости приобретения за вычетом налога на добавленную стоимость, содержащегося в покупной цене, что фиксируется следующей проводкой:
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – на сумму НДС, указанную в счете-фактуре,
Дт 41 «Товары» – на стоимость оприходованного товара – Kт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- на общую сумму задолженности поставщику.
Ассортимент товаров предприятия подразделяется на 3 ставки НДС:
1) Поступление товара, не подлежащего обложению НДС (приложение 5). В эту группу входят товары медицинского назначения из «Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. №19) [ч.II гл.21 ст.149 п.2].
2) Поступление товара, подлежащего обложению НДС по ставке 10% (приложение 5). В эту группу входят товары медицинского назначения из перечня «Общероссийского классификатора продукции», а также «Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности», определяемых Правительством РФ в части товаров медицинского назначения [НК ч.II гл.21 ст.164 п.2].
3) Поступление товара, подлежащего обложению НДС по общеустановленной ставке 18%. В эту группу входят товары медицинского назначения, не входящие в перечни, описанные в пунктах 1 и 2.
Товары на балансе учитываются по покупным ценам.
Для учета товаров, принятых на ответственное хранение (если, например, возникли вопросы, связанные с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организаций-комиссионеров в соответствии с заключенными договорами, ведется на счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
Следует отметить, что, когда в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах и т. д.) не выделена сумма НДС отдельной строкой или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. При этом стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 «Товары» с последующим списанием на счет реализации.
Товар может закупаться у частных предпринимателей. В случае, если он работает по классической схеме налогообложения, тогда работа с ним подпадает под общие правила торговли, описанные выше. Как частный предприниматель, так и юридическое лицо, может работать на схеме специальных режимов налогообложения, в соответствии с главой 26 ч.II. В таком случае они не являются плательщиками НДС и не имеют права выписывать счета-фактуры и обязаны об этом известить своих контрагентов. Одновременно юридические лица, подпадающие под ст. 145 ч.II гл.21, могут иметь разрешение на работу без НДС и также не имеют права выписывать счета-фактуры, находясь на классической схеме налогообложения. Об этом они также должны поставить в известность своих контрагентов. В этих случаях НДС по ним не выделяется, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. Таким образом, при данных операциях предприятие оптовой торговли обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет, что делает такие операции невыгодными; при заключении таких договоров необходима копия документа о регистрации и документа, удостоверяющего личность предпринимателя. Следует помнить, что возможно приобретение товаров у продавцов, перешедших на упрощенную систему налогообложения, которые также с 2003 года не облагаются НДС, поэтому учитываются в полной сумме на счетах учета материальных ценностей.
Что касается закупки товаров за наличный расчет, то она производится с оформлением акта закупки, утвержденного руководителем предприятия, в котором в обязательном порядке указываются паспортные данные физического лица-продавца.
Такие операции имеют место. В этих случаях не оформляется акт закупки, а оформляется стандартный комплект поставки (товарная накладная, счет-фактура, сертификат (при необходимости), кассовый чек на оплату) в обмен на доверенность.
Такие операции могут быть проведены через подотчетных лиц, что отражается проводкой:
Покупатель засчитывает НДС при расчетах с бюджетом при реализации данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товарам:
Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары, а также перечисление авансов и предварительной оплаты в зависимости от формы оплаты оформляется следующими записями:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму оплаченной задолженности поставщикам –
Kт 51 «Расчетные счета » – на сумму, оплаченную с расчетного счета,
Kт 52 «Валютные счета» – на сумму, оплаченную с валютного счета,
Kт 50 «Касса» – на сумму оплаты из кассы торгового предприятия наличными деньгами (при этом следует помнить об установленном лимите расчетов наличными в пределах 60 тысяч рублей),
Kт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные» - на сумму, оплаченную векселем,
Kт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – на сумму оплаты за счет краткосрочного банковского кредита,
Kт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» – на сумму оплаты за счет долгосрочного банковского кредита.
Проводка: Д 60.1 – К 51– из кассы оплачена задолженность поставщикам.
Оприходование товаров оформляется следующими проводками:
Дт 41 «Товары» – на стоимость оприходованного товара, Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»- на сумму НДС, относящуюся к полученному товару – Kт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость товара с НДС, указанную в счете-фактуре.
Информация о работе Учет наличия и движения в розничной и оптовой торговле